Страусиное яйцо как арт-объект
Страусиные яйца с давних времен были источником восхищения и удивления для европейцев благодаря их размеру, полупрозрачности и экзотичности. Они стали объектом коллекционирования, а примерно с шестнадцатого века богато украшенные, заключенные в золотую или серебряную оправу, яйца страуса служили таким же украшением интерьера, как и драгоценные кубки с наутилусами.
На снимке 1925 года вы видите кубки из наутилуса из дрезденской коллекции княжеских драгоценностей "Зеленые своды". Центральный кубок создал Андреас Кеттле, немецкий ювелир из Торгау, около 1600 г.
А этот кубок с крышкой Андреас Кеттле создал в 1622 году из яйца страуса по заказу Ганса Адама по случаю его 40-летия и десятилетия его брака с Евой фон Штраус. Оправа яйца выполнена из позолоченного серебра. Крышка кубка увенчана гербовым щитом и страусом. Ножка кубка выполнена в виде трех страусов, поддерживающих яйцо.
Прекрасная редкая пара страусиных яиц времен Людовика XV на подставках из золоченой бронзы, расписных в стиле шинуазри. Франция, около 1760 г.
В Париже восемнадцатого века возникла мода на расписные страусиные яйца, часто с шинуазри или пасторальными сценами. Их зачастую монтировали в позолоченной бронзе. Редкие сохранившиеся образцы, как правило, подписаны или приписываются семье художников Лебель, Яйца страуса с такой росписью очень редки, один похожий экземпляр, подписанный Лебелем, хранится в Petit Trianon в Версале. Роспись в стиле шинуазри была очень популярна во времена расцвета стиля рококо. Жан-Батист Пильман (1728-1808) французский художник, рисовальщик, создатель орнаментов и декоратор интерьеров в стиле рококо, опубликовал книгу орнаментов в китайском стиле. Роспись на яйцах очень похожа на сюжеты, приведенные в книге Пильмана, и потому может принадлежать художникам Пильману или Лебелю.
Жан-Батист Пильман. Китайский орнамент
Альфонс-Гюстав Жиру. Ювелирная шкатулка из страусиного яйца, декорированного лаковой росписью и оправленного в позолоченную бронзу, Франция, около 1867 г.
Чаша из страусиного яйца в серебряной оправе конца XVII века, ок. 1695, г.
Чаша из страусиного яйца в серебряной оправе, украшенная позолотой, эмалью и драгоценными камнями, Германия, около 1890 г.
Кувшин из страусиного яйца в серебряной позолоченной оправе в стиле XVII века, Симон Розенау, Германия, XIX век.
Пара ваз в классическом стиле из страусиных яиц в позолоченной бронзе, около 1825 г.
Страусиное яйцо с гравировкой на подставке из позолоченной бронзы. Персия, XIX век. Гравированные медальоны изображают сидящих падишахов в окружении слуг и орнаменты из цветов и птиц.
Шкатулка в ренессансном стиле с оправе из позолоченного серебра, украшенного эмалью и драгоценными камнями, вероятно Австрия, конец XIX века. Застежка в форме львиной маски, украшена бриллиантом. Интересно, что на этой прекрасной шкатулке стоит поддельная печать Фаберже.
Наргиле из страусиного яйца в серебряной оправе, Османская империя, XIX век.
Чернильница из яйца эму в серебряной оправе, окруженное папоротниками и аборигенами, на деревянной подставке, Дж. М. Вендт, Аделаида, Австралия, около 1870 г.
Ювелир Иоахим Матиас Вендт (1830-1917) родился в Голштинии в 1830 году в семье кузнеца. Был учеником часовщика и изучил ремесло серебряника, а в 1854 году он перебрался в Аделаиду (Австралия), где стал часовщиком и ювелиром Дж. М. Вендтом. Его бизнес процветал, а его мастерство получило высокую оценку на новозеландской выставке 1865 года, где его изделия из серебра и ювелирные изделия получили первый приз. Для визита герцога Эдинбургского в Аделаиду в 1867 году фирма Вендта изготовила четыре подарочных шкатулки. За эту работу он получил звание «Ювелира Его Королевского Высочества» в колонии Южная Австралия. Дж. М. Вендт считается одним из лучших ювелиров Австралии XIX века.
Чернильница из яйца эму в серебряной позолоченной оправе с изображением женщины-аборигена и кенгуру на деревянной подставке, Дж. М. Вендт, Аделаида, Австралия, около 1870 г.
Подарочная ювелирная композиция из яйца эму в серебряной позолоченной оправе с фигурками аборигена и страусов на деревянной подставке, Дж. М. Вендт, Аделаида, Австралия, около 1880 г.
Яйцо эму в серебряной позолоченной оправе в виде виноградной лозы, Штайнер, Аделаида, Австралия, около 1865 г.
Чаша с крышкой из страусиного яйца в серебряной позолоченной оправе, украшенная драгоценными камнями, JD Schleissner & Sohn, Ханау, Германия, конец XIX - начало XX века.
Пара страусиных яиц на подставках, вероятно Англия, около 1900 г.
Чаша с крышкой из страусиного яйца в серебряной оправе, украшенная аметистами, вероятно Австралия, конец XIX - начало XX века.
Чаша с крышкой из страусиного яйца в бронзовой позолоченной оправе, украшенная лазуритом, конец XIX - начало XX века.
Шкатулка из страусиного яйца в позолоченной бронзовой оправе в виде петуха на мраморной подставке, конец XIX века.
Серебряная фигурка страуса, вероятно работа Карла Кунца, Германия, около 1900 г.
Кувшин из страусиного яйца в серебряной позолоченной оправе, вторая половина XIX века.
Пара викторианских шкатулок из страусиных яиц в серебряной оправе, Лондон, 1854 г.
Шкатулка из страусиного яйца в посеребренной оправе, украшенная малахитом. Энтони Редмайл, Лондон, около 1970 г.
Серебряная фигурка страуса, вероятно работа Карла Кунца, Германия, около 1900 г.
Кувшин из страусиного яйца в серебряной позолоченной оправе, вторая половина XIX века.
Пара викторианских шкатулок из страусиных яиц в серебряной оправе, Лондон, 1854 г.
Шкатулка из страусиного яйца в посеребренной оправе, украшенная малахитом. Энтони Редмайл, Лондон, около 1970 г.
Спасибо!
Валентина, спасибо вам! Хорошего дня!
Интересный рассказ, спасибо! В некоторых работах яйца окрашены, а когда они белые-белые -это они такие или как-то их отбеливали?
Наталия, спасибо! Знаю только, что у эму яйца желтоватые, а у нанду — темные. А оттенки могут быть разными. А вот подвергались ли эти яйца обработке, отбеливанию, сказать не могу. Некоторые из них явно покрыты лаком. Это максимум моих познаний)
Вера, у Вас замечательные познания! Спасибо!
Наталия, спасибо! (и хвала интернету)
и снова интересное сочетание: скорлупа (пусть и страусиная) и серебро+камни...
Не совсем драгоценный материал, зато экзотика)
Это сейчас у нас страусиные фермы. А тогда это были диковинки, привезенные из далеких стран)
Ну, это вообще… Никогда бы не подумала, что можно сделать такую красоту из яйца! Очень красивые изделия, сочетание металла и яйца, полет фантазии мастеров… Спасибо, Верочка.
Леночка, спасибо! Фантазия мастеров иногда просто поражает и восхищает. И это чудесно)
Красотища! Ныне тоже многие делают красивейшие работы из страусиных яиц.
Совершенно точно). Но это в основном гравировка
Вера, не знала, что так яйца декорировали, СПАСИБО!
Примерно так же отделывали кокосы. Вот еще тема для подборки)
Да, яйцо страуса было популярной экзотикой)
Диву даюсь, чем же питались страусы, если за 200, 300 лет со скорлупой от яиц ничего не случилось? А работы приковывают взгляд. Очень интересная подборка. Спасибо, Верочка, удачи !
Сама я яйцо в руках не держала. Но в википедии пишут, что разбить страусиное яйцо не так-то просто. Его прочность часто сравнивают с фарфором)
Ох, какая красота!!! Просто чудо и полная неожиданность, ни разу нигде не встречала даже упоминания о таком использовании страусиных яиц!!! Наутилусы да, в детстве это была моя самая любимая витрина во всем Эрмитаже, а вот вазы из яиц страуса это абсолютный сюрприз)) Чего только не бывает на свете)) Очень изящные вещи, а композиции Дж.М.Вендта вообще прекрасны!!! Спасибо за интереснейший материал!!
После Вендта стала смотреть австралийских ювелиров и серебряников. Тоже много интересного)
Очень интересный мастер! Его работы как-то сразу привлекают внимание, не могу точно сформулировать чем именно, но факт)
Ну, мне сразу кажется необычным горизонтальное расположение композиции. Если посмотреть на европейские работы — они все устремлены вверх. Отсюда уже начинается ощущение новизны, плюс вся эта экзотика с аборигенами и кенгуру)
Вероятно да) Очень интересные работы!!