Геометка-2019: Вознесенский храм Иконы Табынской Божьей Матери

Лилия
Дата публикации: 12:36
Комментариев: 1692
Постов: 51
На сайте с: 28.11.2015

Пять лет назад в передаче «Жди меня» был сюжет о поиске не человека, а о поиске пропавшей после революции иконы. Тогда еще «прилепили» к экрану телевизора знакомые названия: Башкирия, Гафурийский район, село Красноусольск и другие. Икона до сих пор не найдена, ее послереволюционные следы теряются то ли в Харбине, то ли в Австралии, то ли в США. История иконы запомнилась таинственным появлением, чудодейственной силой, своим необычным внешним видом. А в этом году представилась возможность побывать в Вознесенском храме Иконы Табынской Божьей Матери. И вот вам маленькое повествование с раздумьями, интернет был мне в помощь, там, понятно, много разных версий, не претендую на истину

|
    Фото и информация из интернета
    Икона может датироваться X—XII веком по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма. Размеры 74 х 106 см, возможно, несколько более. Иконографический тип близок к Казанскому образу с некоторыми отличиями: дополнительные детали апостольника, голова наклонена к Спасителю и почти касается Его волос.
    Икона отличалась столь темным ликом Божией Матери, что даже нельзя было различить отдельные черты.
|
Фото и информация из интернета
Икона может датироваться X—XII веком по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма. Размеры 74 х 106 см, возможно, несколько более. Иконографический тип близок к Казанскому образу с некоторыми отличиями: дополнительные детали апостольника, голова наклонена к Спасителю и почти касается Его волос.
Икона отличалась столь темным ликом Божией Матери, что даже нельзя было различить отдельные черты.

|
    Башкирское племя "Табын", давшее некогда название селу, появилось на Урале во времена Чингиз-хана. Родоначальник табынцев Майки-бий был назначен Чингиз-ханом как наместник Башкирии.
     В 1556 году вождь табынцев Курпяс-бий ездил к "Белому царю" (Ивану Грозному) и к России добровольно, среди прочих, присоединяется род Табын.
    Пропускаю описание множества нападений калмыков, ногайцев и прочих и перехожу к истории основания крепости Табынской.
    1698 год можно считать годом  основания крепости Табынской, в последствии ставшей селом Табынским.
    Далее пропускаю еще длительный отрезок времени и вот уже в 1752 году купцы Твердышев м Мясников пускают в действие Богоявленский медеплавильный завод.
    Далее продолжительное время окрестности Табынска продолжали находится в зоне активных действий повстанческих (Пугачевское восстание) отрядов.
    В 1793 году в Табынске случился пожар и деревянная церковь  сгорела. При чем св. икона  была вовремя вынесена из храма.
    В 1828 году вторая деревянная Вознесенская церковь вновь сгорела. И именно в то время когда св. икона была унесена на святые ключи.
    Наконец, в 1848 году построен храм, что на фото
|
Башкирское племя "Табын", давшее некогда название селу, появилось на Урале во времена Чингиз-хана. Родоначальник табынцев Майки-бий был назначен Чингиз-ханом как наместник Башкирии.
В 1556 году вождь табынцев Курпяс-бий ездил к "Белому царю" (Ивану Грозному) и к России добровольно, среди прочих, присоединяется род Табын.
Пропускаю описание множества нападений калмыков, ногайцев и прочих и перехожу к истории основания крепости Табынской.
1698 год можно считать годом основания крепости Табынской, в последствии ставшей селом Табынским.
Далее пропускаю еще длительный отрезок времени и вот уже в 1752 году купцы Твердышев м Мясников пускают в действие Богоявленский медеплавильный завод.
Далее продолжительное время окрестности Табынска продолжали находится в зоне активных действий повстанческих (Пугачевское восстание) отрядов.
В 1793 году в Табынске случился пожар и деревянная церковь сгорела. При чем св. икона была вовремя вынесена из храма.
В 1828 году вторая деревянная Вознесенская церковь вновь сгорела. И именно в то время когда св. икона была унесена на святые ключи.
Наконец, в 1848 году построен храм, что на фото

|
    Историю же явлений самой иконы Табынской Божьей Матери в храме рассказывает его прихожанка (она же экскурсовед) Ольга Алексеевна.
    "Первое явление
    Табынской иконы Божией Матери случилось в 1570-х годах: Иеродиакон Вознесенской пустыни Амвросий шёл вечером с сенокоса и увидел на большом камне икону Божией Матери.
    Второе явление
    произошло в 1593-97 годах. Но в период первого башкирского восстания чудотворная икона пропадает во второй раз.
    Третье явление
    произошло в 1692 году в районе Соловарного городка
    Четвёртое явление
    вероятно, произошло в 1740-41 году:  башкиры-пастухи у солёных ключей, где некогда явилась Табынская икона,  увидели икону Божией Матери, светящуюся на камне. С крестным ходом взяли икону и поставили в храме ближайшего села, причём перенесение иконы сопровождалось исцелениями. Ночью икона исчезла и утром объявилась в Вознесенском храме Табынской крепости. Её возили освидетельствовать в Уфу, и с этого времени стали проводить крестный ход. Этот день случился в 9-ю пятницу после Пасхи и до сих пор празднуется как день явления Табынской иконы.
    Большую известность она получила в середине 19 века. По преданию крёстный ход с иконой остановил в 1848 году эпидемию холеры в самом Табынске, затем в уездном городе Стерлитамаке и, наконец, в почти вымершем Оренбурге. С тех пор икона считалась чудотворной и крестный ход с ней был самым продолжительным по времени и расстоянию в России".
|
Историю же явлений самой иконы Табынской Божьей Матери в храме рассказывает его прихожанка (она же экскурсовед) Ольга Алексеевна.
"Первое явление
Табынской иконы Божией Матери случилось в 1570-х годах: Иеродиакон Вознесенской пустыни Амвросий шёл вечером с сенокоса и увидел на большом камне икону Божией Матери.
Второе явление
произошло в 1593-97 годах. Но в период первого башкирского восстания чудотворная икона пропадает во второй раз.
Третье явление
произошло в 1692 году в районе Соловарного городка
Четвёртое явление
вероятно, произошло в 1740-41 году: башкиры-пастухи у солёных ключей, где некогда явилась Табынская икона, увидели икону Божией Матери, светящуюся на камне. С крестным ходом взяли икону и поставили в храме ближайшего села, причём перенесение иконы сопровождалось исцелениями. Ночью икона исчезла и утром объявилась в Вознесенском храме Табынской крепости. Её возили освидетельствовать в Уфу, и с этого времени стали проводить крестный ход. Этот день случился в 9-ю пятницу после Пасхи и до сих пор празднуется как день явления Табынской иконы.
Большую известность она получила в середине 19 века. По преданию крёстный ход с иконой остановил в 1848 году эпидемию холеры в самом Табынске, затем в уездном городе Стерлитамаке и, наконец, в почти вымершем Оренбурге. С тех пор икона считалась чудотворной и крестный ход с ней был самым продолжительным по времени и расстоянию в России".

"Он проходил в течение всего года и охватывал территории современного Башкортостана, Челябинской, Курганской, Тюменской, Оренбургской и Самарской областей РФ, Кустанайской и Западно-Казахской (Уральской) областей Казахстана. Только в день своего чествования на девятую пятницу после Пасхи, проделав за год путь более чем в 4 тысячи километров, икона возвращалась в Табынск. Последний крестный ход был прерван большевиками в 1919 года под Оренбургом. Красные конники разогнала верующих и сбросили икону на дорогу. Её подняли казаки атамана Дутова и вместе с ними икона прошла весь трагический путь Отдельной Оренбургской армии белых".
"Он проходил в течение всего года и охватывал территории современного Башкортостана, Челябинской, Курганской, Тюменской, Оренбургской и Самарской областей РФ, Кустанайской и Западно-Казахской (Уральской) областей Казахстана. Только в день своего чествования на девятую пятницу после Пасхи, проделав за год путь более чем в 4 тысячи километров, икона возвращалась в Табынск. Последний крестный ход был прерван большевиками в 1919 года под Оренбургом. Красные конники разогнала верующих и сбросили икону на дорогу. Её подняли казаки атамана Дутова и вместе с ними икона прошла весь трагический путь Отдельной Оренбургской армии белых".

Рассказывают, "для строительства церкви на другом берегу Белой было построено два кирпичных завода. Кирпич готовили очень долго. Месили, затем формовали и сушили. А потом уже около недели обжигали в печах. Известку также жгли у себя на горе Воскресенке, которую называли еще «Шиханом»".
Сегодня в храме аутентичны оставшиеся неразрушенными стены и эти колонны, колонны как атланты
Рассказывают, "для строительства церкви на другом берегу Белой было построено два кирпичных завода. Кирпич готовили очень долго. Месили, затем формовали и сушили. А потом уже около недели обжигали в печах. Известку также жгли у себя на горе Воскресенке, которую называли еще «Шиханом»".
Сегодня в храме аутентичны оставшиеся неразрушенными стены и эти колонны, колонны как атланты

|
    Таким он был до момента разрушения
    "Архитектура Вознесенской церкви является сама по себе раскрытой книгой его истории.
    Выполнена она в строго классическом стиле тех времен. Можно заметить такую существенную подробность, что основные размеры предшествующих храмов совпадают с современными. Возможно, это говорит о наличии каменного фундамента, на основании которого в последствии был сооружен и  каменный 1848 года."
    После революции история забвения.
    В 1930 года был снят колокол, разбит и вывезен Уральской конторой «РУДМЕТАЛТОРГ».
    «Верующих в селе было много, из-за революции все порушилось. Тогда еще жили на разных улицах казаки. Многих сажали и сослали. Так и говорили: «если богомол - посадить». Но народ твердо стоял в православной вере, говорили друг другу: что мы заслужили, то и получаем, а от Бога отрекаться не будем».
    Потом в помещении храма был склад.В годы Великой Отечественной войны сюда въехал эвакуированный из Ленинграда витаминный завод. Станки были небольшими, и поэтому перестройки храма не производилось. После войны во время переделки под консервный завод рухнул центральный купол
|
Таким он был до момента разрушения
"Архитектура Вознесенской церкви является сама по себе раскрытой книгой его истории.
Выполнена она в строго классическом стиле тех времен. Можно заметить такую существенную подробность, что основные размеры предшествующих храмов совпадают с современными. Возможно, это говорит о наличии каменного фундамента, на основании которого в последствии был сооружен и каменный 1848 года."
После революции история забвения.
В 1930 года был снят колокол, разбит и вывезен Уральской конторой «РУДМЕТАЛТОРГ».
«Верующих в селе было много, из-за революции все порушилось. Тогда еще жили на разных улицах казаки. Многих сажали и сослали. Так и говорили: «если богомол - посадить». Но народ твердо стоял в православной вере, говорили друг другу: что мы заслужили, то и получаем, а от Бога отрекаться не будем».
Потом в помещении храма был склад.В годы Великой Отечественной войны сюда въехал эвакуированный из Ленинграда витаминный завод. Станки были небольшими, и поэтому перестройки храма не производилось. После войны во время переделки под консервный завод рухнул центральный купол

В 1990-х годах Табынский приход открывается вновь. Панорамные фото разрушенного храма намеренно не стану выкладывать, хочется смотреть в будущее. Таким мечтают прихожане увидеть полностью восстановленный храм
В 1990-х годах Табынский приход открывается вновь. Панорамные фото разрушенного храма намеренно не стану выкладывать, хочется смотреть в будущее. Таким мечтают прихожане увидеть полностью восстановленный храм

Одним из прихожан современному храму подарена эта ладья (св. Николай - покровитель путешественников).
Интересная подробность современной жизни храма: директор одной из Московских кондитерских фабрик(Ольга Алексеевна побоялась ошибиться в названии) перед каждым Рождеством вот уже который год присылает целую Газель конфет для сельских детей, ими наполняют эту ладью, а потом угощают детей прихожан.
Подумалось, как это по-человечески!
Одним из прихожан современному храму подарена эта ладья (св. Николай - покровитель путешественников).
Интересная подробность современной жизни храма: директор одной из Московских кондитерских фабрик(Ольга Алексеевна побоялась ошибиться в названии) перед каждым Рождеством вот уже который год присылает целую Газель конфет для сельских детей, ими наполняют эту ладью, а потом угощают детей прихожан.
Подумалось, как это по-человечески!

Еще один радостный момент среди накатившей грусти от истории храма - выставка детских рисунков
Еще один радостный момент среди накатившей грусти от истории храма - выставка детских рисунков

И рукоделие прихожанок храма
И рукоделие прихожанок храма

И птицы в незамысловатых клетках
И птицы в незамысловатых клетках

"В 1897 году состояние Вознесенской церкви было таково - каменная, построена в 1848 году с приделами Казанской Божией Матери и Святаго Николая Чудотворца. Приписано 4 приходских деревни (Павловка, Архангелка, Ахметка (чуваши) и т.д.), в селе 2 земских училища: мужское и женское; храмовой земли 92 десятины (около 100 га.).13. В 1914 г. причт села состоял из 4-х священников и 4-х псаломщиков. Дополнительно было открыто Табынское городской 4-х классное училище на средства Ивана Кузнецова. Земская больница. Ветеринарная лечебница. Почтово-телеграфное отделение. Фотоателье Ступина И.С. А также производства салотопенное, свечное, сыромятное, маслобойное, красильное, кожевенное. Благодаря паломничеству, а также наличию пристани в Табынске проходила волостная ярмарка дважды в год 26 февраля и в 9-е воскресение по Пасхе. А также и еженедельный базар. Табынск становился экономическим центром всего края".
"В 1897 году состояние Вознесенской церкви было таково - каменная, построена в 1848 году с приделами Казанской Божией Матери и Святаго Николая Чудотворца. Приписано 4 приходских деревни (Павловка, Архангелка, Ахметка (чуваши) и т.д.), в селе 2 земских училища: мужское и женское; храмовой земли 92 десятины (около 100 га.).13. В 1914 г. причт села состоял из 4-х священников и 4-х псаломщиков. Дополнительно было открыто Табынское городской 4-х классное училище на средства Ивана Кузнецова. Земская больница. Ветеринарная лечебница. Почтово-телеграфное отделение. Фотоателье Ступина И.С. А также производства салотопенное, свечное, сыромятное, маслобойное, красильное, кожевенное. Благодаря паломничеству, а также наличию пристани в Табынске проходила волостная ярмарка дважды в год 26 февраля и в 9-е воскресение по Пасхе. А также и еженедельный базар. Табынск становился экономическим центром всего края".

|
    Устремляется в небо скромный красавец-сельский храм, образец архитектуры позднего классицизма, требующий реставрации, равно как и само село Табынское на берегу реки Белой.

    Спасибо всем, кто со мной "был" на этой экскурсии!
|
Устремляется в небо скромный красавец-сельский храм, образец архитектуры позднего классицизма, требующий реставрации, равно как и само село Табынское на берегу реки Белой.

Спасибо всем, кто со мной "был" на этой экскурсии!

13
1
484

17 комментариев

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Носкова Татьяна (ТАТЬЯНА МАКСИМОВНА НОСКОВА)
13:00
0
спасибо! очень интересно!
Лилия Автор
17:01
0
Спасибо за отклик!
tasha (Наталия)
15:50
0
Лилия, спасибо! Теперь знаю о Табынской иконе. Как хорошо, что идет возрождение Храма!
Лилия Автор
17:00
0
Спасибо, Наташа! До сих пор в душе двойственное чувство — былого, если можно в этом случае сказать, «величия» наверное не достичь, но и в забвение и храма, и села отчаянно не хочется верить! Хочется верить, что и икона найдется, и вернется или в этот храм, или в новый на Святых Ключах, и у селян появится какая-то работа и, соответственно, зарплата!..
tasha (Наталия)
18:07
0
Будем молиться о них.
Reni (Рени Димитрова)
16:39
0
Спасибо, Лилия. Било интересно почитать.
Лилия Автор
17:01
0
kissed Такая вот неоконченная история
Наталья (Наталья)
17:42
0
Сколько же испытаний выпало на долю иконы и храма…
Большое спасибо за рассказ
Лилия Автор
18:51
0
Да, щемящая история, к сожалению, не одна
Denisenko (Ирина)
06:28
+1
0
Приятно почитать вдвойне — ведь родина как никак…
Лилия Автор
18:50
0
Спасибо, Ирина! Вот задумала, дай бог и нам встретиться когда-нибудь реально!
Denisenko (Ирина)
19:29
0
Была бы рада!
tgkh5501 (Татьяна)
22:18
0
Лилия, Вы такая молодец!
Все было очень интересно!
Zema (Земфира)
07:05
0
Замечательный рассказ. Разбудил воспоминания о нашей поездки по этим местам в этом году. Всей семьёй отдыхали в санаторий Красноусольск и специально ездили в храм табынской божьей матери. Неизгладимые впечатления остались. Читая ваш рассказ, снова снова почувствовала себя в этих местах. Красивейшие места, экологический чистый район. Спасибо.
Дай бог, табынцам осуществить свою мечту- построить большой храм.
Лилия Автор
18:49
0
Тоже думаю, дай Бог!
Лилия Автор
18:49
0
Спасибо, Татьяна!
Sun (Люция)
11:26
0
Благодарю, землячка. Очень впечатлена рассказом о Табынской истории. Мне очень интересно читать, как патриотке своей Родины, о ее прошлом и настоящем. Очень захотелось увидеть эти места. Благодарю за данные знания.