СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

РУСЛАН
2020-10-07 01:18:29
Рейтинг: 4909
Комментариев: 891
Топиков: 144
На сайте с: 13.06.2020

Мороз В.А. 1 Аверкина Т.О. 1


1 МАОУ ВО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»

Актуальность исследования. Женщина на протяжении долгих столетий была хранительницей домашнего очага, в то время как всё, что имело отношение к внешнему миру, брал на себя мужчина. Это, естественно, давало ему право считать женщину намного ниже себя по статусу. Но в наше время технологического прогресса, научных открытий и феминизма ситуация кардинально изменилась. Женщина в современном обществе имеет совсем иной статус и призвание, у нее появились другие ценности и потребности, которые заставляют пересмотреть взгляды на женскую роль в сегодняшнем мире.

Роль женщины в современном обществе уже не ограничивается выполнением обязанностей по дому, уходом за детьми, их воспитанием и служением законному супругу. Теперь такая позиция считается устаревшей, и женщины, все еще выбирающие ее, воспринимаются как сторонницы консервативных убеждений, которые чуть ли не добровольно отдают себя в рабство мужчине. На самом деле такой подход ошибочен в конкретных ситуациях, когда представительница слабого пола видит свое призвание в сохранении семейных ценностей и не стремится отделять свои собственные достижения от успехов супруга. Ведь воплощение личных амбиций, карьерный рост и статус независимости хотя бы в финансовом плане прельщают далеко не всех и по сей день. Многие женщины не выделяют данные критерии самоцелью, предпочитая всецело служить семье. Но тут выступает другая крайность, поскольку положение женщины в современном обществе сегодня рассматривается не только в качестве домохозяйки, верной жены и хорошей матери. Часто получается, что родные и близкие девушек, а в первую очередь их родители, еще с подросткового возраста внушают им, что в жизни главное – не крепкая семья, а устойчивый социальный статус. Следовательно, прежде чем посвящать себя браку, нужно прочно стоять на ногах и быть независимой в финансовом плане. Доводами в данном вопросе выступают предостережения, что если вдруг супруг покинет семью, если дети останутся без отца, если случится еще что-то страшное, женщина должна быть к этому готова. На самом деле положение женщины в современном обществе предполагает подобные опасения, ведь сегодня развод не считается чем-то предосудительным или катастрофическим. Так что вероятность разрушения брачных уз растет с каждым годом: люди становятся категоричнее и зачастую не желают терпеть даже малейших неудобств в брачном союзе.

Получается, что задача женщины в современном мире – это в первую очередь достижение успехов в работе, карьерный рост, материальная независимость и лишь потом статус жены и матери. Таким образом, происходит так называемая переоценка ценностей, что в свою очередь приводит к переосмыслению значения семьи и супружеских отношений в жизни слабого пола.

В связи с тем, что социальная роль женщины в современном обществе за последние десятилетия претерпевает радикальные изменения, естественно, меняются также статусы представительниц слабого пола. Так, психологи-современники склонны рассматривать следующие основные категории женщин: лидеры, карьеристки, домохозяйки, обладательницы свободных профессий. Женщины-лидеры по чертам характера во многом напоминают мужчин: они целеустремленные, уверены в собственных силах и всего добиваются самостоятельно, не надеясь на чью-либо помощь. Самореализация – это главная цель карьеристок, которые на первое место всегда ставят работу и достижение успехов в карьере. Только после таких результатов они могут себе позволить размышлять о создании семьи и планировании детей. Статус женщины в современном обществе, которая выбрала роль домохозяйки, как правило, рассматривается сегодня не с лучшей стороны.

Изучение роли женщины в обществе необходимо будущим специалистам, призванным активно заниматься разрешением широкого спектра социальных проблем как в общем, так и на индивидуальном, частном уровне. Полученные знания будут способствовать формированию не только профессиональных, но и нравственных качеств студентов.

Многие исследователи отмечают, что мужчина становится мужественным, а женщина — женственной в процессе усвоения ими соответствующих ролей, принятых в данном обществе. Однако было бы нелепым полагать, что роль — это исключительно социальный норматив, внедренный в сознание индивида. Во многом она определяется и неосознаваемыми мотивами поведения, различными у мужчин и женщин.

В научный оборот термин «роль» ввели в 1920–1930-е гг. Дж. Мид и Р. Линтон. Дж. Мид при изложении своих концепций применял этот термин, когда развивал идею «принятия роли другого», для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации. Фактически понятие роли было взято из сферы театра, где оно использовалось как метафора для обозначения ряда феноменов социального поведения.

Статус, по мнению Р. Линтона, — это то место, которое индивид занимает в данной системе. А понятие «роль» используется учёным для описания всего разнообразия культурных образцов поведения, связанных с определенным статусом. Роль, таким образом, включает установки, ценности и поведение, предписываемые обществом для каждого, имеющего определенный статус. В связи с тем, что роль представляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, т. е. тем, что индивид должен сделать для оправдания занимаемого им статуса [1].

Социальная роль представляет собой функцию разноуровневых явлений объективного и субъективного порядка, которые находят отражение в ролевом поведении личности [1].

Положение женщины в обществе постоянно привлекало внимание научной мысли.

Значительный вклад в определение роли места женщины в обществе внес А. Бебель. В своей книге «Женщина и социализм» он дал глубокий анализ путей социального освобождения женщин, необходимости ей заниматься творческой деятельностью.

В современном обществе, постоянно претерпевающем изменения в сфере социума и культуры, «женский вопрос» чрезвычайно актуализировался: положение женщины все более зависит от ситуации в обществе, от того, как быстро и успешно идет социально-культурная реформа и реформа правовых аспектов жизни, развитие светских начал внутри института семьи.

Говоря о социальной роли современной женщины, американский социолог Э. Боулдинг отмечает, что эта роль связана больше с «изнанкой» общества, а не с «лицевой» его стороной. Сохраняется дискриминация женщин в латентной форме, следствием которой выступают устойчивые представления о том, что положено, «дозволено» женщине в обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчин и женщин [2].

Современные тенденции социально-культурного развития общества, характеризующиеся глобальностью и социальной насыщенностью, динамичностью и самое главное – формированием нового, отвечающего запросам общества статуса женщины, предоставили возможность иначе оценить её роль в обществе. Семья — институт чрезвычайно консервативный, изменений в нем происходит сравнительно мало. Главным изменением, которое произошло в российской семье за последнее время, по словам О. Здравомысловой, является позиция женщины. Ее все возрастающую общественную и профессиональную активность называют иногда «тихой революцией XXI века» [4].

В современной России наметилась и бурно развивается новая для нее тенденция — женская эмансипация. Интересно, что женщины, имеющие традиционную семью, оказываются более успешными в бизнесе, чем одинокие.

Новые типы женщин значительно изменили социально-демографическую структуру общества. Появление их доказало, что за прошедшие годы традиционные представления россиян о счастье и процветании для молодой женщины радикально изменились.

Велика роль женщины и в науке. Поскольку мужчины и женщины по-разному воспринимают мир, их научные открытия отражают разное восприятие действительности, и необходимо учитывать эти особые женские качества.

В настоящее время наиболее популярной становится такая модель семьи, где женщина также как и мужчина, ставит на первое место карьеру и лишь потом семью. Второе на что стоит обратить внимание, затрагивая роль женщины в социуме — это то, что женщина стремится к финансовой независимости.

Согласно данным, опубликованным Всероссийским центром изучения общественного мнения по проблеме «Социальная роль женщины в современном обществе», большая часть опрошенных респондентов полагают, что права мужчин и женщин равны, и каждый из них должен обладать правом на свободу выбора и деятельности, а также распределение семейных обязанностей (63% опрошенных респондентов). Между тем, 33% респондентов отмечают, что возрастает уровень дискриминации прав женщин в профессиональной сфере. 46% опрошенных полагают, что в сфере власти недостаточное количество женщин, это выступает причиной дискриминации статуса и социальной позиции женщины. 61,5% респондентов склонны доверять и искать поддержки в лице специалиста-мужчины, нежели женщины, что объясняется наличием более высокого уровня управленческих и профессиональных качеств у мужчин, нежели женщин-специалистов. Тем не менее, 70,2% опрошенных утверждают, что лучшая реализация для женщины – следовать своему естественному предназначению, рожать и воспитывать детей, хранить семейный очаг [7].

Особо стоит отметить, что сегодня женщина не может позволить себе ограничиться лишь одной социальной ролью, будь то мама или бизнес-леди. Наиболее приемлемо сочетание ряда статусных позиций, ролей как на уровне института семьи, отношений внутри семьи, так и внутри общества как макроинститута. Современная женщина стремится гармонично сочетать и успешно реализовывать те социальные роли, которые для неё важны и интересны.

Радикальные социокультурные трансформации в институте семьи, в первую очередь, повлияли на такие демографические показатели, как состояние брака и семейных отношений, на сферу отношений между супругами, распределение и достижение статусно-ролевых позиций.

За последние 3 года наиболее распространенными гендерными стереотипами выступают:

«женщина более адаптирована к умственному и физическому труду, нежели мужчина» (63,2%);

«самореализация и личностный рост современной женщины полностью зависимы от ее продвижения по карьерной лестнице» (50,4%);

«социальная роль современной женщины в большей степени сводится к профессиональной самореализации, нежели к семейным ролевым позициям» (30,8%);

«в ценностной иерархии современной женщины доминирует карьерный рост и материальная стабильность» (10,5%);

«современная женщина вступает в брак по достижении 25-30 — летнего возраста» (48,1%);

«современная женщина ценит свободу прав и обязанностей» (10%);

«у современных женщин чаще от 1 до 2 детей, за редким исключением — детей нет» (52%) [6].

Социокультурные изменения статусно-ролевых позиций женщины, так или иначе, затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия. Несмотря на это, традиционные статусно-ролевые позиции женщины остаются доминирующими, создающими атмосферу благоприятного развития и самореализации личности женщины в поле современной социальной действительности.

Для проведения эмпирического исследования нами были выбраны следующие методики:

  1. тест «Кто я?», состоящий из двадцати высказываний (М. Кун, Т. Макпартленд в модификации Т.В. Румянцевой);
  2. опросник С. Бем по изучению маскулинности и фемининности [5, 3].Социальные роли были распределены следующим образом:

Результаты исследования по методике «Кто я?» показали, что ответы студенток совершенно разные, и это говорит о том, что каждая из них выбирает, или уже выбрала свою индивидуальную жизненную позицию. Среди ответов студенток ярко проявлены социальные роли и индивидуализированные характеристики.

1) гендерные роли, включающие семейный статус личности:

Бакалавры:

дочь- 12 (80%)

девушка- 8 ( 53.3%)

будущая мать- 5 ( 33.3%)

сестра — 4 (26.6%)

будущая жена — 3 (20%)

хозяйка — 2 (13.3%)

Клинические психологи:

дочь- 9 (60%)

девушка- 8 (53.3%)

будущая мать- 3 ( 20%)

сестра — 3 (20%)

внучка — 1 (6.6%)

тетя — 1 (6.6%)

желанный ребенок – 1 (6.6%)

2) профессиональные роли:

Бакалавры:

будущий медработник – 2 (13.3%)

повар — 1 (6.6%)

Клинические психологи:

танцор — 2 ( 13.3%)

будущий психолог – 2 (13.3%)

актриса – 1 (6.6%)

3) другие социальные роли:

Бакалавры:

студентка – 11 (73.3%)

личность – 10 (66.6%)

человек — 9 (60%)

друг — 9 (60%)

староста — 1 (6.6%)

соседка — 1 (6.6%)

Клинические психологи:

студентка – 12 (80%)

личность – 7 (46.6%)

человек – 15 (100%)

друг — 3 (20%)

староста — 1 (6.6%)

индивид — 2 (13.3%)

подросток — 1 (6.6%)

Индивидуализированные характеристики представлены:

1) определения, раскрывающие особенности и качества личности:

Бакалавры:

красотка — 4 (26.6%)

истеричка — 2 (13.3%)

умничка — 3 (20%)

брюнетка — 1 (6.6%)

добрая — 1 (6.6%)

рыжая — 1 (6.6%)

хорошая -1 (6.6%)

Клинические психологи:

мыслитель — 2 (13.3%)

красавица — 1 (6.6%)

слушатель — 1 (6.6%)

активистка — 1 (6.6%)

меланхолик — 1 (6.6%)

5) метафорические определения:

Бакалавры:

Я – это я – 3 (20%)

никто — 2 (13.3%)

зайка — 1 (6.6%)

солнышко — 1 (6.6%)

Клинические психологи:

Я – это я — 4 (26.6%)

надежда — 1 (6.6%)

лист бумаги — 1 (6.6%)

Таким образом, видим количественное преобладание социальных характеристик над индивидуальными, причём первые позиции в ответах занимали гендерные роли, которые относятся к типу предписанных ролей.

Студенты определяют свою позицию по отношению к системе существующих нормативных предписаний о должном поведении женщин в социуме, что помогает выработать свой стиль поведения в межполовом взаимодействии, конкретизировать ориентиры жизненного пути на основе принятого способа исполнения гендерных ролей.

Гендерные роли, как мы знаем, нормативны, выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности.

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке С. Бэм концепции андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединяя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, андрогинную модели гендерных ролей.

Исследование фемининных и маскулинных качеств по методике С. Бем показало существенные различия проявления данных качеств в двух группах респондентов:

Бакалавры:

андрогинность – 12 (80%)

фемининность – 2 (13.3%)

маскулинность – 1 (6.6%)

Клинические психологи:

андрогинность – 1 ( 6.6%)

фемининность – 10 ( 66.6%)

маскулинность – 4 ( 26.6%)

Феминностъ, как можно заметить, наиболее выражена у студентов специальности «Клиническая психология», что говорит о наличии покорности, мягкости, исключения насилия. Но и маскулинность тоже проявляется больше у клинических психологов, сигнализируя о силе и агрессии, присущих данной группе респондентов.

Для студенток с ярко выраженными фемининными качествами характерны доброта, мягкость, гуманность, демократизм, уступчивость, чувствительность, застенчивость. Они ближе к природе, отрицательно относятся к насилию, более остро переживают грубость, несправедливость, более отзывчивы к чужим переживаниям; легче поддаются воспитанию, адаптации, менее требовательны к новаторству, более четко определяет свое отношение к семье. Характерна разумная умеренность, стремление к активному общению. Однако они не лишены и негативных качеств, среди которых забывчивость, несдержанность, истеричность, нервозность, ярко выраженное состояние депрессии, вспыльчивость, завистливость, болтливость и др.

Студентки с маскулинными чертами независимы, находчивы, сообразительны, напористы, склонны к риску, изобретательны, умеют адаптироваться к новым условиям, активны в психической деятельности, проявляющейся в стремлении к самоутверждению и самовыражению, их мышление более абстрактно, они в основном ориентируются на работу, учёбу, а не на семью. К негативным чертам следует отнести агрессивность, авантюризм, сарказм, неспособность проявлять эмоции.

Андрогинность, свойственная бакалаврам, проявляется в сочетании психологической маскулинности и фемининности. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив, проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. Бакалаврам в большей мере свойственна ситуативная гибкость (т.е. способность быть настойчивым или центрированным на интересах других в зависимости от ситуации), высокое самоуважение, мотивация к достижениям, субъективное ощущение благополучия. Мы согласимся с Бем в том, что андрогиния, несмотря на скрытые в ней проблемы, дает возможность построить картину утопии, где человеку не нужно отказываться от тех своих качеств и моделей поведения, которые его общество считает несоответствующими гендеру.

Положение женщин является своеобразным барометром, чутко реагирующим на происходящие в обществе демографические, экономические, экологические и политические изменения.

Современная женщина независима во всех сферах жизни: она самостоятельно планирует собственную жизнь, получает высшее образование и право на трудовую деятельность, сама решает выходить ли ей замуж или жить в гражданском браке, она выбирает себе мужчину, имеет право на сексуальную свободу и на контроль над рождаемостью.

Современные девушки потеряли чувство материнства, то что в них было заложено с самого начала. Они поставили на первый план карьеру, а семья для них потеряла смысл. Это опасно тем, что пройдёт деторождаемый возраст – время, которое уже невозможно будет вернуть, и женщина потеряет шанс стать матерью.

Проведённые исследования определяют, что современной девушке важно чётко осознавать свою роль в обществе и следовать ей. Соответственно, в вузе необходимо создать для этого условия, которые помогут студенткам гармонично сочетать и успешно реализовать те социальные роли, которые им важны и интересны.

Мне нравится3
Добавить в закладки
Назначить теги
587
Подписки
Подписаться на новые топики раздела Жизнь Замечательных Людей
Подписаться на пользователя РУСЛАН
0+1
2020-10-07 10:46:29 (отредактировано)

… Потеряли чувство материнства. А Вы попробуйте с ребенком устроиться на хорошую работу, да на любую, по специальности. А многие работодатели еще и спрашивают, Вы замужем или нет, и ты даешь подписку, что в ближайшие 5-10 лет не собираешься рожать… О таком слыхали? Вот и строят карьеру, не спешат выходить замуж, обзаводиться детьми. Наши реалии таковы.........  Статья интересная, спасибо.

00
2020-10-07 14:58:16

… Потеряли чувство материнства. А Вы попробуйте с ребенком устроиться на хорошую работу, да на любую, по специальности. А многие работодатели еще и спрашивают, Вы замужем или нет, и ты даешь подписку, что в ближайшие 5-10 лет не собираешься рожать… О таком слыхали? Вот и строят карьеру, не спешат выходить замуж, обзаводиться детьми. Наши реалии таковы.........  Статья интересная, спасибо.

0+1
2020-10-08 20:33:25

Сейчас я на пенсии, но до сих пор помню разговор с начальником цеха, куда после окончания института пыталась устроиться: «Ты молодая, но была б ты лучше мужчиной, а раз ты женщина, то была б ты лучше старая». Разговор происходил 1987 году,  с тех пор ничего не изменилось.

00
2020-10-08 20:36:43

Сейчас я на пенсии, но до сих пор помню разговор с начальником цеха, куда после окончания института пыталась устроиться: «Ты молодая, но была б ты лучше мужчиной, а раз ты женщина, то была б ты лучше старая». Разговор происходил 1987 году,  с тех пор ничего не изменилось.