Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

Вот такая канитель

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2024-01-04 09:30:52
Рейтинг: 26323
Комментариев: 6010
Топиков: 726
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

Слово «канитель» известно в большинстве европейских языков. Оно везде звучит похоже, имеет одинаковый смысл и обозначает тонкую золотую или серебряную нить для вышивания, скрученную в трубочку. Вот варианты: cañatillo (исп.); cannetille (фр.) от испанского cañuto (трубка) или итальянского cannetiglia (тростинка). А в русском языке есть и всем известное обиходное употребление: «тянуть канитель», «канителиться» – заниматься однообразной нудной работой, мешкать. Уж таким не быстрым было это дело – вытягивать золотую нить.

Но сегодня речь пойдет не о золотошвейном мастерстве, а о ювелирной технике, которая была популярна в Европе в период с 1820 по 1830 годы, хотя первые такие украшения появились во Франции начиная с 1890-х годов. Эту технику, особенную разновидность ювелирной филиграни, называли французским словом cannetille. Я буду использовать именно такое написание, чтобы не было путаницы с обычной канителью. Замечательный пример браслета в этом стиле я нашла на сайте музея Уолтерса (Балтимор).

Браслет Cannetille Ware, Франция, 1830-1839 гг., из коллекции музея Уолтерса (Балтимор).

От обычной филиграни украшения cannetille отличаются трехмерным дизайном, объемом и многослойностью декора. Они похожи на золотое кружево. На фото видно, что мастер вдохновлялся текстильными мотивами. Текстура основы передает фактуру ткани, а замысловатый декор напоминает кружева, в декоре видны напаянные золотые спиральки, как в обычной канители, но не такие плотные. Возможно, эта схожесть объясняет происхождение названия ювелирной техники – cannetille.

Браслет Cannetille Ware, Франция, 1830-1839 гг., из коллекции музея Уолтерса (Балтимор).

Считается, что первые образцы украшений cannetille были привезены во Францию в период наполеоновских войн из Португалии, славившейся изделиями в технике филиграни. В свою очередь Португалия, которая вела торговлю с Индией и Китаем, переняла это искусство у восточных мастеров. В коллекции Государственного Эрмитажа есть туалетный набор, созданный индийскими и китайскими мастерами еще в XVIII веке и принадлежавший императрице Екатерине II.

Флакон для духов в форме букета в вазочке на подносе, внутри стеклянный стаканчик с крышкой, Индия, серебро, филигрань, 1740-1750-е гг., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Корзина с крышкой, серебро, филигрань с эмалью и позолотой, Китай, длина 19 см, 1740-1750-е гг., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Подсвечник, серебро, филигрань, Китай, 1730-1700-е гг., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Типичные элементы украшений cannetille создавали из тонкой золотой проволоки или тонких чеканных листов, часто украшали зернью и тонкой металлической штамповкой в виде дисков, цветов и рокайлей. Мотивы включали сетки, завитки, спирали, катушки и орнаменты в виде розеток. Популярность техники cannetille объясняется «золотой бедностью» начала девятнадцатого века. В этот период после наполеоновских войн драгоценные металлы на европейском континенте были крайне дефицитны. Украшения cannetille могли быть довольно объемными, но легкими. На их изготовление тратилось относительно небольшое количество золота, хотя сама технология была очень трудоемкой. Но в то время труд стоил гораздо дешевле самого материала.

Есть несколько вариантов украшений cannetille, которые различаются способом крепления декора к основе. В первом варианте основа филигранная, это очень легкие, ажурные изделия. А во втором случае основой служит тонкая золотая или серебряная пластина, на которую напаивается все прочие элементы.

На фото видно, что композиция центральной частибраслета смонтирована на сплошной золотой пластине.

Золотая брошь с топазами, Англия, около 1825 г.

Изделия cannetille часто украшают яркие драгоценные камни: бразильский аквамарин, розовый топаз, аметист и хризоберилл. В начале XIX века эти камни были очень популярны в Европе. Всего несколько десятилетий прошло с момента, когда самоцветы из бразильских рудников недалеко от Ору-Прету стали привозить в Европу из Америки. Кроме того, в этих украшениях ювелиры использовали и традиционные камни: гранаты из Чехии, бирюзу и опалы. Бриллианты в таких изделиях встречаются  редко.

В этой броши установлены девять из этих желтых топазов в закрытых оправах с подложкой из фольги, которая придает драгоценным камням особенно интенсивное сияние. На обратной стороне броши имеется небольшой медальон, в котором можно хранить, например, прядь волос. Вероятно, эту брошь когда-то носили как подвеску.

Золотое ожерелье и серьги, украшенные розовыми топазами, Франция, около 1830 г.

Такие украшения хочется рассматривать во всех деталях: золотые сеточки, зернь, розовые топазы в оправе с подложкой из золотой фольги.

Комплект смотрится великолепно на современной модели. А представьте, как он смотрелся с декольтированным бальным нарядом дамы XIX века!

Золотые часы, украшенные розовыми топазами и эмалевой вставкой с изображением путешественника, Moricand& Desgranges, Женева, около 1830 г.

Золотой браслет с аквамарином, жемчугом и рубином на сетчатом ремешке (просвечивает сквозь аквамарин), около 1840 г.

Пара золотых браслетов cannetille, около 1830 г.

Золотая брошь-подвеска «Бант» cannetille, около 1820 г.

Золотая брошь c бирюзой, начало XIX века.

Золотая брошь c изумрудами и бриллиантами, начало XIX века.

Золотые сережки гранатами и жемчугом, около 1830 г.

Золотая брошь c розовым топазом, около 1830 г.

Золотая брошь c розовым топазом, изумрудом и жемчугом, около 1820 г.

Золотой браслет в технике cannetille, около 1830 г.

Брошь c камеей из раковины в золотой оправе cannetille, украшенной аквамаринами и аметистами, начало XIX века.

Золотые сережки cгранатами и бирюзой, около 1825 г.

Золотые часы, украшенные драгоценными камнями, Leroy et Fils Hrs Du Roi, Париж, около 1830 г.

Золотая парюра с хризобериллами и аметистами, около 1830 г.

Золотая брошь (из комплекта).

Брошь и серьги из золота в технике cannetille, украшенные рубинами, изумрудами и бриллиантами, около 1830 г.

Золотая подвеска в виде креста c топазами, около 1830 г.

Мне нравится34
15
Добавить в закладки
975
15 комментариев
Ната (Редько Наталья)
2024-01-04 10:08:26
+4

Вера, спасибо за такой интересный пост! С наступившим Новым годом! Счастья Вам и здоровья!

Primavera (Вера)
2024-01-05 15:11:10
+2

Спасибо, Наталья! С Новым годом Вс, с новым счастьем!

Галина
Галина
12060
2024-01-04 10:18:17
+4

Какая роскошь! Удивительная красота!

Primavera (Вера)
2024-01-05 15:11:53
+1

Очень тонкая и изысканная техника)

Зоя
Зоя
4853
2024-01-04 16:05:12
+3

История, география, запад, восток! Так и подумала, что такая трудоемкая техника могла родиться на востоке. Какие умные мастера были в то время, мало золота, из нее придумали плести кружева! Эти кружева восхищают, изумляют, поражают! А в сочетании с драгоценными камнями вообще улет. Мне понравилось все, особенно брошь с розовыми топасами. Спасибо, Верочка за продолжение праздника и подарки !!!

Primavera (Вера)
2024-01-05 15:15:02
+2

Спасибо, Зоя! Очень красиво сочетаются розовые топазы и зеленоватый аквамарин с золотом. Получается очень нежная гамма. Прекрасные воздушные украшения, особенно в сочетании с золотой сеткой)

P_Olga (Ольга)
2024-01-04 16:07:52
+5

Единственное, что огорчает это то, что труд ценится ниже металла, камушков пусть даже драгоценных. Что такое природное золото без умелых рук. Ведь только в руках мастера оно становится произведением искусства, от которых захватывает дух, замирает сердце. Эти кружевные украшения, подсвечники, чаши, часы и т.д. прямое тому подтверждение. Не каждому ювелиру под силу такие шедевры. Вера, Вам в очередной раз огромное спасибо!

Primavera (Вера)
2024-01-05 15:19:26
+1

Спасибо, Оля! Украшения действительно очень интересные, ажурные и нежные. Великолепная техника, хотя и очень сложная. Такие украшения  — большая редкость))

ewn (elisabeth wachenfeld navarro)
2024-01-05 01:50:48
+1

obrigada, ouve um tempo em que a vida não era tão corrida quanto agora e como na sua descrição a mão de obra era barata. os trabalhos são maravilhosos!

agradecida.

Primavera (Вера)
2024-01-05 15:29:31 (отредактировано)
+1
Obrigado! As joias com filigrana ainda são produzidas hoje, mas principalmente em prata. E essas joias de ouro são muito raras</p>
tgkh5501 (Татьяна)
2024-01-05 12:11:20
+3

Сплошное восхищение!

Роскошные золотые кружева. Это ж какое должно быть высочайшее мастерство, чтобы создавать такие кружева....

Primavera (Вера)
2024-01-05 15:32:08
+1

Серебряную филигрань и сейчас ещё производят, а вот такая работа с золотом  — исключительная редкость)

Melena
Melena
2760
2024-01-05 18:05:34
+2

Присоединяюсь ко всем восторгам))) Спасибо большое, Вера, за такую праздничную «канитель»)) С сеткой действительно очень изящно и «вне времени»  (хотя почти 200 лет этому украшению). Брошь-подвеска «Бант» напомнила о приключениях мушкетёров ))

Primavera (Вера)
2024-01-06 08:44:11
+1

Вот-вот! Меня всегда интересовало, как могли выглядеть те самые подвески. И этот вопрос все еще остается открытым)) 

Спасибо, Мелена!

Melena
Melena
2760
2024-01-06 14:25:56
+1