Вы просили.

Национальный русский костюм.

Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном — поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан (женская короткая одёжа, с перехватом, обычно суконная). Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины. Холщовые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. Сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим расширением книзу (до 6 м), придающий фигуре стройность. В одежде Русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с рукавами. В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева — поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для поневы, — чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором. Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками. Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону. По конструкции понева представляет собой три — пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздержки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили «с подтыком подола». В этом случае поневу орнаментировали с изнанки. В поневе женская фигура утрачивала величавую стройность, придаваемую ей сарафаном. Линия талии, выявляемая поневой, обычно маскировалась напуском рубахи или передником. Часто поверх рубахи, поневы и передника надевался нагрудник -накладная или распашная одежда из шерсти или холста. Нагрудник отделывали тканой или плетеной тесьмой по горловине, борту, низу изделия и низу рукавов. Многослойность костюма, имевшего различную длину одновременно надеваемых рубах, поневы, передника, нагрудника, создавала горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшее фигуру.

www.goldmuseum.ru/zhenskiy-kostyum-rus/

Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина...
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное — скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока — убор молодицы,
Косник, венец — украшенье девицы,
Сборник, повойник — убор для старухи...
Самый красивый — убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!
Важною «павой», «душой голубицей» Издавна так называли девицу. Девичьи руки в труде и заботе С ранней поры привыкали к работе: Ткали и пряли, вязали и шили, Сеяли, жали и тесто месили. В трудной работе сгибалась спина... Но выходила на праздник она В дивном наряде крестьянской одежды, Где весь узор о мечте и надежде: Красным расшиты запон и рубаха (Черное — скорбь, что на родине свято), По подолу, как на вспаханном поле, Ромбы узорной легли полосою; Символы солнца и знаки земли. Матери-жизни и птицы любви. Шею украсили бусы, мониста, Бисер, кораллы, янтарь золотистый. Всех драгоценней убор головной – Жемчугом шитый и битью златой: Кика, сорока — убор молодицы, Косник, венец — украшенье девицы, Сборник, повойник — убор для старухи... Самый красивый — убор молодухи. Так испокон сохранен на Руси Женский костюм небывалой красы!

Ученые выделяют четыре комплекса одежды: рубаха с сарафаном и кокошником, рубаха с понёвой и сорокой, рубаха с юбкой-андараком и платье кубельком. Любой комплекс трехчастен — это головной убор, собственно одежда и обувь.

Вариантов же костюмов очень много. Сарафанный ансамбль принадлежит к северному и среднерусскому региону, понёвный — южнорусскому. Конечно, деление это довольно условное, в каждом регионе свои особенности в цвете, предметах, декоре, деталях и элементах
Ученые выделяют четыре комплекса одежды: рубаха с сарафаном и кокошником, рубаха с понёвой и сорокой, рубаха с юбкой-андараком и платье кубельком. Любой комплекс трехчастен — это головной убор, собственно одежда и обувь. Вариантов же костюмов очень много. Сарафанный ансамбль принадлежит к северному и среднерусскому региону, понёвный — южнорусскому. Конечно, деление это довольно условное, в каждом регионе свои особенности в цвете, предметах, декоре, деталях и элементах

Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин
Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. А.С. Пушкин

+18
11

9 комментариев

Комментарий удален
olga-77 (Ольга)
05.12.2015 08:00
0
Посмотрите какая красота, почему то нас не научили и мы дальше своих детей любить и уважать наши обычаи, культуру. Меня всегда приятно удивляет, когда вы выходные дни в Германии молодежь гуляет в национальных костюмах. Как бы приятно было видеть это на наших улицах…
TNZ2013 (Татьяна)
05.12.2015 11:30
0
Такой костюм из любой сделает Русскую красавицу. Жаль, что у нас утрачена традиция национального костюма. Только валенки платок и тулуп остались.
tajana (Татьяна)
05.12.2015 17:04
0
Здорово! Спасибо!
Недавно посмотрела сказку «Василиса краса, длинная коса»… вообщем где девушка много своих Образов предлагает = «размножается», чтоб жених её выбрал «истинную»)))
Так вот в этом ещё «секрет» красоты костюма и русской души,- что «истинное» показывать только допущенным или «избранным»!!!
Tatel (Татьяна) (Татьяна)
06.12.2015 10:30
0
Лара, спасибо за замечательную информацию! Очень люблю русские костюмы и другие национальные костюмы. Эту любовь привила мне мама, когда в 1м классе сшила мне новогодний костюм и назвала его «Русская Красавица». А сейчас делают детям Микки-Маусов, гамбургеров и прочих иностранных монстров.
Ursel (Наталия)
06.12.2015 14:38
0
Спасибо, Лариса! Прочитала оба топика с огромным удовольствием. К сожалению в России редко увидишь даже на празднике национальные костюмы. Этим летом моя дочка с детьми была в Старой Ладоге на фольклорном фестивале — получили большое удовольствие. И детям показали и костюмы, и красивое представление.
Я живу в Баварии, где национальный костюм — это нормальная праздничная одежда. Их с удовольствием носят и пожилые люди и школьники. Часто вижу как вся семья от мала до велика идет на праздник в трахтах — так называется по- немецки национальный костюм. У моей подруги немки на свадьбе сына все были так одеты. Мне с непривычки было странно видеть жениха в расшитой рубашке и кожаных, тоже расшитых, штанах до колен. Зато женское платье потрясающе красиво и женственно, и очень подходит и для свадьбы.
А по поводу «иностранных монстров» — это ведь сами родители решают, что им надеть на своего ребенка. К сожалению им тоже в свое время не привили любовь и интерес к национальной одежде, да и зачастую просто хороший вкус.
Ларчик (Лариса) Автор
06.12.2015 16:26
0
Очень рада, что эти образы нашли отклик в вашем сердце.
alina(Галина) (Галина)
06.12.2015 20:23
0
Русские национальные костюмы имели различия в каждой губернии, порой они очень отличались друг от друга, а другие были чем-то схожи.
Наталья (Наталья)
07.12.2015 16:06
0
Прочла топики, очень интересно. Да, наши дети ни все знают национальные костюмы.