МЕЛАНЖ (формулы переходности цвета, функции меланжа, сочетание с другими техниками в вязании)

yelima (Elena)
05:46

Доброго времени суток всем, кто читает мой мастер-класс.

В этот раз я хочу рассказать Вам об интересной технике в вязании-МЕЛАНЖЕ.

Рассмотрим несколько вопросов:

1 Что представляет собой меланж?

2 Различные ФУНКЦИИ этой техники.

3 Что такое формулы переходности цвета, и как с ними работать?

5 Сочетание меланжа с другими техниками в вязании.

Мой мастер-класс будет ориентирован на средний и выше среднего уровень мастерства.

-----------------------------------------

Напомню, что такое меланж, потому что некоторые вязальщицы смешивают 2 понятия: секционка и меланж, называя секционку-меланжем, а меланж-секционкой. Я такое смешивание этих понятий даже встречала в мастер-классах...

Вероятно, у них это ассоциируется просто с пёстрой ниткой.

Однако, это вещи совершенно разные. Пестрота тоже бывает разной.

Секционка--это пёстрая пряжа, окрашенная звеньями, участками. Они постоянно меняются в цвете.

Меланж--пёстрая пряжа, где 2 или 3 цвета, скрученных вместе не меняются на протяжении всей длины.

Сегодня мы говорим именно о МЕЛАНЖЕ.

Меланжированную нитку можно не только купить в магазине, её легко сделать самим, просто скрутив на веретене 2 цвета. Это уже будет меланж.

Однако скомбинировать 2 разных по цвету нити можно в разных пропорциях: например красного цвета, обозначенного буквой А можно взять больше(скажем, 70%), а белого (обозначим второй цвет буквой Б)-только 30%. В этом случае перевес цвета будет в сторону красного,(красный меланж) а можно, наоборот, цвета Б взять больше и меланж будет больше в сторону цвета Б.(будет белый меланж).

А вот если взять и сделать это поэтапно: сначала вяжем из меланжа, близкого к цвету А, затем ровно наполовину, а затем вяжем из меланже близкого к цвету Б.

-

Вот тогда получается ПЕРЕХОДНОСТЬ меланжа от одного цвета-к другому. Смотрится это очень красиво.

Как же сделать плавный и красивый переход от красного-к белому?

Переходности цвета можно достигнуть несколькими путями, например, чередованием рядов.Насколько мне известно, эта техника на современном языке называется АРТ-меланж.

Но метод переходности, о котором я буду рассказывать в моём мастер-классе--совсем другой; его можно назвать методом присоединения тонких волокон друг к другу.

Итак… чтоб добиться плавного и сглаженного перехода от одного цвета пряжи-к другому, надо запастись, прежде всего,

-терпением, а затем парой спиц, и двумя (для начала) цветами пряжи.

Оба типа пряжи должны быть одинаковыми по толщине и, желательно, по качеству-тоже. Но пряжа при этом должна быть многоволокнистой, то есть когда есть возможность её расслоить на отдельные волокна. Либо пряжа изначально должна быть очень тонкой, и для вязания она должна складываться, как минимум, четверо-впятеро, для образования полноценной нити для ручного вязания.

-------------------------------------------

Возьмём 2 цвета акрила одного и того же сорта и качества. Пусть голубой цвет обозначится буквой A, а чёрный цвет буквой В. Нить обоих моточков состоит из 4 волокон, которые мне пришлось расслоить.

Оставим небольшой клубочек цвета A нерасслоённым, также как и небольшой клубочек цвета Б-тоже цельным, не расслоённым. Одним из них мы будем начинать вязание, а другим-заканчивать.

Свяжем цветом А, например 8-12 рядов, чтоб первоначальный цвет чётко проявился

Затем начинаем переходность.

Теперь переходим к расслоённым волокнам. Возьмём 3 волокна цвета А+ 1 волокно цвета Б и соединим их вместе.Формула эта запишется вот так:(3А+1Б).

Провяжем 8 рядov.

Затем возьмём соотношение 2 волокна цвета А + 2 волокна цвета Б, и снова вяжем 8 рядov.

Берём 3 волокна Цвета Б + 1 волокно цвета А и опять свяжем 8 рядov

После этого можно вязать чисто чёрным цветом.

Вот такие переходы цвета у меня получились.

Сейчас обозначу звенья-формулами.

А тут уже вывязано несколько разных переходов от одного звена-к другому

Я буду употреблять слово ''ЗВЕНО''.

(Это количество рядов, провязанных в высоту по одной и той же формуле.)

--------------------------------------------

На плавность перехода влияют 3 фактора:

1-количество волокон и нитке;(чем больше волокон-тем более красивый и плавный переход получится)

2-количество рядов в высоту;(чем больше рядов в высоту провязано по одной и той же формуле-тем опять же красивее переходность)

3-чем меньше контраст между двумя цветами-тем плавнее переход.

-----------------------------------------------------

Итак, первая функция меланжа- это ПЕРЕХОДНОСТЬ, включающая в себя ''размывание'', ''размазывание'' цвета, создание эффекта перетекаемости одного цвета-в другой, третий, и т.д.

------------------------------------------

ТЕПЕРЬ О ФОРМУЛАХ И СХЕМАХ ПЕРЕХОДНОСТИ.

Для лучшего понимания переходности, я решила упорядочить эти формулы- в схемы, сделав чертежи.

Весь диапазон переходности меланжа можно разделить на ЧИСТЫЕ ЦВЕТА и ПОЛУТОНА, четверть-тона, которые располагаются в спектре между этими чистыми цветами.

Формул сложения волокон вместе можно вывести сколько угодно в данном диапазоне.

Работаем пока только с двумя цветами.

Берём 4-х волокнистую нить, разложим её на формулы переходности цвета:

Цвет А обозначим как -4, а если дробью, то-4/4. Цвет Б мы тоже обозначим-4/4. В промежутке между ними мы получим 3 формулы, вот они:

Первая формула: 3А+1Б. (означает, что мы берём 3 волокна цвета А, и 1 волокно цвета Б).

Вторая формула: 2А+2Б. ( берём 2 волокна цвета А, и 2 цвета Б).

Третья формула: 1А+3Б. ( берём 1 волокно цвета А, и 3 цвета Б).

В четырёхволокнистой нити образуются только 3 формулы в промежутке,

Cоответственно, если волокон будет больше, то и формул переходности будет тоже больше.

Эти формулы можно бесконечно комбинировать между собой, и получать самые неожиданные узоры и светотеневые переходы.

----------------------

переходность меланжа можно сочетать почти со всеми другими техниками.

Например, кайму в технике жаккард можно связать в очень спокойных, неярких тонах, если цвет Б частично смешать с цветом основного тона.

Меланжевыми переходностями также можно выкладывать разные узоры: волны, цветы, фигуры; создавать иллюзию тени, силуэтов, бликов. Красиво смотрится переходный меланж и на распущенных петлях, ажурных узорах.

На этой основе можно получать самые разные варианты ''размазанных'' пятен, фигур; а если менять направление вязания- то вариантов ещё добавится.

Hапример,cвязать меланж диагональным способом-''размазанные'' полоски будут располагаться по диагонали,
если делать переходность меланжа на афганских узорах-то получатся ''размазанные'' зубцы, зигзаги...

Очень оригинально выглядит смещение звеньев самих переходных секций, когда на одном отрезке ряда Вы меняете волокно через 4 ряда, а на другом отрезке того же ряда меняете волокно через 6 рядов.

Интересно меланж проявится на пэчворкe, интарсии.

Давайте рассмотрим некоторые примеры.

В ПЭЧВОРКЕ.

Hе все любят яркие контрасты квадратов на одеяле, пледе.

Именно с помощью переходного меланжа Можно добиться красивого и мягкого эффекта переходности, приглушив резкий контраст, и поменяв всего лишь одно волокно в нити.

Берём нить в 4 сложения. Выбираем основной цвет. Например, РОЗОВЫЙ. Этот цвет во всех мотивах будет присутствовать на 3/4, и лишь 1/4 цвета будет изменяться. Плед получится в спокойных пастэльных тонах.(для этого не обязательно покупать пряжу пастэльных тонов, её можно сделать самим)

А если сделать пропорцию 7/8- основного тона, и 1/8 — любого другого, то тут получится очень мягкая переходность, напоминающая тонировку.(Лишь намёк на другой цвет!)

Следовательно, ещё одна функция переходного меланжа- ОСЛАБИТЬ, сгладить КОНТРАСТ при необходимости.

-------------------------------

Третья функция переходного меланжа-это ВЫВЯЗЫВАНИЕ УЗОРОВ и даже целых
картинок на вязаных изделиях.

Но для этого необходимо детально рассмотреть формулы переходности, для того, чтоб
понять как ЭТО работает...

Снова вернёмся к 4-х волокнистой нити двух разных цветов.


Всё, что между чистыми цветами-это формулы переходности.В зависимости от того,
как их комбинировать, менять местами, или вязать в противоположных направлениях-
будут выкладываться самые разные хитросплетения цвета, тона и теней...

Конкретный пример. Попробовала переходные формулы 4-х волокнистой нити вязать
в противоположных направлениях, а именно:

набрала 20 петель. Первые 10 петель ряда вязала 3 формулы друг за другом
слева-направо, в последовательности 1-2-3; (смотрим схему), а следующие 10 петель
ряда вязала те же 3 формулы, но только справа-налево, в последовательности 3-2-1.

Получились вот такие теневые квадраты в шахматном порядке, разделяемые полосой:

.Это только один раппорт.

Если раппорт в ширину повторить 3-4 раза- получится красиво.

Вязала, соответственно, от отдельных клубочков.

Тут получается, что переходный меланж мы соединили с техникой интарсии.

----------------------------------------------------------

Возвращаясь снова к пэчвoрку, надо сказать, что внутри печворковских мотивов
можно создавать эффект смещения звеньев, при помощи чередования переходных
формул на отдельных маленьких элементах целого мотива.
Соединять их в единый мотив надо методом состыковки.(Круговое вязание, или
возвратными рядами тут не сгодится).

Затем эти смещённые звенья выстроятся в какой-либо узор.

Вот так у меня случайно получилось ''мельничное колесо''.

Расскажу про этот эксперимент. Для этого я взяла 5-ти волокнистую пряжу двух
цветов-алого и белого цвета.

Начертила cхемy переходности для 5-ти волокон: (переходных формул цвета
тут уже не три, а четыре.)

Решила, что буду вязать большой мотив-8-угольник, из отдельных треугольничков
, ниткой в 5 сложений, переходным меланжем.

За основу повторяющегося раппорта взяла только 2 треугольничка, которые потом
чередовала.

Первый треугольничек я вязала чередованием первой и третьей переходных формул

Всего по 6 рядов вверх каждой формулой.

-----------------------------------------------------------------

Второй треугольничек вязала чередованием второй и четвёртой переходных
формул

Ещё раз напишу эти формулы на самих треугольничках:

В моём случае я просто связала пробнички-каждый отдельно.(Это как бы черновик)

Но в чистовом варианте мотивчики в этой технике надо присоединять друг к другу
по ходу вязания методом состыковки.



Получается красивый бесшовный вариант. (Сделаю отдельный мастер-класс по с
остыковке)

Вообщем, когда я сшила вместе все 8 треугольничков-у меня неожиданно
получилось ''мельничное колесо''


Я этого совсем даже не планировала, просто решила ''поиграть'' с формулами переходности цвета.

Тасовать эти формулы можно как угодно, и каждый раз Вы будете получать приятные сюрпризы ввиде интересных узоров-картинок.

(Тут я никогда не достигала чистых цветов, только переходные тона.)

------------------------------------------------

И, наконец, последняя функция переходного меланжа-ОН СПОСОБЕН УВЕЛИЧИТЬ КОНТРАСТ рисунка при необходимости.

Приведу конкретный пример.



В 1994 году я вывязала на груди свитера(для себя самой)- вот этого
котика-мультяшку.

Вообще-то это мотив для детского свитера в чёрно-белой гамме. Однако, я решила
его вывязать переходным меланжем. При этом сильный контраст затушевался,
и кот выглядел как блик, силуэт, как призрак, наконец!
И только глаза я вышила ярко-зелёным.
Кот при этом перестал смотреться как детская мультяшка, и на взрослом свитере
был вполне ''к месту.''

Расклад 4-х сложенной нитки я сделала такой:

А-чёрный цвет, Б-белый.

Тёмную половину (с закрытым глазом)-я вязала нитью из 3-х чёрных и одного
белого сложения(3А+1Б)

Светлую половинку кота(с открытым глазом) вязала из 3-х белыx и одной чёрной
(1А+3Б).

Контраст получился не резкий, но вполне достаточный.

А вот общий фон (вoкруг кота) я вязала пряжей в равных пропорциях (2А+2Б).

Получилось здорово! Контуры кота едва просматривались, кот был призраком
на том свитере!

------------------------------------------------------------

Второй раз я того же кота вязала для дочки подруги, и мне захотелось контраст
немного увеличить между очертаниями
кота и общим фоном.
Я долго думала как это сделать? Но потом придумала.

Из 4-сложенной нити для общего фона(2А+2Б) я выдернула одно чёрное волокно,
и заменила его на фиолетовое. Получилось вкропление чужого цвета, близкого по тону к чёрному.

Формула нити для вывязывания общего фона поменяла формулу:(1А+2Б+1C).
Этого вполне хватило, чтоб немного увеличить контраст контура кота.

Тоже получилось красиво.

-------------------------------------------

Ещё одна функция переходного меланжа-КОНТРАСТ можно УСИЛИТЬ при
необходимости.

-----------------------------------------------------------------------

На этом буду закругляться. Надеюсь, что кого-нибудь заинтересуют идеи с
переходностью меланжа. Сама я буду пробовать искать новые варианты в этой
технике, если получится что-то интересное-обязательно покажу.

50
102

23 комментария

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
06:33
0
Спасибо огромное!
yelima (Elena) Автор
08:07
0
рада, что могу быть полезна!
07:08
0
Вот это мастер-класс!!! Спасибо!!!

yelima (Elena) Автор
08:08
0
пользуйтесь, на здоровье!
nur (Светлана)
07:49
0
Спасибо! Так хорошо все обьяснили.Я кардиган «Лало» так связала в 4 цвета, но чисто интуитивно.С теорией мне гораздо больше нравится
yelima (Elena) Автор
08:09
0
благодарю Вас! Знаю, что немного громоздко получилось, но у меня такая учительская манера сохранилась ещё с России: всё разжёвывать не мелкие кусочки.
Анюта (Анюта)
09:54
0
Спасибо, очень интересно и понятно! Надо попробовать, а то как попало меланжирую…
10:58
0
Знала, но чтобы так расписано было не встречала. Очень полезная информация. спасибо. Да такой меланж хорошо делать из шерсти для машинного вязания на бобнах, она тонкая.
Галия (Галия)
05:37
0
Очень чёткое, структурированное изложение, понятно и без воды! Благодарю Вас за труд и идею рисунка-призрака, очень понравилось! добра и счастья Вам!
yelima (Elena) Автор
17:16
0
spasibo!
Зарема (Зарема)
10:16
0
Елена, огромно спасибо! Очень полезная и нужная информация. И так все у Вас понятно! БлагоДарю!!!
yelima (Elena) Автор
17:17
0
благодарю!
Розалия (Роза)
10:30
0
Большое спасибо за чёткое и доходчивое изложение материала! Я раньше много вязала меланж, но всё основываясь на эстетическом восприятии.Интересны варианты, когда одна нить берётся за основу, а ещё два дополнительных цвета тонких нитей чередуются в разных количествах и сочетаниях.
yelima (Elena) Автор
17:18
0
спасибо за коммент!
Персиваль (Светлана)
17:57
0
Спасибо. Было очень интересно. Удачи!
SITANZIS (Зинаида)
20:18
0
Спасибо огромное за МК. Теперь буду разбираться в этом (я например часто путалась в этом определении)
19:53
0
Леночка! СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!! всё так подробно и понятно!!!
verirena (Ирина Вересова)
17:39
0
Спасибо! Очень объемная и интересная тема.Попробуйте использовать тонкие нитки одной цветовой гаммы, но разных групп(холодной и теплой).
Думаю, что применима техника энтрелак и методы Рики Тимса и Каффе Фассета.
Удачи в экспериментах! Главное-эффект контролируем!
yelima (Elena) Автор
18:24
0
Спасибо Вам! Про этих двух дизайнеров пока не слышала. Обязательно найду и почитаю.
21:05
0
Спасибо! Очень полезный МК. Захомячила.
yelima (Elena) Автор
21:06
0
spasibo
natkalash 57 (Натали) (Наталья)
12:19
0
У вас целая система подачи материала. Понятно должно быть всем, говорил начальник, имея в виду самых непонятливых. Я вязала себе раньше таким меланжем кофты. Плавный переход от одного цвета к другому путем меланжирования. только у меня было все гораздо проще. Нитки нашей ШПФ были тонкие. И я через определенное к-во рядов нить одного цвета меняла на нить другого. Цвет плавно перетекал в другой.
yelima (Elena) Автор
20:44
0
Так ведь в сообщении об этом сказано: либо нить надо расслаивать, либо изначально покупать тоненькую и потом присоединять(складывать волокна друг с другом). Ориентация в моём мастер-классе на то, что можно НЕ ТОЛЬКО соединять, но ещё и расслаивать. А главным образом на то, КАК КОМБИНИРОВАТЬ ФОРМУЛЫ меланжа меж собой для выкладывания разных УЗОРОВ на полотне, а не просто получать обычную переходность цвета.