Деревянную ложку для варения кто-то декупажировал?

Старая действующая ложка для варенья облезла, рисунок не виден.

Мастерицы декупажа, подскажите кто-то делал декупаж деревянной ложки для варенья? Ложка действующая, я к ней привыкла несколько лет варю дачные варения.Рисунок пропал, а так она еще «ого-го».Интересно как себя ведет акриловый лак в горячем?

0
2

2 комментария

Kozlovsckaja2009 (Людмила (прошу на ты))
05.06.2015 08:44
3
Евгения, в интернете ооочень много информации по этим вопросам, у меня так же есть деревянные расписные ложки Башкирской росписи и пара деревянных ложек с длинной ручкой для варки варенья и др. целей, которые требуют восстановления. Я решила открыть дерево и сделать только пропитку маслами. Вот информация по этому процессу:
Отступление. Рассуждения о покрытии готовых изделий и причинах их порчи.
Начав изготовление ложек меня весьма озадачил вопрос покрытия изделий, контактирующих с пищей. В Интернете можно прочитать массу противоречивых мнений и навязчивых советов. Если отбросить «волшебные составы» и сложную мешанину компонентов, к которым я отношусь со скептицизмом и настороженностью, то получается, что в рунете кроют преимущественно льняным маслом, в англоязычном – чем попало: абрикосовым, ореховым, оливковым, кукурузным, льняным, тунговым…
Проанализировав найденную информацию и проведя собственное тестирование у меня появилось собственное мнение на этот счет, которое я позволю себе изложить.
Как известно дерево с водой не дружит. Вернее периодические увлажнения и высыхания приводят древесину к порче. Поверхность становится шершавой на ощупь, теряет внешнюю привлекательность и даже может потрескаться. Предохранить поверхность древесины от проникновения внутрь влаги можно лишь одним способом – покрыть ее непроницаемой пленкой. Оказывается это по силам только пленкообразующим покрытиям, а именно – лакам и краскам.
Думаю, многие из нас сталкивались с массовой продукцией деревообработки. Это всевозможные сувениры, декоративная посуда, ложки, шкатулки, бижутерия. В большинстве случаев эти творения покрыты обычным лаком или росписью на основе лаков. Это снижает требования к подготовке поверхности, упрощает производство и как следствие снижает себестоимость. К достоинствам подобного подхода стоит отнести довольно высокую влагостойкость покрытий. К примеру, знаменитые хохломские расписные ложки и деревянные плошки покрыты лаком в несколько слоев и потому не боятся воды. Наверняка многие помнят эти обычные атрибуты возрождения народных промыслов, встречавшиеся на большинстве малогабаритных кухонек времен развитого социализма верой и правдой служивших хозяйкам, несмотря на суровые условия «варочного цеха»…
Но как быть в случае, если надо показать естественность и красоту натурального дерева, если поверхность изделия должна остаться «незачехленной» пленкой лака, но по возможности защищена от воздействия окружающей среды и в первую очередь влаги? Эту задачу можно решить с помощью пропитки натуральными маслами и восками.
Масла, впитываясь в древесину, заполняют собой поры и «не оставляют места» для воды. Пропитка придает изделиям относительную влагостойкость, но на поверхности масло довольно быстро стирается и вымывается, в результате чего приповерхностные слои теряют свои свойства. К счастью, в отличие от пленкообразующих покрытий, пропитку можно легко восстановить, для чего достаточно протереть поверхность деревянного изделия маслом и древесина впитает его утерянную часть.
Пропитка изделия маслом или воском – наиболее древние способы придания водоотталкивающих свойств дереву.
Как же выбрать «лучшее» масло? Увы, я не знаю конкретного ответа. Чтение многочисленных опусов на эту тему лишь углубило меня в сомнении, что такового не существует. Тем не менее, на основе собственных наблюдений и опытов, а также рекомендательной статистики из различных профильных источников приведу субъективный рейтинг популярности пропиток. Отмечу, мои рассуждения касаются покрытия деревянных ложек и посуды, контактирующей с пищей, потому я привожу собственную оценку лишь натуральных компонентов без модификаций и добавок, ускоряющих высыхание, добавляющих блеск, защищающих от гниения и т.п.

1. Натуральное тунговое масло.
Получается из плодов тунгового дерева, произрастающего в Китае и ряде стран Юго-восточной Азии. Оттого нередко в среде краснодеревщиков называется китайским. По сведениям историков, в Китае это легендарное масло использовалось для обработки дерева более 2000 лет.
Относится к медленно высыхающим маслам. Лабораторные эксперименты по длительности высыхания я не проводил, но субъективно высыхание «на отлип» около двух суток. Пропадание характерного запаха – по мнению специалистов, свидетельство полной полимеризации, – более месяца. В сетевых источниках приводятся данные от нескольких дней, до нескольких недель.
Глубоко пропитывает древесину. После высыхания затвердевает и упрочняет слои, по водозащитному действию приближаясь к лаковому покрытию. Эксперимент с водой (оставление лужицы воды на покрытии до высыхания) показал, что при длительном воздействии воды на поверхности тунговой «пленки» образуются белесые пятна.
Подавляющим большинством «заграничных» столяров считается «лучшим маслом». Трудно спорить с такой оценкой при взгляде на тщательно подготовленную и покрытую тунговым маслом благородную поверхность изделий, особенно из ценных и твердых сортов дерева.

2. Натуральное льняное масло.
Также относится к высыхающим маслам. По справочным сведениям время высыхания больше чем у тунгового. Для ускорения высыхания льняное масло кипятят и добавляют сиккативы (ускорители высыхания). В результате получают широко известный кроющий состав – олифу.
Я не работаю с льняным маслом и потому не имею своего мнения на его счет.
На Руси ложки испокон веков пропитывали льняным маслом. Но это вовсе не означает, что оно лучшее, просто льняное было самым дешевым и доступным. В настоящее время найти натуральное льняное масло можно, пожалуй, лишь в диетических отделах продуктовых магазинов или специализированных магазинах для художников. Иначе можно нарваться либо на олифу, либо вообще чёрт знает на что с кучей добавок, о составе которых производитель скромно умалчивает. И если для покрытия стены сарая особой разницы нет, то для изделий, контактирующих с пищей выбор покрытия должен быть более осторожным.
В состав модифицированного масла обязательно входит сиккатив на основе соединений свинца, кобальта, марганца, циркония, лития, стронция и т.п. И хотя содержание добавок весьма мало, сложно убедить себя или пользователей продукции в их безопасности.

3. Минеральное вазелиновое масло.
Относится к невысыхающим маслам. Без цвета, без запаха, безвредно для человека. Применяется в медицине. Производится из нефти. Быстро вымывается с поверхности, но столь же быстро наносится повторно. Продается в аптеках или в церквях в качестве масла для лампад.
Вазелиновым маслом я пропитываю ложки, предназначенные для практического использования.

4. Составы на основе пчелиного и карнаубского воска.
Воск как таковой сложно использовать для пропитки, в силу его твердости. Обычно используют мастики, в которых воск смешивают со скипидаром (смесь эфирных масел, получаемая из хвойных деревьев) или натуральным маслом (льняным или тунговым). После обработки, скипидар довольно быстро улетучивается и остается лишь восковое покрытие. Хотя справедливости ради стоит отметить, что прием скипидара внутрь нежелателен в силу его ядовитости. Но количество скипидара в мастике мало изначально, кроме того, он летуч, как любое эфирное масло и быстро выветривается из изделия. Наличие скипидара в поверхностных слоях можно определить по наличию характерного запаха, после исчезновения которого я считаю покрытие безопасным.
При нанесении в нагретом состоянии восковые мастики глубоко проникают в поры древесины и аналогично маслу «не оставляют места» воде. Слой воска на поверхности придает изделию характерный блеск, получивший название «восковой». Со свежих вощеных поверхностей капли воды скатываются. Но если оставить капли воды на поверхности изделия надолго, то в результате появятся белесые пятна, которые будет сложно удалить.
Иногда воском покрывают уже пропитанные маслом изделия для придания им благородного блеска.
Я покрываю пчелиным воском декоративные изделия и коллекционные ложки. Хотя считаю классический восковой состав (воск + скипидар) безопасным для контактов с пищей.

Остальные покрытия на основе масел примерно похожи по свойствам и, по моему мнению, успех их применения больше зависит от предпочтений того или иного мастера или доступности в регионе.
Полемика на тему «лучшего» масла нередко встречается на столярных форумах, довольно аргументированные доводы можно прочитать в статьях солидных журналов по деревообработке. Но, по-видимому, человечество до сих пор так и не изобрело лучшего масла и лучшего покрытия, а потому, оставлю этот вопрос открытым.

Итак, творение кухонного шедевра закончено. Подводим итоги.
Материал – можжевельник (арча). Покрытие – вазелиновое масло. Время изготовления – 2 вечера после работы (ок. 7 часов).
Инструменты:
1. Ножовка для отпиливания сухой ветки в природе и топор для обрубки сучьев.
2. Карандаш и ленточная пила для изготовления баклуши.
3. Канцелярский нож и бормашина с рашпильными фрезами для тонкой формовки внешней поверхности.
4. Полукруглые стамески (20 и 18 мм) для выбора едала. Миниатюрные полукруглые стамески (10 и 8 мм) для тонкого выравнивания едала. Бормашина с борфрезами для грубого выглаживания.
5. Наждачная бумага 20, 12, 6 мкм. Финишная – 500 («по-ихнему»).
6. Ватный тампон для пропитки маслом.
Ну и в довершение любуемся шедевром…
здесь ссылки на МК
Заголовок ссылки...
я покрываю деревянные изделия старым способом, которым пользовался мой Папа и он меня никогда не подводил, так мы восстановили и старинный комод, которому лет 70 примерно и сработан без единого гвоздя, правда потом покрыли лаком Тиккурилла
с боковой стороны ящика видна ужасная краска которой был покрыт комодживет он в холостяцкой квартире моего старшего с Сына.
Желаю Вам удачного восстановления любимой ложечки.
Где-то в топике комментарий я уже оставляла о способе, могу повторить и для Вас, метод своего Папы.
Разве она не прекрасна, пропитанная только маслом
evgeniya (Евгения) Автор
05.06.2015 15:41
0
Спасибо за столь подробное описание.Вазелиновое масло у меня есть.Но я еще хотела задекупажить салфеткой с рисунком.Вот свойство акрилового лака в горячем меня и смущает.Есть еще у меня и лак не на водной основе мебельный.Каким сделать окончательное покрытие не знаю.