Сарафаны

РАЗНЫЕ ВИДЫ КРОЯ — выбираем, шьём, себе и всей округе на радость!:)))

Добрый день уважаемые рукодельницы. Предлагаю Вашему вниманию материал про сарафаны. Источники я указала. Приятного просмотра и творческого вдохновения! :)

Сарафаны — как были популярны и любимы в народе девицами, женщинами, бабушками — так и остаются по сей день. В сарафане удобно и дома, и на улице. Он подчёркивает природную красоту женщины, её достоинство, стать. Крой, материал и расцветку каждая выбирает на свой вкус. Совсем не обязательно это будет реконструкция из музея — ведь мы живем сейчас, а значит и выбирать нужно то, что доступно и радует нас сегодня. Сарафан можно сшить и для дома, и для улицы, теплый и для самых жарких, летних дней.

ТИПЫ САРАФАНОВ. КРОЙ

К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:

туникообразныйглухой косоклинный;

косоклинный распашнойили с центральным передним швом;

прямой круглыйили московский; прямой с лифом;

прямой с лифом на кокетке(полуплатье)

Туникообразный глухой косоклинный сарафан

Этот тип сарафана являлся самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «ферязь», «дубас», «глухарь», «костолан» и др. Отличительной особенностью глухого косоклинного сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант – глухой туникообразный сарафан – шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана. Бока его в швах расширялись вшивавшимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани или клиньями с подклинками.

Вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища. Он был небольшим (округлым или прямоугольным) с неглубоким нагрудным разрезом, с застежкой на пуговицу или с завязками.

В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным – широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным.

vk.com/topic-63970406_29208081

http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/clothe...









Каргопольский сарафан
обычно шился из домотканой пестряди - мелкой или средней величины клетки . Основные цветовые сочетания - красный, белый, синий, бежевый. Но использовались и другие оттенки - сиреневый, розовый, голубой, коричневый. Позже сарафан стали шить из покупной фабричной светлой ткани с яркими букетиками цветов. Крой оставался прежним, но иногда добавлялась пышная оборка по подолу, украшенная лентами и кружевом. Сарафан состоит из прямых полотнищ и боковых клиньев. Лямки удлинены. Спереди начинается от линии груди (не над грудью), а по спинке - чуть выше талии. Грудка по отношению к талии приподнята . Сарафан дублируется плотной подкладочной тканью (холст), из-за чего изделию придавалась упругая пышная форма
Каргопольский сарафан обычно шился из домотканой пестряди - мелкой или средней величины клетки . Основные цветовые сочетания - красный, белый, синий, бежевый. Но использовались и другие оттенки - сиреневый, розовый, голубой, коричневый. Позже сарафан стали шить из покупной фабричной светлой ткани с яркими букетиками цветов. Крой оставался прежним, но иногда добавлялась пышная оборка по подолу, украшенная лентами и кружевом. Сарафан состоит из прямых полотнищ и боковых клиньев. Лямки удлинены. Спереди начинается от линии груди (не над грудью), а по спинке - чуть выше талии. Грудка по отношению к талии приподнята . Сарафан дублируется плотной подкладочной тканью (холст), из-за чего изделию придавалась упругая пышная форма







|
    Круговой сарафан
    Круговой сарафан получается выполнением складок по верхнему краю прямых полос ткани. Ширина полосы ткани равна ширине покупаемого материала. Длина – зависит от длины сарафана. От ширины полос зависит их количество. Минимальная окружность сарафана по подолу – 3 метра, но может доходить до 4 – 4,5 метром. Необходимо стремиться, чтобы сзади количество полос было больше, чем спереди. Это придает фигуре женщины величавую осанку.
    Мерки для пошива сарафана:
    ОГ – окружность груди на вдохе (мерка снимается выше груди)
    ДИ – длина изделия (измеряется спереди от линии окружности груди до щиколотки)
    ДЛ – длина лямки (измеряется от точки С до точки А или Б).
    Ткани, из которых шились круглые сарафаны, могли быть как домотканными («пестрядь»), так и покупными (ситец, сатин, бязь, кашемир). Красный сарафан считался самым нарядным. Однако сарафаны могли быть и голубого, зеленого цветов.
    Сейчас в магазинах продаются пестрые клетчатые «костюмные» ткани, наиболее напоминающие домотканые материалы. Ширина такой ткани – 1,5 метра. В этом случае количество ткани, необходимое для сарафана: 1 полоса спереди и 1-2 полосы сзади.
                       Раскрой кругового сарафана из ситца или сатина:
    Перепад между длиной сарафана спереди – min 10 см, но при желании может быть и больше – за счет снижения уровня спинки сарафана.
    Внимание: перед раскроем сарафана из ситца или сатина, материал следует вымочить в холодной подсоленной воде (вымачивать надо, чтобы избежать усадки готового изделия, солить воду - чтобы ткань не линяла, соль также пригодится при каждой стирке). Поэтому материал необходимо покупать с запасом 15-20 см. Этот запас также пригодится на подрезку ткани при раскрое.
    Итак, сарафан раскроен. Если переднее и заднее полотнища состоят из нескольких полотен ткани, их необходимо сшить. Сшивать переднее и заднее полотнище между собой нужно только после выполнения складок. Складки в основном выполнялись на заднем полотнище, а переднее полотнище собиралось сборкой. Но при желании возможно и спереди заложить складки. В этом случае, высота складок сзади выполняется больше чем спереди. К складкам с изнаночной стороны пришивается дублирующая, закрепляющая ткань.

    Переднее и заднее полотнища сшивают между собой снизу. При желании с одного бока шов не дошивают примерно на 10 см. В этом случае изготавливается застежка на пуговицу. Петелька из ниток. С помощью такой застежки можно регулировать ширину – объем сарафана. После этого необходимо изготовить и пришить лямки. Их надо продублировать с изнаночной стороны любой х/б тканью и сшить между собой – изготовить «лягушку».
    Перепад между передним и задним полотнищем срезается. Теперь края верха сарафана необходимо обшить косой бейкой. По низу подола с обратной стороны подшивается полоса плотной ткани шириной 10-15 см, называвшаяся «подоплекой». После этого подол обрабатывается косой бейкой.
    Отделка у круглых сарафанов выполняется по горизонтали подола. Сарафаны из ситца или сатина расшиваются по подолу атласными лентами, сарафаны из шелковой ткани – золотой бахромой, шелковой тесьмой. У сарафанов из пестряди шелковые ленты в отделке не используются.
    Другой вариант отделки по подолу круглого сарафана – широкая оборка – 15-20 см. Нашивается таким образом, чтобы снизу под сборкой осталось видно около 5 см полотнища сарафана. В этом случае, подол самого сарафана обрабатывается как обычно, а сборка подгибается. Такие сарафаны встречались в Ветлужском районе Нижегородской области и назывались «грибовиком».
    В данной работе использованы следующие материалы:
    Н. Грановская. РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА НИЖЕГОДСКОЙ ОБЛАСТИ. Методическое пособие.
| Круговой сарафан Круговой сарафан получается выполнением складок по верхнему краю прямых полос ткани. Ширина полосы ткани равна ширине покупаемого материала. Длина – зависит от длины сарафана. От ширины полос зависит их количество. Минимальная окружность сарафана по подолу – 3 метра, но может доходить до 4 – 4,5 метром. Необходимо стремиться, чтобы сзади количество полос было больше, чем спереди. Это придает фигуре женщины величавую осанку. Мерки для пошива сарафана: ОГ – окружность груди на вдохе (мерка снимается выше груди) ДИ – длина изделия (измеряется спереди от линии окружности груди до щиколотки) ДЛ – длина лямки (измеряется от точки С до точки А или Б). Ткани, из которых шились круглые сарафаны, могли быть как домотканными («пестрядь»), так и покупными (ситец, сатин, бязь, кашемир). Красный сарафан считался самым нарядным. Однако сарафаны могли быть и голубого, зеленого цветов. Сейчас в магазинах продаются пестрые клетчатые «костюмные» ткани, наиболее напоминающие домотканые материалы. Ширина такой ткани – 1,5 метра. В этом случае количество ткани, необходимое для сарафана: 1 полоса спереди и 1-2 полосы сзади. Раскрой кругового сарафана из ситца или сатина: Перепад между длиной сарафана спереди – min 10 см, но при желании может быть и больше – за счет снижения уровня спинки сарафана. Внимание: перед раскроем сарафана из ситца или сатина, материал следует вымочить в холодной подсоленной воде (вымачивать надо, чтобы избежать усадки готового изделия, солить воду - чтобы ткань не линяла, соль также пригодится при каждой стирке). Поэтому материал необходимо покупать с запасом 15-20 см. Этот запас также пригодится на подрезку ткани при раскрое. Итак, сарафан раскроен. Если переднее и заднее полотнища состоят из нескольких полотен ткани, их необходимо сшить. Сшивать переднее и заднее полотнище между собой нужно только после выполнения складок. Складки в основном выполнялись на заднем полотнище, а переднее полотнище собиралось сборкой. Но при желании возможно и спереди заложить складки. В этом случае, высота складок сзади выполняется больше чем спереди. К складкам с изнаночной стороны пришивается дублирующая, закрепляющая ткань. Переднее и заднее полотнища сшивают между собой снизу. При желании с одного бока шов не дошивают примерно на 10 см. В этом случае изготавливается застежка на пуговицу. Петелька из ниток. С помощью такой застежки можно регулировать ширину – объем сарафана. После этого необходимо изготовить и пришить лямки. Их надо продублировать с изнаночной стороны любой х/б тканью и сшить между собой – изготовить «лягушку». Перепад между передним и задним полотнищем срезается. Теперь края верха сарафана необходимо обшить косой бейкой. По низу подола с обратной стороны подшивается полоса плотной ткани шириной 10-15 см, называвшаяся «подоплекой». После этого подол обрабатывается косой бейкой. Отделка у круглых сарафанов выполняется по горизонтали подола. Сарафаны из ситца или сатина расшиваются по подолу атласными лентами, сарафаны из шелковой ткани – золотой бахромой, шелковой тесьмой. У сарафанов из пестряди шелковые ленты в отделке не используются. Другой вариант отделки по подолу круглого сарафана – широкая оборка – 15-20 см. Нашивается таким образом, чтобы снизу под сборкой осталось видно около 5 см полотнища сарафана. В этом случае, подол самого сарафана обрабатывается как обычно, а сборка подгибается. Такие сарафаны встречались в Ветлужском районе Нижегородской области и назывались «грибовиком». В данной работе использованы следующие материалы: Н. Грановская. РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА НИЖЕГОДСКОЙ ОБЛАСТИ. Методическое пособие.











Нижегородский сарафан
Сарафан состоит из 7-ми полотнищ. Лямки удлиненные. В Безводном такой сарафан называется "москалем". Шили его из дорогих шелков, и был украшен золотым позументом или кружевом. Спереди он начинается над линией груди, а по спинке - чуть выше линии талии. Грудка по отношению к спинке приподнята. Сарафан посажен на подкладку из фабричной х/б ткани. По низу изделия пришита широкая бахрома (10 см.).
Нижегородский сарафан Сарафан состоит из 7-ми полотнищ. Лямки удлиненные. В Безводном такой сарафан называется "москалем". Шили его из дорогих шелков, и был украшен золотым позументом или кружевом. Спереди он начинается над линией груди, а по спинке - чуть выше линии талии. Грудка по отношению к спинке приподнята. Сарафан посажен на подкладку из фабричной х/б ткани. По низу изделия пришита широкая бахрома (10 см.).

|
    Сарафан "московец" прямого кроя сшит из семи прямых полотнищ с лифом . Переднее полотнище собрано в защипы под кумачовую обшивку, а боковые и задние - в частые сборки под лиф. Он представляет собой широкую центральную прямоугольную полосу с верхним фигурным краем и двумя клиновидными вставками с изнанки продублирован серым холстом. Узкие лямки обшиты х/б тканью и крепятся на груди и середине спины. К краям переднего полотнища пришиты длинные, узкие завязки, поддерживающие грудь. По подолу проходят две полосы - нашивки ярко-синего цвета из х/б ткани. Полотнища сарафана сотканы из льняных и покупных х/б нитей в технике полотняного плетения " с перебором ". Ткань сарафана отличается подчеркнутой декоративностью. По оранжевому фону расположены неширокие поперечные полосы, расцвеченные красными, белыми и синими нитями.
    На талии обязательно завязывался длинный неширокий вязанный на спицах или тканый пояс с кистями.
    Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем.
    Юбки шили из «портянины» — домотканого гладкоокрашенного полотна или яркой многоцветной пестряди, а также из шерсти домашней работы. Их изготавливали из нескольких прямых полотнищ, собранных под обшивку: спереди — в небольшие защипы, с боков и сзади — в густые сборки. Подолы юбок, видневшиеся из-под сарафанов, завершали праздничный наряд.
| Сарафан "московец" прямого кроя сшит из семи прямых полотнищ с лифом . Переднее полотнище собрано в защипы под кумачовую обшивку, а боковые и задние - в частые сборки под лиф. Он представляет собой широкую центральную прямоугольную полосу с верхним фигурным краем и двумя клиновидными вставками с изнанки продублирован серым холстом. Узкие лямки обшиты х/б тканью и крепятся на груди и середине спины. К краям переднего полотнища пришиты длинные, узкие завязки, поддерживающие грудь. По подолу проходят две полосы - нашивки ярко-синего цвета из х/б ткани. Полотнища сарафана сотканы из льняных и покупных х/б нитей в технике полотняного плетения " с перебором ". Ткань сарафана отличается подчеркнутой декоративностью. По оранжевому фону расположены неширокие поперечные полосы, расцвеченные красными, белыми и синими нитями. На талии обязательно завязывался длинный неширокий вязанный на спицах или тканый пояс с кистями. Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем. Юбки шили из «портянины» — домотканого гладкоокрашенного полотна или яркой многоцветной пестряди, а также из шерсти домашней работы. Их изготавливали из нескольких прямых полотнищ, собранных под обшивку: спереди — в небольшие защипы, с боков и сзади — в густые сборки. Подолы юбок, видневшиеся из-под сарафанов, завершали праздничный наряд.



















косоклинный приталенный сарафан
косоклинный приталенный сарафан

как снять мерки для пошива сарафана
как снять мерки для пошива сарафана

|
    Идеи.
    Это рисунки и схемы кроя народной одежды
    из книги "Поморский традиционный костюм" Т.А Левачёва.
    Берём понравившуюся модель за основу, плюс творчество, ткань и расцветка по душе, украсы, и вот мы в народной одежде в нашем современном мире! Себе и миру, к стати на радость.
| Идеи. Это рисунки и схемы кроя народной одежды из книги "Поморский традиционный костюм" Т.А Левачёва. Берём понравившуюся модель за основу, плюс творчество, ткань и расцветка по душе, украсы, и вот мы в народной одежде в нашем современном мире! Себе и миру, к стати на радость.











































Полуплатье
Полуплатье

|
    Полуплатье, крестьянское платье, или сарафан на лифе - вид женской народной одежды, появившейся на селе в конце 19 – начале 20 века. В Нижегородской области оно было распространено повсеместно. Носили его, как правило, девушки и молодые женщины.
    Полуплатье представляет собой форму, промежуточную между крестьянским прямым (круговым) сарафаном и городским платьем, хотя конструкция его всё-таки ближе к сарафану: отсутствуют рукава и воротник, полотнища стана прямые, обильно сосборены по линии пришива, передняя часть стана обычно начинается на уровне груди или чуть ниже, задняя – по линии талии. Надевали полуплатье поверх рубахи, верхняя часть которой – «рукава» -выполняла роль блузки.
    Обычно полуплатье шили из покупных хлопчатобумажных тканей. Наиболее популярен был ситец с рисунком в виде ярких цветочков, букетиков, розочек по синему, бордовому или темно-красному, коричневому, иногда темно-зеленому или черному фону. Реже использовался сатин, репс и другие «хорошие», т.е. более дорогие, ткани. На севере области полуплатья иногда шились из домотканой пестряди.
    Как правило, по подолу полуплатьев не делалось никакой отделки. Иногда все-таки встречается украшение в виде нескольких параллельных защипов или неширокой ленты, которая располагается по линии пришива с изнанки подоплеки, возможно, для того, чтобы скрыть шов.
    В отдельных случаях (на севере области) по низу подола, поверх нижней его части, пришивается широкая оборка, захватывающая ока и заднее полотнище юбки. Перед оставался гладким, возможно, для нарядного фартука.
    http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/clothes/?id=1814
| Полуплатье, крестьянское платье, или сарафан на лифе - вид женской народной одежды, появившейся на селе в конце 19 – начале 20 века. В Нижегородской области оно было распространено повсеместно. Носили его, как правило, девушки и молодые женщины. Полуплатье представляет собой форму, промежуточную между крестьянским прямым (круговым) сарафаном и городским платьем, хотя конструкция его всё-таки ближе к сарафану: отсутствуют рукава и воротник, полотнища стана прямые, обильно сосборены по линии пришива, передняя часть стана обычно начинается на уровне груди или чуть ниже, задняя – по линии талии. Надевали полуплатье поверх рубахи, верхняя часть которой – «рукава» -выполняла роль блузки. Обычно полуплатье шили из покупных хлопчатобумажных тканей. Наиболее популярен был ситец с рисунком в виде ярких цветочков, букетиков, розочек по синему, бордовому или темно-красному, коричневому, иногда темно-зеленому или черному фону. Реже использовался сатин, репс и другие «хорошие», т.е. более дорогие, ткани. На севере области полуплатья иногда шились из домотканой пестряди. Как правило, по подолу полуплатьев не делалось никакой отделки. Иногда все-таки встречается украшение в виде нескольких параллельных защипов или неширокой ленты, которая располагается по линии пришива с изнанки подоплеки, возможно, для того, чтобы скрыть шов. В отдельных случаях (на севере области) по низу подола, поверх нижней его части, пришивается широкая оборка, захватывающая ока и заднее полотнище юбки. Перед оставался гладким, возможно, для нарядного фартука. http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/clothes/?id=1814





+27
52

26 комментариев

tony (Антонина)
15.07.2015 12:43
1
Марина! Очень интересно! спасибо! Все внимательно прочитала! Какие же практичные одежды были у наших предков!
марина (Марина) Автор
15.07.2015 15:35
0
Пожалуйста Антонина! Мне очень нравится исследовать и изучать культуру наших предков. Столько интересного! И хочется сразу с кем-то поделиться! :)
tgkh5501 (Татьяна)
15.07.2015 13:07
0
Замечательный топик! Прихватила себе. Спасибо!
марина (Марина) Автор
15.07.2015 15:33
0
Пожалуйста Татьяна! :)
luba62 (Люба)
15.07.2015 14:43
0
Какой топик...!!! Я родилась не в то время. Сарафаны люблю страшенно. Просмотрела топик и просто голова закружилась. Вспомнила первый курс техникума в Полтаве и мой сиренывый сарафан в клеточку из простого ситца с кофточеой — марлевочкой… Я одевала его каждый день! Стирала и одевала…
Сейчас на даче и в селе я только в сарафанах.
А в топике такие красивые модели, говорю же — голова закружилась!
Спасибо! Однозначно в избранное!
марина (Марина) Автор
15.07.2015 15:33
0
Пожалуйста Люба! Очень рада, что тема понравилась!
Пиноккио (Лидия( Мурзилка))
15.07.2015 15:43
0
Спасибо, Марина, за русское народное, простое хороводное… Какое же детство без сарафана?! А тут столько подробностей и даже выкройки.Взяла с удовольствием!
марина (Марина) Автор
15.07.2015 21:32
0
Пожалуйста Лидия! :)
ksjushar1 (Оксана)
15.07.2015 17:36
0
Очень интересный материал!!! и подробный! Только вот непонятно, почему девушки в сарафанах и на шпильках и с распущенными волосами))))
15.07.2015 20:53
0
Класс! Это целый клад! Спасибки.
марина (Марина) Автор
15.07.2015 21:32
0
Пожалуйста! :)
moss13201 (Евгения)
15.07.2015 21:37
0
Ну, оооочень интересно! Спасибо!
марина (Марина) Автор
15.07.2015 23:04
0
Пожалуйста! :)
Фекла (Наталья)
15.07.2015 22:32
0
Марина, топик прелесть, взяла себе!!!
марина (Марина) Автор
15.07.2015 23:05
0
Очень рада! :)
Фекла (Наталья)
15.07.2015 23:15
0
Марина, как историю изучаешь, я благо дар на вам, хорошое дело.
Розазина (Зинаида)
16.07.2015 01:43
0
Работа шикарная, беру себе на заметку. Спасибо!
марина (Марина) Автор
16.07.2015 09:42
0
Пожалуйста Зина! :)
Lelka0409 (ОЛЬГА)
16.07.2015 07:17
0
Спасибо, очень интересно
марина (Марина) Автор
16.07.2015 09:43
0
Пожалуйста Оля! Рада, что тема интересна!
16.07.2015 12:37
0
Как красиво!!!
марина (Марина) Автор
17.07.2015 12:25
0
Пожалуйста Вера!:)
Конфетка (Ирина)
17.07.2015 10:13
0
спасибо! пригодиться. у меня тоже русско-народный сарафан есть! концертный :)
марина (Марина) Автор
17.07.2015 12:26
0
Пожалуйста Ира! Можно и домашний сделать :)
grigorevna (Elena)
17.07.2015 19:01
0
Спасибо огромное за подборку! В этом коду шили с девочкой сарафан на конкурс, делали небольшое исследование кроя и отделки. Вроде все тоже, но Ваша подборка поражает разнообразием и глубиной.
марина (Марина) Автор
17.07.2015 19:27
0
Пожалуйста Елена! :)