Ирис – любимец эпохи модерн
Золотая брошь-подвеска в стиле модерн, украшенная жемчужиной, эмалью, рубинами и бриллиантами, Boucheron, начало ХХ века.
Растительный мир, красота цветочных оттенков которого бесконечно многообразна, издавна был источником вдохновения для мастеров ювелирного искусства. К концу XIX века это влияние усилилось благодаря Парижской выставке 1889 года, когда американская фирма Tiffany представила знаменитую группу из двадцати пяти брошей в виде орхидей. Эти замысловатые, натуралистично исполненные шедевры, с их яркими цветами и плавными линиями, вызвали большой интерес публики и определили моду на цветочные украшения на последующие десятилетия.
По мере того, как история цветов в ювелирных изделиях развивалась, определенные виды цветов стали символами женских добродетелей и достоинств. Ирис, имеющий сотни разновидностей, символизирует мудрость, надежду, доблесть и чистоту. В ювелирных изделиях ирисы часто изображались как один цветок или в сочетании с женскими образами. И неслучайно: нежные лепестки ириса с прожилками и фестончатыми краями создают стилизованную форму, подчёркивающую изящество и женственность.
Знаменитые и безвестные ювелиры на рубеже XIX и ХХ веков создали множество украшений, используя мотив цветов и листьев ириса, так что этот дизайн стал не просто демонстрацией художественного мастерства, но изысканным ботаническим украшением, отражающим дух своего времени, истинным символом эпохи модерн.
Золотая ажурная пластина чокера «Ирис», украшенная витражной эмалью, Рене Лалик, около 1900 г.
Стиль Рене Лалика стал одним из самых новаторских и вдохновляющих направлений в создании украшений на рубеже веков. Опираясь на популярные природные мотивы, он создал произведения, которые, кардинально изменили ландшафт ювелирного искусства начала XX века и сегодня являются каноническими шедеврами стиля ар-нуво.
Золотой браслет «Ирис», украшенный фигурными опалами и эмалью, Рене Лалик, 1897 г.
Золотой кулон «Ирис», украшенный эмалью и жемчугом, Рене Лалик, около 1900 г.
Серебряная пряжка с частичной позолотой, Рене Лалик, около 1897 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Золотой кулон с изображением лебедя на озере в окружении ирисов, украшенный витражной эмалью и бриллиантами, Франция, около 1890 г.
Золотая брошь, украшенная эмалью, жемчугом и бриллиантами, Жорж Фуке, Франция, представлен на Международной выставке в Милане в 1906 году.
Золотая брошь с ирисом на фоне заката, украшенная витражной эмалью и бриллиантами, Франция, около 1900 г.
Золотая брошь, украшенная витражной эмалью и бриллиантами, Франция, около 1900 г.
Серебряная брошь в стиле модерн, украшенная эмалью, около 1900 г.
Брошь с ирисом на фоне заката, украшенная витражной эмалью, жемчугом и бриллиантами, около 1900 г.
Объемная золотая брошь «Ирисы», украшенная витражной эмалью, Marcus & Co, США, около 1906 г.
Брошь-подвеска с бирюзой и перидотом в золотой оправе в виде цветов ириса, Marcus & Co, США, около 1900 г.
Золотое кольцо с перидотом и бриллиантом в золотой оправе в виде цветов ириса, Marcus & Co, США, 1904 г.
Сотуар с кулоном из черного опала в золотой оправе в виде цветов ириса, подчеркнутых зеленой эмалью, Marcus & Co, США, около 1900 г.
Золотая пряжка с декором в виде ириса от Van den Eersten & Hofmeijer, Амстердам, 1900-1905 гг.
Золотая подвеска, украшенная эмалью, жемчугом и бриллиантом, США, около 1900 г.
Золотая брошь, украшенная эмалью и жемчугом, Krementz, США, около 1890 г.
Золотой кулон, украшенный эмалью, конец XIXвека.
Золотые часы-кулон на шатлене, украшенные эмалью, около 1905 г.
Золотая брошь в виде ириса с часами-шаром, украшенная эмалью и бриллиантами, около 1900 г.
Золотой кулон, украшенный полупрозрачной эмалью и жемчугом, начало ХХ века.
Золотая подвеска работы Эмиля Фроман-Мёриса с изображением девушки, держащей волосы, переплетенные с ирисами, украшенная эмалью и рубинами, Франция, около 1900 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Брошь-кулон из золота с жемчугом и эмалью, Plisson et Hartz, Франция, около 1900 г.
Золотая брошь-кулон с подвесной жемчужиной, Франция, около 1900 г.
Золотая брошь-подвеска в форме букета ирисов, украшенная эмалью, Франция, около 1900 г.
Серебряный медальон с зеркальцем, созданный Жаном-Батистом-Эмилем Дропси (1858-1923), Франция, около 1900 г.
Серебряная позолоченная брошь в стиле модерн, Артур Джонсон Смит, Честер, 1902 г.
Серебряное ручное зеркало в стиле модерн, Уильям Нил, Честер, 1901 г.
Серебряная шкатулка с ажурным узором в виде цветов и листьев ириса от Marples & Co, Англия, 1905 г.
Золотая шкатулка, украшенная эмалью и бриллиантами с изображением женского профиля в окружении ирисов от Plisson & Hartz, Париж, 1898–1904 гг.