Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

Скоро банный день! что Вы знаете о бане? как надо париться?

Ma1i (Мария)
Ma1i (Мария)
2015-06-21 08:33:17
Рейтинг: 790
Комментариев: 322
Топиков: 56
На сайте с: 22.06.2014
Подписаться

Русский фольклор и баня

Поход в баню на Руси связан с ритуалом, который сопровождает множество значимых событий

Русская баня является национальной гордостью россиян. Сегодня это не просто комплекс гигиенических процедур или возможность провести время весело и с пользой для здоровья. Поход в баню связан с ритуалом, который сопровождает множество значимых событий. К примеру, если в семье рождается ребенок, все ближайшие родственники перед встречей с младенцем должны сходить в баню, очиститься. Перед долгим путешествием обязательно нужно попарить косточки в бане. А как же обойтись без бани перед свадьбой? Издревле баня считалась местом, где можно и нужно оставлять болезни, усталость и плохое настроение, забирая взамен здоровье и хорошее самочувствие тела и души. Баня и русский фольклор – это два неразрывных понятия, которые тесно связаны между собой на протяжении многих веков.

В данном материале мы поведаем вам об интересных поверьях, приметах и традициях, связанных с посещением бани. Оказывается, в бане могут жить духи, а ходить в парилку в понедельник, например, считается нарушением древней традиции. Если вам интересно узнать подробнее об этих и многих других моментах, значит, этот материал будет весьма кстати.

Когда нужно ходить в баню?

Итак, начнем с того, когда на Руси было принято ходить в баню. Считалось, что идеальными днями для посещения парилки были четверг, суббота и иногда вторник. По сей день ходить в баню по воскресеньям – не к добру, а к болезням.

Во Владимирской губернии, к примеру, вообще считалось, что мыться в бане незамужним барышням и вдовам грешно. Однако если входить в парилку с молитвой, то на небесах, как говорится, «простят». Ходить в баню в понедельник – это также признак дурного тона, это, якобы, тот день, когда активизироваться может банный домовенок или, как его еще принято называть «банник».

Как гласит поверье восточных славян, банник – это маленький человечек с бородой, которая сверху покрыта плесенью и мхом. Именно с кознями банника связывали раньше обмороки и другие неприятные ситуации, которые происходили в бане. Если кто-то поскользнулся, ударился, обжегся, ошпарился, люди свято верили, что банник таким образом негодует и мстит. Дух выстреливает нагретыми камнями и стучит в стену – так считали на Руси. Вести себя с банниками все пытались крайне осторожно, не шумели и не применяли хлесткое словцо в стенах парилки. Считалось, что если вести себя хорошо в бане, то и домовенок не будет негодовать. Особенно не рекомендовалось входить в баню по понедельникам молодым барышням. Как гласило поверье, «мыть голову девке в понедельник – косы вылезут».

С баней связано много поверий, примет и традиций. К тому же существует такое понятие, как банная магия.

Существуют и особенные, так называемые ритуальные дни, когда рекомендуется париться вениками. Это 23 июня – день Агафены Купальницы, ночь на Ивана Купалу и 26 октября – день Иверской иконы Божией Матери; в этот день в бани нужно приносить целебные травы, чтобы с их помощью выгонять болезни из страждущих. Если люди хотели оздоровиться и избавиться от тяжелых заболеваний, они шли в парилку в Чистый четверг накануне Пасхи, а также по четвергам перед Рождеством Христовым и Троицей.

Банная магия на Руси

Существовало также и такое понятие, как банная магия. Если барышня задумала приворожить молодого человека, она обязана была осуществить следующий ритуал: выдернуть из веника хворостинку, положить ее под порог суженого. После того как парень переступит порог, девица должна была забрать хворостинку и схоронить ее в бане, положив как можно выше. Считалось, чем выше лежит хворостинка, тем более горячим воздухом ее будет обдавать, а молодой человек в то время будет буквально сохнуть по девице.

В банях молодые девицы очень часто гадали. К примеру, находясь в парилке, девушки одновременно высовывали на мороз ладошку или щечку. Если к девичьей части тела прикасалась теплая рука, суженый должен был быть богатым и добрым. Если же прикасающаяся рука бала холодной, то и брак был не самым счастливым. В банях также очень часто читались заговоры над теми, кто болел простудой или лихорадкой. Распарив больного человека, умельцы «правили» кости.

Банник – это маленький человечек с бородой, которая сверху покрыта плесенью и мхом

Вместе с тем баня считалась и местом нечистым. В частности, из-за того, что здесь не было окон, в бане не принято вешать иконы. Следовательно, в парилке может обитать не только один домовенок-банник, а множество нечистых духов: кикиморы, черти, проклятые младенцы и так далее. На Руси также считалось плохой приметой строить дома на месте ранее стоявшей бани.

Среди исконно русских банных табу значится правило не париться после полуночи в христианские праздники без висящего на нити креста, а также в состоянии опьянения. Нарушив эти правила, человек рискует потерять бдительность и стать жертвой нечисти – отсюда и несчастные случаи в банях, внезапные обмороки у крепких мужчин и неожиданные возгорания.

Баня и семья – две святыни

Баня смывает все грехи – это выражение мы используем и по сей день. Для женщины сходить в баню – святое дело, которое позволит ей избавиться от грехов. Так, еще в X веке было принято после 9-месячного ношения младенца загонять молодую маму в баню, чтобы очистить ее духовно и физически закалить.

Сходить в парилку перед свадьбой – святая обязанность русской невесты. В баню ходили и супружескими парами после первой брачной ночи, а также перед венчанием. В русских деревнях была еще одна традиция: перед свадьбой отправлять невесту с матерью жениха в баню. Будущая свекровь, в свою очередь, смотрела, здорова ли будущая супруга сына и может ли эта молодая женщина выносить будущих детей. В деревнях баня была наиболее стерильным местом для родов.

В общем и целом, семья и баня – это понятия неразрывные, ведь правду говорят, что мириться мужу и жене лучше всего в бане. Еще одна важная примета: если собрать веник из семи берез и дать им попариться молодоженам, будущая «ячейка общества» будет дружной и крепкой. Жены, к которым по каким-то неведомым причинам остывал супруг, парились в бане с вениками, изготовленными в ночь на Ивана Купалу. Таким образом, женщины как бы «припаривали» суженых.

Сходить в парилку перед свадьбой – святая обязанность русской невесты

Баня и веники

Существует и отдельная традиция подготовки банных веников. Их заготавливают накануне дня Агафены или Ивана Купалы. Осиновый веник, к примеру, нужно вязать 12 августа, а сушить его необходимо отдельно – после этого такое «орудие» спасало человека от любой порчи и сглаза.

До сегодняшнего дня сохранилась традиция, в соответствии с которой заготавливать банные веники необходимо на полнолуние в четный день. Если человек отправлялся на заготовку веников, он обязательно должен брать с собой собаку. Примета гласит: если пес лаял, когда крестьянин готовил веник, это означало, что такой атрибут банной церемонии (веник) не принесет здоровья.

Немногие знают, что негоже рвать веники с двуствольной березы. Точно так же стоит уберечь себя от вязки веников из березы, которая пережила пожар. Жителям России было запрещено подбирать на дороге веники и даже пользоваться чужими, ведь они могут передать негатив и тяжелые недуги от человека к человеку.

Самый лучший веник – из березы, которая растет над рекой, как бы склонив свои ветви над водной гладью. Березовый веник отлично справляется с болями в мышцах и суставах, а чудодейственный березовый пар отлично влияет на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Еще одно хорошее народное средство от сыпи и различных кожных заболеваний – осиновый веник, которым раньше больше всего парили «слабых на алкоголь» людей. Для лучшей работы мочеполовой системы отлично подходит можжевеловый веничек. Еловый веник – великолепное средство от злых наговоров и порчи с наговорами. Заболевания горла и насморк отлично лечит банька с эвкалиптовым веником, ну а дубовый веник – это отличнейшее средство для повышения мужской силы.

Самый лучший веник – из березы, которая растет над рекой, как бы склонив свои ветви над водной гладью

Когда ставится новая баня, в угол обязательно кладется пахучее мыло, которым задабривается домовой-банник. Под баньку также закапывается несколько монеток, дабы благосостояние семьи росло, а здоровье крепчало.

И наконец, еще одно интересное поверье: на Руси было принято выходить из бани спиной, кланяясь ей за радушие и восхваляя чудодейственное воздействие святого пара. Мало что изменилось и по сей день – люди по-прежнему благодарят баню за спасение души и тела от недугов, переживаний, дискомфорта. Поклонитесь родимой баньке, чтобы в следующий раз она отплатила вам и вашей семье сторицей!

КАК ПРАВИЛЬНО ПАРИТЬСЯ

Русский банный день

Баня не терпит суеты. И париться надо размеренно, готовя свой организм к восприятию тех или иных процедур. Мы паримся до 7-го пота. Занимает это целый день.
Известная формула здоровья «держи ноги в тепле, желудок – в голоде, а голову – в холоде» в первую очередь относиться к гостям русской паровой бани.

«Добрая банька лучше сытного обеда!» Поэтому мы приходим в нее только натощак, посетив туалет и освежившись теплым душем. Ноги держим в тепле всегда. Согреть ножки следует до входа в парную или, лежа на банном полке, опустив их в шайку с горячей водой. Дышим всегда только носом.

Первый заход на банный полок

Лежа в мягком душистом тепле, мы возвращаемся в наше дорогое и безмятежное детство. Оттаивает озябшая душа, живительным теплом наполняется уставшее тело. Наш тепловой центр– печень, печка, участвующая в кровотворении и очищении нашей крови. Мы помогаем ей разогреться, поглаживая и пропаривая область печени живым березовым или дубовым веником со вкусным паром. Это продолжается до тех пор, пока сердце, реагирующее на тепловою нагрузку, не захочет с нами отдохнуть и выйти из парной.

Русской баней должно только наслаждаться! Ощущение дискомфорта устраняется соответствующим выравниванием паровоздушной среды «жарко–тепло-прохладно». Существует феномен русской парной: «тело любит тепло, а душа- прохладу». Тело купается в горячих ароматах, а дышим мы «вкусно» и легко через охлажденный банный веник, укрывая им свое лицо.

Во все время нашего пребывания в парной махровые простыни висят рядом с нами, согреваются и высыхают. Благодаря этому потное и разгоряченное тело мы, выходя из парной, укрываем всегда сухой и теплой простыней.

Отдых в гостиной после первого захода на полок

Выходя из парной и смыв в горячем душе пот, мы отдыхаем в гостиной у банного стола. Делаем мы это сидя или лежа. Простыня дольше сохраняет тепло нашего тела, и мы продолжаем потеть. Жажду терпеть не следует никогда и особенно в наш банный день. Душистый травяной чай, горячие медовые сбитни, в гостиной пьют небольшими глотками, не спеша и наслаждаясь. Это, а при желании и сухая ножная ванна из разогретой каменной соли, долго поддерживает в теле приятную истому и создает ощущение глубокого покоя.

Второй заход на банный полок

После того как тело остынет и пот на нем подсохнет, мы возвращаемся в парилку, все более поддавая на каменку и обмахивая, поглаживая и припаривая веником свое тело, все более его прогревая. При этом постепенно активизируются периферическое кровообращение, углубляется дыхание и усиливается работа сердца. После хорошего разогрева смываем в горячем душе пот и, не укрываясь банной простыней, выходим в гидромассажное отделение.

Горчично-солевая ладка – растирание после второго захода на полок

На теплом массажном топчане, хорошо облитом кипятком, мы самостоятельно или с помощью банщика приступаем к исключительно важной и одновременно насладительной банной процедуре. Смесью из обычной поваренной соли и горчичного порошка, увлажненном хлебным квасом, или чистой водой, мы тщательно и проникновенно растираем все кожные покровы тела за исключением лица и глаз. Таким образом очищается тело от отмерших слоев дермы вместе со всеми ее загрязнениями, потом, кожным салом. При этом кожа стерилизуется, освобождаясь от всех болезнетворных бактерий, при одновременной стимуляции всех ее физиологических отправлений. Кожное кровообращение активизируется, а осмотический эффект раствора соли на теле поддерживает потоотделение. Закончив растирание, мы сразу или отдохнув, пока не просохнет соль на теле, возвращаемся не смывая с тела соль, на банный полок.

Третий заход на банный полок

Присутствие поваренной соли на теле в сочетании с ядреным соленым паром в парной (для этого мы специально поддаем на каменку раствором морской соли в горячей воде) создает исключительно благотворную среду. Начинается активное очищение тела через все кожные покровы, носоглотку и легкие. Вдыхаемая нами соленая паровоздушная смесь органично и легко отторгает скопившиеся на слизистых и оболочках слизь и мокроту. И вот теперь настигло время настоящей парки, нашего исконно-русского банно-веничного массажа! Через молодую, уже очищенную кожу, обильный пот продолжает освобождать организм от продуктов обмена, токсинов и очень многих нечистот.

Горячий мыльно-березовый массаж после третьего захода на полок

Это продолжение возрождения молодости нашего тела. Смыв в горячем душе пот и облившись прохладной водой, чтобы освежиться, но не остудить тело, мы возвращаемся в гидромассажное отделение на чистый подогретый массажный стол. Последняя, но так же насладительная процедура очищения осуществляется горячей, хорошо взбитой мыльной пеной свежим банным веником из березы. Веники из других пород дерева для этой цели не подходят.

Для поддержания высокой температуры ведро с пеной должно находиться в чане с кипятком, в который так же перед началом работы обмакивают банный веник. Наряду с растираниями тела, которые выполняются и мягко, и с усилием, особенно при пунктирной, прерывистой протяжке веника по телу с отягощением рукою массажиста, используются и другие массажные приемы, но воздействующие на тело через веничную листву.

При этом недопустимо попадание мыльной пены в дыхательное горло. Щелочь может спазмировать его до полной остановки дыхания, поэтому нужна осторожность. Лицо человека при этом укрывается душистым веником.

В результате мыльно-березового массажа тело приобретает блаженное чувство воздушной невесомости и чувствуется, как он легко дышит помолодевшей кожей. Заключительные аккорды этого действа, составляют ласковые, очень медленные обливания тела, непременно с чередованиями весьма теплой со слегка прохладной водой. Начинают обливание направленно, от головы к ногам, чтобы смываемая пена не попала на лицо.

Четвертый заход на банный полок

«Кости распаришь – все тело поправишь!»

Наступает кульминационная часть банного торжества!

Ярый бой с самим собой!

Наши кожные покровы очищены, тело глубоко пропарено, циркуляция очищенной горячей крови осуществляется свободней, и мы идем уже в ядреный пар.

Время сладкого покоя прошло. Наступает время вдохновенного эмоционального и физиологического подъема.

Кожа горит, кровь кипит, но «пар костей не ломит, вон души не гонит»!

Начинается «такая парка, что небу будет жарко», «мякнут косточки, все жилочки гудят»! Живая кость тепло любит, и наша цель– прогреть уже самую сокровенную часть естества– кости, хрящи, связки, сухожилия и святая святых- кроветворный красный костный мозг! Место, где рождаются и живут вечно молодые стволовые клетки крови, которые, как теперь известно, могут превращаться в любые другие клетки для восстановление поврежденных тканей нашего организма. Вот почему «в день который паришься, не старишься»! Люди, в жизни которых русская парная занимает значительное место, даже в преклонные годы выглядят удивительно молодыми и здоровыми. Судя по их облику, активности и подвижности, они выглядят лет на двадцать-тридцать моложе. Банные процедуры способствуют укреплению и омоложению органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, дыхательного аппарата всего кожного покрова и внутренних органов). Человек становиться подтянутым, энергичным и работоспособным. Развивается сила, позвоночник становиться более гибким, в сухожилиях и поясничных мышцах появляется сила упругости. От банных потрясений русского человека «просыпается мудрость всего организма и ощущение в нем внутренней свободы».

Итак, мощно и глубоко прогревшись, мы переходим к контрастным процедурам– ныряние в холодный бассейн, прорубь или снеговой сугроб. Выйдя нагими из парной и быстро смыв в горячем душе пот, мы ныряем в бассейн. Ныряем резко, только в этом случае достигается быстрое и одновременное спазмирование всей периферической кровеносно-сосудистой системы. Чистая горячая кровь быстро отливает внутрь нашего тела, промывая, оздоравливая весь организм. Глубоко вдохнув перед прыжком, мы медленно и непрерывно выдыхая воздух, прыгаем в бассейн в позе «сидя». При этом ноги мы вытягиваем горизонтально вперед, а руки– в стороны. Этим достигается некоторое замедление погружения до дна бассейна.

Охладившись таким образом, мы должны не озябнуть, а восстановить тепло в горячем душе или ненадолго вернувшись в парилку. Все это повторяется снова и снова, пока «душа рвется на простор» и ощущает восторг и радость бытия.

Пятый заход на банный полок

Лежа на полке в душистом и жарком паре мы сами или с помощью банщика приступаем к общей ладке холодом. Для этого мы используем целый арсенал замороженных предметов, комбинируя воздействие на тело холода и банного тепла, омолаживаясь, прогревая и подтягивая наше тело.

Отдыхаем после пятого захода на полок в гостиной за душистым чаем.

Шестой заход на банный полок

Во время шестого посещения парной мы уже спокойно отдыхаем в щадящем легком и душистом паре. Продолжая легко потеть, мы постепенно снижаем тепловую нагрузку на организм.

Медовая ладка – растирание после шестого захода на полок

Смыв в теплом душе пот, ложимся на чистый теплый массажный топчан для медовой ладкии — растирания нашего тела.

Мед должен быть душистый, мягкий, не содержать жестких кристаллов. При этом желательно использовать 2-3 разных сорта меда, например, изумительный белоснежный мед из цветов белой акации, золотистый майский или липовый мед, темный, гречишный мед. До и после медового массажа приятно и особенно полезно выпить по стакану цветочного чая с теми же сортами меда. Такое одновременное употребление меда внутрь и наружно дает особенный оздоровительный эффект и прекрасное самочувствие. В этом действе важно, чтобы ноги были теплые и, если нужно, их можно согреть в шайке с горячей соленой водой или с сухой горячей солью.

Седьмой заход на банный полок

Хорошо отдохнув во время и после медового растирания в обнаженном виде, мы в последний раз идем в парную. При этом температурно-влажностный режим в ней должно поддерживать таким же умеренным, как и в первый заход (комфортное тепло). Это наш последний «чистый» выход с чувством неги и полного все довольства. «Раскормила меня банька, разморила все суставчики, размягчила туги хрящики». После седьмого захода на полок мы моем голову и долго и тщательно в послебанной истоме вытираем свое помолодевшее тело. Торопиться здесь не следует. В теле звучит песня восстановленного здоровья и не хочется выходить из этого ощущения праздника внутри себя.

«В русской паровой бане ни у кого никогда ничего не болит!»

Теперь следует постараться выполнить особое банное правило.

«Из бани следуют уходить с такой же влажностью и температурой тела, как и при прибытии в нее». Практически это положение в холодную погоду можно выполнить, не выходя на улицу и хорошо вздремнув в тепле и покое. И еще это хорошо происходит во время дружного застолья, трапезы по завершении банных баталий. На трапезе этой подаются русские блюда: аппетитная и легкая для желудка рыбная боярская уха или крупные рыбы запеченные с пряностями и луком.

С легким паром и доброго здравия!

Мне нравится2
6
Добавить в закладки
2321
6 комментариев
koshkawhite ()
2015-06-22 06:30:01
0
Не в укор вам, дорогая, но эту… чушь писал 1-явно городской человек, ибо ни в одной деревенской бане бассейнов отродясь не было.Парились всегда по субботам, ибо в воскресенье-в Церковь.Целый день!.. Крестьянин мечтал бы целый день вялится в поготовке к бане.А работать-то кто будет? Огороду и скотине по фигу баня.Его нужно полоть, поливать(огород), кормить, поить, доить, пасти(скот).И т.д. и т.п.И из парной на мороз мордочку не высунешь-дверь из парилки выходит в ПРЕДБАННИК, а не на улицу.
2-он сам явно париться не умеет ибо выдержать 7 полноценных заходов в парную человек не сможет, если только в ней не 50-60 градусов, конечно.Но тогда это не баня, а просто «потелка».Ну про кикимор в бане умолчу.
3-инфа надёргана Бог весть откуда и по большей части-фантазия автора.Есть правдивые моменты, а в основном-чупуха для несведущего городского жителя.
В догонку-парюсь в ДЕРЕВЕНСКОЙ бане уже лет 30.Знаю, о чём говорю.И с банником тоже знакома.Он не такой!
LIKA9966 (Лилия)
2015-06-22 09:53:50
0
Согласна с Вами на 100%!!! Но пусть пост будет! Интересно почитать, как творчество!!! А Банька — это
лучшее что есть в жизни!
Просто Мария (Марусик)
2015-06-22 11:25:45
0
Мария, спасибо большое за топик. Узнала много интересного и неожиданного. Скажу только, что указанные процедуры в бане в таком количестве рассчитаны для людей праздных и очень-очень здоровых. Сама баню люблю и считаю одним из главных удовольствий. Но здоровье не позволяет, к сожалению, даже и дважды попариться. А весной-летом, когда работы невпроворот, иной раз так ухайдокаешься, что и ни разу нет сил похлестаться веничком. Зато зимой!.. В баню по снегу босиком, из бани — тоже босиком, даже если мороз за тридцать жмет!.. Красота! Еще раз — спасибо Автору!
Ma1i (Мария)
2015-06-22 15:12:44
0
пусть будет чушь, фантазия :) у каждого свое мнение :) сколько народов, сколько веры, предсталений…
но ведь и даже в каждой деревне, не говоря уж что в разных областях… были разные представления о бане, разные обычаи и особенности, и легенды ( на то и фольклер )
конечно у нас тоже есть предбанник, но это же не значит что люди не выходили на мороз принимать обтирание снегом, иначе откуда бы это взялось, и откуда бы врачи говорили об этом полезном свойстве.
бассейн это конечно современное понятие) например, зачастую стояли бочки в которых или из которых окунались, или бани егерей например построены около водоема
суббота/воскресенье- особенности разные
и банный день считался выходным
огороды — не круглый год лето, и не один человек в них трудится, зачастую распределяли обязанности, и даже дети были при деле и на огороде, и со скотиной, и детей было в разном количестве в каждой семье, и семьями помогали друг другу — добрее были, не то что сейчас…
с чего Вы взяли что не сможет столько заходов? раньше люди были закаленнее… и не сразу же следующий заход
lubasha (Любаша)
2015-06-23 10:58:06
0
Правила помывки в бане (юмор)
Не начинайте баню с буфета.
Если все же начали, то потом не забудьте раздеться.
Если, раздевшись и войдя в мыльную, увидели, что народ там не голый, значит это не баня.
Если случайно после буфета вы попали в женское отделение, не паникуйте! Пусть паникуют женщины, до которых не дойдет очередь потереть вам спинку.
Оказавшись в бане, проверьте воду. При наличии только холодной намажьтесь тюленьим жиром, чтоб не замерзнуть. Если только горячая, мойтесь не раздеваясь, чтобы не ошпариться.
ольга ()
2020-05-09 23:16:02
0

Фантазия на тему бани. Банные байки или банный юмор. Об этом надо предупреждать и не вводить людей в заблуждение.