Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

«Неизвестная». Художник И.Н. Крамской.

Маргарита (Маргарита)
Маргарита (Маргарита)
2022-06-16 21:31:32
Рейтинг: 28338
Комментариев: 3049
Топиков: 685
На сайте с: 21.05.2020
Подписаться

Шедевры мировой живописи.

279371131_2274016792750331_2473961496521681950_n

И.Н. Крамской. «Неизвестная.» 1883. Холст, масло. 76,5 х 99. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

На сегодняшний момент существует много интересных версий относительно прототипа самой известной «Неизвестной».

История любви одна из них.
В Фатежском уезде Курской губернии находилось имение столбовой дворянки Бестужевой. Была у нее немалая родня в Санкт-Петербурге и там же особняк.
Племянник помещицы, офицер, выйдя в отставку и возвращаясь с Кавказа домой в Санкт-Петербург, заехал к тете. Молодой Бестужев был поражен необычайной привлекательностью и красотой ее горничной – взятой из соседней деревни крестьянки. Из-за этого он задержался в имении…

Заручившись согласием своей избранницы, племянник обратился к тетушке с мольбой, чтобы та отпустила с ним горничную, на которой он решил жениться после представления ее своим родителям. Выслушав необычную просьбу, помещица возмутилась – как это столбовой дворянин может жениться на простой мужичке?! Но тот стоял на своем так усердно, что, хотя и не сразу, но все-таки победил.
В Санкт-Петербурге молодой Бестужев представил родителям свою избранницу. Особых возражений не последовало, ибо невеста пленила и родителей жениха. Ее стали обучать этикету, танцам, у нее оказался приятный голос. Вместе с тем обучили и обыкновенной грамоте.
После свадьбы счастье молодых иногда омрачалось тем, что “на людях” возникали недоразумения из-за необычной красоты и привлекательности Матрены Саввишны. Ее “пленником” оказался и живописец Иван Крамской. Он иногда бывал в их семье. Красавица, несомненно, не могла не заинтересовать Крамского как живописца.
Как-то зимним днем в ненастную погоду к Бестужевым пришел “на огонек” Крамской. Его встретил супруг Матрены Саввишны, который помог гостю снять пальто и шляпу, а затем провел его в зал и распорядился, чтобы подали горячего чая. Вскоре в зал стремительно вошла Матрена Саввишна, необычайно возбужденная, румяная. Когда супруг помогал ей снять шубу, то она несколько раз нетерпеливо проговорила: “Ах, какая встреча сейчас была у меня!”
Тут же, за чаем, она поведала супругу и гостю, что встретила свою бывшую хозяйку – помещицу из Фатежского уезда. Та в свою очередь узнала свою бывшую горничную и, очевидно, решила, что Матрена Саввишна тут же должна осыпать ее благодарностями за позволение уехать с ее племянником. Но бывшая горничная проехала мимо с таким независимым и гордым видом, мол, я тебя не знаю и знать не желаю…
Рассказ произвел на Крамского неизгладимое впечатление. В картине, которую он решил писать, непременно надо будет выразить не только ее привлекательность, но показать хотя бы в какой-то мере и внутренний мир этой очаровательной молодой женщины. Насколько это удалось художнику, искусствоведы спорят по сей день.
Но семейная жизнь не заладилась, ее мужу случалось вызывать слишком ретивых кавалеров на дуэль. Трижды были такие дуэли, но все они завершались примирением. Тем не менее, они не могли не портить отношений в семье. К тому же их сын заболел и умер. Все это побудило родню супруга Матрены Саввишны возбудить перед церковью ходатайство о расторжении брака, что и было осуществлено.

Узнав об этом, Крамской счел своим долгом проводить Матрену Саввишну – она решила вернуться в родное село к своей старшей сестре. При этом условились, что она напишет ему. Долго не было никаких вестей. Крамской сам написал письмо в деревню, но не получил ответа. Прибыв в Фатеж, Крамской узнал печальную весть: в пути Матрена Саввишна тяжело заболела и в Фатеже, в земской больнице, умерла.
В те годы на городском кладбище хоронили только горожан, Матрену Саввишну похоронили на кладбище в ближайшем к городу селе Миленино.

bez-nazvaniya

Российский художник Крамской Иван Николаевич (1837 – 1887гг.)

Работы художника находятся: в Русском музее, Эрмитаже, Третьяковской галерее.

Описание картины Крамского «Неизвестная»

Картина Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» написана в 1883 году.

Это поясной портрет молодой женщины, сидящей в коляске.

Дама одета по последнему слову моды 1880-х годов: бархатный берет, в то время такие береты называли «Франциск», напоминающий головной убор на картине аристократов 16 века — та же форма, то же страусовое перо прикрепляется золотым аграфом с жемчугом.

Тяжелый узел тёмных волос на шее. Пальто, по ассоциации с генеральской шинелью, называется «Скобелев», явно дорого сукна,
отделано собольим мехом и шелковыми тёмно- синими лентами.

Так же отделана муфта, что тогда было модно, соболем и тёмно- синими шелковыми лентами. На руках в тон общему одеянию – тёмно-синие лайковые «шведские» перчатки и на левой руке массивный золотой браслет.

При анализе этой работы критики часто приписывают женщине свойства «Дамы с камелиями», утверждая, что здесь изображена некая дама полусвета, дорогая содержанка или может быть актриса, пользующаяся покровительством. Мотивируется это тем, что дама вызывающе модно и дорого одета.

В то время дворянство, переживая экономический кризис, не имело возможности так одеваться, и вообще точное следование моде было свойством «нуворишей», людей пришедших в высший свет благодаря деньгам, а не происхождению.

Крамской И.Н. «Неизвестная»

Композиция

Первое, что видит зритель — тёмное пятно силуэта женщины в коляске. Композиция такова, что напоминает кинокадр крупным планом. Очень необычно для того времени.

Второе — лёгкий прозрачный фон — контуры Аничкова Дворца.

Предположительно, что коляска стоит на Аничковом мосту.

Смещение масштабов создаёт совершенно неожиданный эффект — главным в картине становится лицо. Первое, что мы видим — это глаза! Отстранённый, грустный, слегка высокомерный взгляд.

Источник света, направление теней, теплота и сгущённость тона говорят о том, что фигура писалась в ателье, а ландшафт на натуре. Совершенно виртуозно передана атмосфера зимнего Петербурга.

История создания

История это работы — Крамской называл её не «портретом», а «картиной»- противоречива. Автор не оставил комментариев, писем, записей в дневнике, счетов или дарственных имеющих отношение к этой картине.

eskizKRНайден недавно в частном собрании доктора Душана Фридриха в Чехословакии в городе Прага этюд, написанный к картине.

Известно, что позировала для такого же этюда не профессиональная натурщица, а чья-то знакомая, которая по случаю оказалась в мастерской Крамского и послужила моделью ему и нескольким его коллегам для натурной штудии.

Об этом эпизоде пишет в своих воспоминаниях один из участников, коллега по ТПВХ. Похоже, что эта модель и изображена на эскизе к картине.

Эскиз написан в том же колорите и в том же ракурсе, но черты лица не такие правильные, другая причёска, другое, более жесткое, выражение лица.

Есть несколько разных версий создания этой работы. Одна из них — это портрет глубоко любимой дочери Крамского — Софьи, тоже художницы с трагической судьбой.

Так же предполагают, что это заказной портрет Екатерины Долгоруковой — морганатической супруги императора Александра II, который после гибели императора так и остался у художника.

Есть версия гласящая о том, что это портрет Матрёны Саввишны, которая будучи горничной в поместье Бестужевых, очаровала своей необычной красотой молодого графа Бестужева — он на ней женился и привёз её в Санкт-Петербург, где художник с ней и познакомился.

Одна из привлекательных и довольно вероятных теорий — что на картине изображена Варвара Туркестанова — грузинская княжна. Иван Николаевич увидел её портрет- камею, узнал о её трагической судьбе, и это вдохновило его на создание картины.

Резонанс

Картина была впервые показана на 11- ой выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок, где произвела эффект разорвавшейся бомбы. Композиция, сюжет и настроение этой вещи совершенно не соответствовал ни концепции Товарищества, ни представлениям того времени о дозволенном.

Третьяков поначалу отказал в приобретении, но в итоге купил работу с тем, хотя много лет не выставлял её.

При Советской власти и в период демократизации общества эта работа представлена в Третьяковской галерее, как одно из популярнейших произведений И.Н.Крамского, символизирующего русскую культуру.

Все эти теории не проясняют настоящую личность «Неизвестной». Быть может как раз в этом и была задача художника, написавшего собирательный образ женщины своего времени.

Автор И. Шмитц

Художник Крамской И.Н.

Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской области. Он окончил Острогожское училище в 1839 году. В это же время умер отец будущего художника, служивший писарем в думе. Крамской также работал писарем, посредником по полюбовному межеванию.

Талант Крамского проявился уже в юные годы. На мальчика обратил внимание фотограф Александровский. Вскоре Крамской поступил к нему на службу в качестве ретушера. С этим фотографом художнику удалось побывать в разных уголках России.

В 1857 году, прибыв в Санкт-Петербург, Крамской решает поступить в Академию художеств. Его учителем стал профессор Марков. В период обучения в Академии Крамской постоянно занимается какой-либо работой, чтобы получить средства себе на жизнь. В 1863 году художник награждается золотой медалью за полотно «Моисей источает воду из скалы». Однако большую золотую медаль Крамской не получает, предпочтя участвовать в «бунте четрырнадцати», когда четырнадцать выпускников покинули Академию.

Вместе с другими «бунтовщиками» Крамской образовал «Петербургскую артель художников». В 1865 году Крамской участвует в росписи купола Храма Христа Спасителя. С 1863 по 1868 год он преподает в школе рисования, в 1869 году удостаивается звания академика.

Покинув Артель в 1870 году, Крамской загорелся идеей образования нового общества художников. В результате появилось Товарищество Передвижных Художественных Выставок. В этот период художник много общается с П.М. Третьяковым. Впоследствии именно с Крамским советовался Третьяков по поводу приобретения тех или иных работ.

Большой удачей художника стало полотно «Христос в пустыне», показанное на выставке 1872 года. Художник использовал евангельский сюжет для того, чтобы поднять философский вопрос о выборе жизненного пути. Впоследствии все творчество Крамского было подчинено проблемам выбора между борьбой за идеалы и стремлением к личному благополучию. Даже портретные работы отражали постоянные поиски идеала демократичности и гражданственности.

Такими стали портреты Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова и даже автопортреты. Эти работы отличались тонким психологизмом. Художник также создавал образы простых крестьян: «Крестьянин с уздечкой», «Полесовщик». Одним из самых загадочных портретов стала работа «Неизвестная», созданная в 1883 году. Кто изображен на портрете, неизвестно до сих пор.

Крамской умер во время работы над портретом Раухфуса 24 марта 1887 года.

Лучшие картины Крамского И.Н.

Мне нравится25
9
Добавить в закладки
1846
9 комментариев
Наталия ()
2022-06-17 00:43:02
+1

Спасибо! Версию о прелестной горничной встретила впервые, — очень интересно!

shapiolga (Ольга)
2022-06-17 00:50:34
+1

Спасибо! Очень интересно!

Зоя
Зоя
4859
2022-06-17 01:21:03
+2

Это просто бальзам на душу! Как мне нравилась «Неизвестная». У меня в комнате, когда я еще жила с родителями, висела репродукция этой картины. Все-таки это, наверное собирательный образ. Если бы она была чьей-то дочерью, женой или родственницей, давно бы откопали эти сведения. Спасибо, Маргарита, было интересно узнать про И.Н, Крамского и про его очень известную «Неизвестную» и за свои воспоминания о молодости.

Наталья (Наталья)
2022-06-17 10:43:27
+1

Очень познавательно 

А здесь, наверное, ошибка: «Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской области. Он окончил Острогожское училище в 1839 году».