Модерн – серебряная аппликация

Ваза из зеленого стекла в серебряной оправе от компании «Alvin Mfg Co», высота 32 см, около 1920 г.
На первый взгляд эта ваза кажется «упакованной» в оправу из тонкого ажурного серебра, которая кажется легкой и невесомой. И так оно и есть. В отличие от обычных серебряных оправ, веками создававшихся ювелирами по традиционным технологиям, серебро на поверхность этой вазы было нанесено способом электроосаждения. Строго говоря, это даже и не оправа, а скорее серебряная аппликация, прочно спаянная со стеклянной поверхностью вазы. Но поскольку многие подобные вазы имеют серебряный ювелирный ободок и донышко, буду все же использовать термин «оправа».

Кувшин из прозрачного стекла в серебряной оправе, «Alvin Mfg Co», высота 23,5 см, около 1900 г.
В 1886 году компания «Alvin Mfg Co» запатентовала процесс нанесения чистого серебра на металлические и неметаллические поверхности. Серебро наносили на стеклянную поверхность в соответствии с задуманным рисунком, а затем дорабатывали детали с помощью тонкой гравировки.
Вот как описывает процесс «Ювелирный обзор» от 18 января 1893 года:
«Несомненно, самая новая и в то же время художественная работа, выпущенная этой компанией, известна как изделия с электроосаждением. Метод был изобретен и доведен до коммерческого успеха этой фирмой. Он применяется к графинам, флаконам для духов, кувшинам для кларета, флягам, распылителям духов и, по сути, к почти бесконечному разнообразию изделий из хрустального стекла. Процесс охраняется как коммерческая тайна, но вкратце можно сказать, что изделие покрывается серебром, нанесенным на поверхность стекла электрическим током… Затем изделие берут в руки искусные мастера, которые вычерчивают самые замысловатые узоры на поверхности серебра. Узоры имеют непрерывный характер, а промежуточные пространства с помощью другого процесса вырезаются или удаляются, чтобы обнажить поверхность стекла в промежутках рисунка. Затем изделие передается граверу, который богато украшает оставшуюся поверхность. Гравированная поверхность затем тщательно полируется».

Ваза из зеленого стекла в серебряной оправе от компании «Alvin Mfg Co», высота 35 см, около 1920 г.

Ваза из переливающегося золотистого стекла фирмы «Loetz» в серебряной оправе от «Alvin Mfg Co», высота 21 см, около 1900 г.
Стеклянные вазы, графины и кувшины для изделий с серебряной аппликацией компания «Alvin Mfg Co» закупала, в основном, у местных производителей, но для самых изысканных и интересных работ заказывали более дорогое стекло из Европы от английских и богемских стеклодувов. Особенно хорошо смотрелись в такой оправе изделия из переливающегося стекла чешской фирмы Loetz.

Ваза из переливающегося стекла фирмы «Loetz» в серебряной оправе от «Alvin Mfg Co», высота 12,5 см, около 1900 г.
Компания «Loetz» была ведущим производителем художественного стекла в Богемии примерно с 1890 по 1920 год. Основанная в 1840 году Иоганном Лётцем на территории современной Чехии, компания прославилась своими инновационными технологиями, органичными формами и смелым использованием цвета.
В частности, за инновации в производстве изделий из радужного стекла, которые буквально светились благодаря яркому блеску с переливами разных оттенков, «Loetz» была удостоена главного приза на Парижской всемирной выставке 1900 года.
Одна из самых красивых и коллекционных серий стекла «Loetz» этого периода называется «Phänomen», её главной особенностью являются волнистые или перьевые узоры на поверхности изделия. Мастера-стеклодувы Loetz добивались этого уникального эффекта, обматывая раскалённые стеклянные нити вокруг расплавленной основы такой же температуры. Затем нити протягивались по поверхности изделия, создавая волны и другие узоры, пока материал ещё был пластичным.
Компания запатентовала технику «Phänomen» в 1898 году и использовала её в сочетании с техникой «Favrile», разработанной компанией «Tiffany Glass». В начале ХХ века радужное стекло утратило популярность, в этот период гораздо большим спросом пользовалось стекло «Titania» с волнистым узором и полупрозрачное стекло «Perlglass».

Ваза из переливающегося стекла фирмы «Loetz» в серебряной оправе от «Alvin Mfg Co», высота 22 см, около 1900 г.

Ваза из переливающегося стекла фирмы «Loetz» в серебряной оправе, высота 13 см, около 1900 г.

Ваза из переливающегося стекла фирмы «Loetz» в серебряной оправе от «Alvin Mfg Co», высота 15 см, около 1900 г.

Ваза из радужного стекла фирмы «Loetz» в серебряной оправе, высота 29,5 см, около 1905 г.

Ваза из стекла «Cobalt Papillon» фирмы «Loetz» в серебряной оправе, высота 25 см, около 1905 г.

Ваза «Silberiris Candia» фирмы «Loetz» в серебряной оправе, высота 18,5 см, около 1905 г.

Ваза в стиле австрийского сецессиона из переливающегося стекла фирмы «Loetz» в серебряной оправе, высота 14 см, около 1905 г.

Ваза из стекла «Titania» желтого и рубинового цвета фирмы «Loetz» в серебряной оправе, высота 14 см, около 1905 г.

Ваза из стекла «Titania Genre 2534» фирмы «Loetz» в серебряной оправе от «La Pierre Mfg Co» (США), высота 33 см, около 1905 г.

Ваза из стекла «Titania» фирмы «Loetz» в серебряной оправе, высота 17 см, около 1900 г.
Американские производители безусловно были пионерами в технике электроосаждения серебра, как и в многих других областях промышленного применения электричества. Но и в Европе эту технику тоже использовали некоторые мастерские. Тому пример – вазы с серебряной аппликацией работы известного немецкого мастера Фридриха Шпара.

Ваза из синего стекла работы Жана Бека в серебряной оправе работы Фридриха Шпара, высота 36 см, около 1930 г.

Ваза из зеленого стекла работы Жана Бека в серебряной оправе работы Фридриха Шпара, высота 26 см, около 1930 г.

Ваза из синего стекла работы Жана Бека в серебряной оправе работы Фридриха Шпара, высота 36 см, около 1930 г.











