Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

Всё о свадебных нарядах на Руси в старину

РУСЛАН
РУСЛАН
2020-09-14 01:25:43
Рейтинг: 33844
Комментариев: 1447
Топиков: 491
На сайте с: 13.06.2020
Подписаться

Свадебный наряд на Руси

Вплоть до начала XX века в некоторых крестьянских семьях сохранялись свадебные традиции, связанные еще с языческими поверьями.

Венки и ленты

Например, головной убор невесты очевидно произошел от простого венка из цветов, которым в древности украшали голову новобрачной. Своеобразной интерпретацией были широкие ленты, которые повязывали на голову или украшенные цветами обручи.

Кокошник, конец XVIII века. Источник: Wikimedia Commons

Чуть позже стали появляться кокошники, вышитые бисером и лентами, причем этот убор предназначался уже исключительно для замужней женщины. Волосы невеста могла распустить, а после замужества заплетала в две косы. Специальные украшения для в виде лент с бисером и бахромой кос назывались «косниками». Иногда под головной убор невеста надевала вышитое покрывало, которое позже превратилось в привычную для нас фату. Часто к обручу или повязке крепились сзади длинные цветные ленты, которые развевались на ветру. Такую повязку называли «волюшка», и после свадьбы невеста отдавала ее младшим сестрам или подружкам невесты как символ девичьей жизни.

Три платья для Золушки

Обычно нарядов у невесты было несколько. Один полагалось надеть на девичник, другой — до замужества, третий — после. Иногда платье, которое девушка надевала до венчания, делали черным. Оно символизировало смерть невесты для старой семьи и старой жизни. После венца новоиспеченную жену переодевали в яркий сарафан, обозначающий радость, с которой девушка вступает в новую жизнь. Самый лучший наряд предназначался для второго дня свадьбы, при этом часто выбирались темные, богатые оттенки. Вышивка на сарафане служила оберегом, так что узоры тщательно подбирались

Свадебное платье традиционно было красного цвета. Источник: culture.ru

Зачем невесте длинные рукава?

Под сарафан надевали рубаху, рукава которой расшивали редко. Форма рукавов могла быть разной — узкие, пышные, длинные (иногда до двух метров) с прорезями для рук. Такая необычная форма появилась неспроста: считалось плохой приметой, когда жених и невеста касались рук друг друга во время свадьбы. Поверх сарафана невеста могла надеть душегрею. Под наряд надевали несколько нижних юбок — они придавали пышность, которую так ценили в женщине. Девушки из боярских и княжеских родов надевали поверх сарафана длинный плащ их парчи с золотым шитьем. Наряды богатых невест часто расшивали жемчугом и оторачивали мехом. Некоторые свадебные наряды весили до 15 килограмм.

Готовь сани с лета, а платье — с детства

В некоторых регионах существовала традиция, по которой невеста собственноручно должна была вышить себе наряд. Так что девочка с самого детства могла работать над своим будущих подвенечным платьем. Благодаря этому все гости на свадьбе могли видеть, какая девушка мастерица. Со временем эта традиция изжила себя, и сарафан вышивали всей семьей. Часто наряд передавали по наследству, особенно в небогатых семьях. Иногда такие платья были целыми произведениями искусства: сшитые из красного шелка или парчи, вышитые золотом и бисером, украшенные лентами — хоть сейчас выставляй в музей.

Праздничный костюм невесты Костромы. Источник: wysotsky.com

Рано утром перед свадьбой жених передавал в дом невесты «женихову шкатулку». В ней лежали кольца, фата, венчальные свечи. Обувь для невесты также готовил жених. Это тоже было символично: девушка уходила из родительского дома к жениху, чтобы дальше идти с ним вместе по жизни. На ножки башмачки надевал «свадебный отрок» — часто младший брат невесты. А одевала девушку мать или своеобразные стилисты — «снарядихи».

Наряд для жениха

С костюмом жениха дело обстояло несколько проще. Во время сватанья девушка передавала суженому шелковый или ситцевый вышитый платок, который тот должен был носить до свадьбы на шее и в кармане. Сам наряд состоял их синих в мелкую полоску штанов, часто суконных, и красной рубахи, вышитой по рукавам и подолу. Вышить рубашку для жениха было задачей невесты. Затем жених подпоясывался тканым поясом и иногда надевал кафтан или шубу.

Мужской свадебный костюм, начало XX века. Источник: colors.life

Свадьба на Руси была мало похожа на современную. Белое платье невесты стало появляться при венчании лишь при Петре, а прижилось только к началу XX века. Во времена СССР, в эпоху тотальной экономии, и вовсе считалось позором тратить огромные отрезы ткани и дорогие украшения на платье, которое девушка наденет один раз в жизни.

Старинный свадебный костюм на Руси                                                                         История русского народного свадебного костюма насчитывает много веков. Издавна свадьба считалась особым обрядом, поэтому и убранство должно быть соответствующим.                                                                                   

Особенности старинного свадебного костюма на Руси

Свадебный наряд в зависимости от местности мог существенно различаться. Несмотря на общие черты в покрое и украшениях, все они имели особенности. Традицию народного костюма на Руси можно разделить на два направления:

  • костюм жениха и невестыюжную;
  • северную. В центральной части Руси костюмы больше походили на наряды северных поселений.

Свадебный костюм внешне очень отличался от будничного. Для его шитья использовали иные материалы, яркую цветовую гамму, обилие украшений. Костюм невесты был многопредметным — состоял из множества деталей.

Что касается тканей, то вся одежда шилась только из натуральных материалов на основе льна или шерсти. Чаще все нити и пряжу ткали и пряли сами невесты. Сарафан для невесты отличался плотностью, а вот рубаху шили из лёгкого льна.

Наряд невесты — из чего состоит?

Женский костюм на Руси состоял из большого количества элементов. Все они имели важное значение и никогда не упускались при создании наряда.

Платье

рубаха и сарафан
Основой костюма традиционно было платье — комплекс рубахи с сарафаном

. Нательная рубаха встречалась повсеместно и могло быть как длинной (практически до пят), так и укороченной (туникообразной). Поскольку сверху всегда надевался сарафан, из-под него виднелись только пышные рукава. В обиходе рубаху шутя так и называли — «рукава».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Шили рубаху из натурального льна. Четыре или два куска ткани сшивались, а на плечах вставлялись особые кусочки, богато расшитые шелковыми нитями. В целом вся рубаха расшивалась растительными, природными, геометрическими мотивами. Популярны были разнонаправленные стежки разных цветов, благодаря чему одежда становилась рябой и очень нарядной.

Сарафан на Руси отшивали или клинообразным, или прямым. Он не подчёркивал фигуру, свободно спускался по ней. В богатых семьях сарафан был соответствующим: мастерицы кроили его из парчи, украшали натуральными мехами и камнями, жемчугом. У крестьян платья были поскромнее, из льняных или шерстяных материалов, но также расшивались узорами, орнаментами, бисером и кружевом. В этом и состояло главное отличие подвенечного платья от обыденного — в обилии украшений даже на недорогом сарафане.

Головной убор

  • кокошник — головной убор с открытым затылком, богато украшенный камнями, бисером и тесьмой. Под него иногда надевали тонкую облегающую шапочку-сетку, сплетённую вручную. Она полностью прикрывала волосы;
  • косник — лента-повязка на голову с ажурными узорами, подвесками из бисера и жемчуга.

Обувь

Вид женской обуви зависел от времени года:

  • летом — кожаные, плетёные сандалии или башмачки;
  • зимой — тёплые шерстяные валенки. Последние украшались яркими узорами.

На севере и юге Руси головные уборы невест существенно отличались. В общем виде можно выделить самые распространённые из них:

  • кокошник — головной убор с открытым затылком, богато украшенный камнями, бисером и тесьмой. Под него иногда надевали тонкую облегающую шапочку-сетку, сплетённую вручную. Она полностью прикрывала волосы;
  • косник — лента-повязка на голову с ажурными узорами, подвесками из бисера и жемчуга.                                                                                                     Дополнительные украшения в женском костюме практически не использовались.

     Да и не нужны были бусы или серьги, когда весь наряд от головы до ног был расшит ажурными мотивами, камнями и кружевами. Чего стоят только одни широкие расшитые рукава лёгкой женской рубахи. Просто загляденье!
    Отдельно стоит сказать о такой детали, как пояс. Он выполнял больше не эстетическую функцию (не подчёркивал фигуру), а скорее просто поддерживал наряд. Тем не менее на его украшение мастерицы не скупились. Его завязывали на поясе, а концы либо закручивали, либо спускали в свободное положение.
    Иногда в свадебном убранстве имел место и передник. Он уже не украшался так богато, как основное платье. Главная цель надевания передника — показать хозяйственность невесты.

    Как выглядит костюм жениха?

    Важно! Рубаху для жениха по традиции вышивала невеста. Это действо считалось важным обрядом: девушка через молитвы и песнопения передавала своё послание.

    Свадебный наряд жениха по всей Руси был примерно одинаков. Состоял он из брюк, рубахи и пояса. Рубаха была не менее яркой, чем одежда невесты. Она непременно украшалась орнаментами на груди и рукавах. Если рубаха была белой, то вышивка — красной. Яркие красные рубахи расшивались золотыми нитями.

  • .Длина рубахи доходила до бёдер и даже ниже. Богато украшенный пояс повязывался на талии. Интересная особенность — мужской пояс вышивался таким же мотивом, что и сарафан невесты.

    Значения свадебной вышивки и символики на платье

    Многочисленные орнаменты вышивались на свадебном костюме не просто так. Считалось, что каждый из них имеет сакральный смысл. От изображения на платье зависела будущая супружеская жизнь молодожёнов. Например:

    • символикадрево жизни означает начало нового этапа в жизни;
    • богодар — благосклонность Богов к новоиспечённой семье;
    • белобог — символ повседневной радости, любви, света в доме;
    • звезда означает открытие Вселенной и благодать от Небесных сил;
    • волот — символ человеческой силы. Очень часто вышивался на рубахе жениха.

    Старинные свадебные образы сегодня

    русский костюм сегодняСейчас в моду возвращаются свадьбы в русском стиле. На них жених с невестой облачаются в народные костюмы, тем самым подчёркивая свою этническую принадлежность. Необязательно полностью повторять старинный образ — достаточно некоторых элементов, например, кокошника или узорчатого кафтана. Одежда может иметь и современный вид, но с элементами русской традиции — расшитые пояса, юбки, красные сапожки. Здесь всё зависит только от фантазии молодожёнов!

Мне нравится43
22
Добавить в закладки
18812
22 комментария
Gillianuk (Gillian Wilhelm)
2020-09-14 04:03:55 (отредактировано)
+1

I found this most interesting. The wedding clothes were magnificent. Thank you so very much for showing then. XXXX

yfnfkmz (Наталья)
2020-09-14 08:09:11
+1

Спасибо за интересные материалы! Всегда с удовольствием их читаю.

Ramina (Миная)
2020-09-14 08:49:09
+3

Как же красиво смотрятся женщины в расшитых сарафанах и кокошниках- они такие женственные, одухотворенные, милые. И сколько любви, радости и терпеливого труда вложено в каждое вышитое платье и сарафан- действительно такая работа достойна музея. Не то что сейчас- иногда не поймешь кто идет перед тобой мужчина или женщина- прическа, одежда, походка- всё одинаковое. Джинсы, футболки и кроссовки- современная одежда и мужчин, и женщин.

РУСЛАН
РУСЛАН
33844
2020-09-14 14:06:35
+2

Да Минаечка!!! Одежда была раньше очень красивая, специально её одевали для уважения гостя, каждая одежда имела своё направление и свой статус, это все понимали этим были воспитаны с детства, одежду ценили так как она делалась в ручную и дорого стоила, одевали новое с позволения родителей, и было это замечательно потому что было воспитание понимание и уважение, начиная с одежды заканчивая личностью.

Цвяточек (Татьяна)
2020-09-15 11:39:52
+1

 Красота, одухотворённость, добрая русская сказка))

Skirano (Любовь)
2020-09-15 11:43:12
+1

 интересно

Natali (Наталия)
2020-09-15 20:38:09
+1

Руслан, ваши топики всегда читаю с удовольствием.

татьяна (Татьяна)
2020-09-15 23:06:57
+1

Какая Красота!!!

Ail (Ирина)
2020-09-16 05:53:45
+1

спасибо за интересный экскурс в прошлое! Было бы полезно почитать это нынешним «невестам»...

Елена (Елена)
2020-09-16 14:40:07
+1

И простота и красота и удобство и подчеркнуты все прелести женские. Да и женщины были созидательны, а не лентяйки как сейчас молодежь. Пуговицу пришить не могут (большинство), только пальцы рук развивают… Это я не бубню, только констатирую. Много чего прочитала про жизнь, которой уже не будет никогда. Ах как жаль.

Людмила (Людмила)
2020-09-16 20:57:30 (отредактировано)
+2

 Интересная информация.    А можно и мне в костюме показаться)))

Если, что не так, то удалю. Это конечно не свадебный костюм. Это костюм замужней женщины, и если память не изменяет — поморской женщины.

Зоя (Зоя)
2020-09-26 10:47:04
+1

Какая замечательная  публикация! Спасибо вам!

Маргарита (Маргарита)
2022-04-03 17:28:29
0

Спасибо.  Хороший  материал.  Интересно.  Много работы!  Тоже  увлекаюсь  костюмами,  бытом .
С Уважением к  Вам.

P_Olga (Ольга)
2022-04-28 13:06:48
0

Какие замечательные наряды на Руси!!! И какие классные современные ребята в этих нарядах!!!!