Крупнейшую выставку «смешных картин» Арчимбольдо собрали в Риме

mila (Мила)
05:04

Одна из самых значительных в Европе экспозиций нынешней осени проходит в римском Палаццо Барберини. Ретроспектива «Арчимбольдо» впервые представляет около двадцати из ста сохранившихся картин одного из главных художников Высокого Возрождения. Музеи и институты, владеющие работами Джузеппе Арчимбольдо, одалживают их с большой неохотой. А потому увидеть пятую часть его сохранившегося наследия — это шанс, который выпадает лишь раз в жизни.

«Смешные картины» Арчимбольдо, вновь открытые в 30-е годы XX века, стали культовыми последователей дадаизма и сюрреализма, а самого художника назвали предтечей этих движений.
Джузеппе Арчимбольдо. Автопортрет

Джузеппе Арчимбольди, известный как Арчимбольдо (1526 или 1527 — 1593), получил первое художественное образование в мастерской своего отца Бьяджо в Милане. Уже в возрасте 21 года он начал создавать витражи и фрески для городского кафедрального собора. В 1562 году признанного художника пригласил ко двору император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург. Затем Арчимбольдо служил его сыну Максимилиану II и внуку Рудольфу II в Вене и в Праге. Он был не только придворным живописцем, но и декоратором, создателем костюмов и организатором празднеств.

Слева: Джузеппе Арчимбольдо,«Автопортрет» (1575). Национальная галерея, Прага

Джузеппе Арчимбольдо. Четыре элемента. Земля
Джузеппе Арчимбольдо. Четыре элемента. Вода
  • Джузеппе Арчимбольдо, «Четыре элемента. Земля» (1570). The Princely Collections, Вена
  • Джузеппе Арчимбольдо, «Четыре элемента. Вода» (1566). Музей истории искусств, Вена
Традиционные работы Арчимбольдо на религиозную тематику не сохранились. Но его«композиционные головы» из овощей, растений, фруктов, морских существ и корней деревьев, восхищавшие современников, вызывают восторг и сегодня. Курфюрст Август Саксонский, побывавший в Вене в 1570 и 1573 годах, заказал себе копию «Четырёх сезонов» («Времён года»), куда были включены его монархические символы.

Джузеппе Арчимбольдо. Библиотекарь


Издали эти натюрморты похожи на обычные портреты. Но фактически это помещённые рядом и перекрывающие друг друга предметы, которые напоминают анатомические формы человека. Объекты Арчимбольдо выбирал не случайно, каждый из них связан с определённой характеристикой персонажа. Так, в картине «Библиотекарь» он использовал вещи, ассоциирующиеся с книжной культурой. Например, занавесом разделяли комнаты для изучения книг в библиотеках, а хвостами животных, из которых состоит борода на портрете, смахивали пыль. Некоторые учёные утверждали, что художник высмеял их образованность.

Слева: Джузеппе Арчимбольдо,«Библиотекарь» (1566). Замок Скоклостер, Швеция

Но искусствоведы полагают, что Арчимбольдо критиковал богачей, которые собирают книги лишь для украшения, а не для чтения.
Джузеппе Арчимбольдо. 4 сезона. Зима. Первая серия
4 сезона. Зима. Первая серия
Джузеппе Арчимбольдо
1563, 66.7×50.5 см
Эксперты не могут прийти к единому мнению, были ли картины Арчимбольдо лишь причудами или продуктом больного воображения. Но, учитывая увлечение загадками, головоломками и странностями в эпоху Возрождения (взять, например, гротескные головы Леонардо да Винчи), большинство склонны считать, что художник находился в здравом уме и лишь потакал вкусам своего времени.

Арчимбольдо скончался в Милане, куда вернулся из Праги после выхода на пенсию. В 1590 году, на последнем этапе своей карьеры, он создал композицию «Четыре сезона в одном портрете», а также «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». За последнюю картину император пожаловал художнику титул пфальцграфа — редчайший случай в те времена.
Джузеппе Арчимбольдо. 4 сезона. Лето
Джузеппе Арчимбольдо. 4 сезона. Осень. Повтор серии
  • Джузеппе Арчимбольдо, «Четыре сезона. Лето» (1566). Художественная галерея, Денвер
  • Джузеппе Арчимбольдо, «Четыре сезона. Осень» (1566). Художественная галерея, Денвер
Сейчас картины Джузеппе Арчимбольдо можно найти музеях Вены, Инсбрука и Мадрида, парижском Лувре и Галерее Уффици, в Швеции и США.
Фрагмент экспозиции «Арчимбольдо» в римском Палаццо Барберини.
Маршрут ретроспективы в Палаццо Барберини начинается с раздела, посвящённого Милану, где вырос Арчимбольдо. В следующих залах представлено его творчество в Вене и Праге как портретиста при Габсбургском дворе. Тут можно увидеть изображение эрцгерцогини Анны, эскизы для торжеств и олицетворение «Четырёх сезонов» в диалоге с «Четырьмя элементами».
Джузеппе Арчимбольдо. Эрцгерцогиня Анна, дочь императора Максимилиана II
Эрцгерцогиня Анна, дочь императора Максимилиана II
Джузеппе Арчимбольдо
1563, 42.7×34.1 см
Далее идут так называемые «поворотные (или обратимые) головы» — это натюрморты, которые превращаются в портреты при повороте на 180 градусов. Одна из таких композиций — «Огородник», который превращается в «Натюрморт с луком и овощами».

«На самом деле эти картины — серьёзная риторическая игра, своего рода вызов интеллекту зрителя», — считает Фламина Дженнари Сантори, директор Национальной галереи древнего искусства в Риме.
Джузеппе Арчимбольдо. Огородник (Натюрморт с луком и овощами)
Джузеппе Арчимбольдо. Натюрморт с луком и овощами (Огородник)
  • Джузеппе Арчимбольдо, «Огородник (Натюрморт с луком и овощами)», 1590. Пинакотека Городского музея Кремоны
  • Джузеппе Арчимбольдо, «Натюрморт с луком и овощами (Огородник)», 1590. Пинакотека Городского музея Кремоны
Беспрецедентную ретроспективу Бернини открыла галерея Боргезе в Риме
Джузеппе Арчимбольдо. 4 сезона. Весна (Баварская серия)
4 сезона. Весна (Баварская серия)
Джузеппе Арчимбольдо
1570-е, 84×57 см
Ретроспектива «Арчимбольдо» в римском Палаццо Барберини продлится до 11 февраля 2018 года.
По материалам официального сайта Палаццо Барберини, Ansa.it и ряда других источников
13
6

7 комментариев

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
06:56
+1
0
Спасибо. Очень интересно было прочесть. Картины какие-то мельком видела когда-то в каком- то журнале. Благодаря Вам узнала этого художника. Спасибо большое.
mila (Мила) Автор
08:00
0
Вам спасибо за искренний отзыв drink
victoria251935 (Виктория)
20:50
0
Да, талантливый художник, ничего не скажешь. Но на меня его картины произвели не совсем приятный эффект. Вероятно, потому что не поняла его сущности. Милочка, спасибо за ваши подборки, всегда и нтересные, дающие представления о настоящих талантах.
mila (Мила) Автор
03:55
0
Полностью согласна и у меня осадок какой-то непонятный, но это из эпохи Высокого Возрождения, далеко от нас. rose
victoria251935 (Виктория)
09:46
0
И слава Богу, что дюже далеко от нас. Но мне кажется, что у него есть современные подражатели. Я что- то видела, но просто не хотела запомнить. Да и Бог с ними. rose
mila (Мила) Автор
17:52
0
Люблю тонкий юмор. «Да и Бог с ними.» drink
galuka (Галина)
05:24
0
Я в восторге!