ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: В СЕМЬЕ И НА РАБОТЕ

РУСЛАН
2020-10-07 01:31:18
Рейтинг: 5169
Комментариев: 905
Топиков: 152
На сайте с: 13.06.2020

Аннотация

Согласно отчету ООН, вопрос о положении и роли женщины в обществе по важности занимает второе место после глобальных эколого-экономических проблем современности. Мы наблюдаем, как процесс развития гражданского общества влечет за собой неизбежное изменение ролей мужчин и женщин в современном мире, женщины все больше участвуют в принятии решений, разворачивается всесторонняя защита гендерного равенства, учитываются его этнические и социокультурные аспекты. Прежде незыблемая форма семьи, в которой мужчина был кормильцем, меняет свои очертания. Женщина стремится к равноправию в семье, гармоничному распределению обязанностей между супругами. Она стала более независимой, у нее появилось стремление реализовывать себя не только в семье, но и вне ее пределов, на профессиональном поприще. Теперь женщина занимает позиции, на которых раньше можно было видеть только мужчин. И даже при сохранении “стеклянного потолка” женщина все больше упрочивает свои позиции на топ-должностях. Она прокладывает свой путь наверх благодаря своим коммуникативным навыкам. Мужчины отличаются от женщин агрессивным, ориентированным на задание типом поведения, который не подходит новой модели управления, которая становится более востребованной в наше время. Однако при этом женщины, владеющие более подходящими навыками коммуникации, не могут внедриться в управленческую среду, так как сталкиваются с предписаниями, установленными мужчинами, и необходимостью непосредственно общаться с сильным полом, налаживать экономические партнерские отношения, а для этого перенимать их модели общения. И попадая в мужскую среду, женщины включаются в соревнование за статус и власть, вследствие чего теряют присущий только им способ коммуникации, который даже предписан им гендерными стереотипами. Такое смешение ролей получило название “двойное послание”, когда ты не можешь соответствовать одному типу поведения в связи с окружающими социальными условиями и вынужден лавировать между различными моделями поведения. Не только на трудовом поприще женщина стремится сравняться с мужчинами, но и в семье мы также наблюдаем этот процесс. Для современного общества более привлекательной и соответствующей современным реалиям выглядит модель семьи с двумя работающими родителями. На смену традиционной модели семьи, в которой отец – кормилец, а мать – домохозяйка, приходит иная модель семьи, в которой царят партнерство и равноправие. Женщина XXI в. осознает, что для ее счастья необходимо совмещать главные сферы своей жизни, а именно семью и работу. При этом совмещать гармонично, чтобы разные роли не пересекались друг с другом, и женщина могла себя реализовать в полной мере во всех сферах жизнедеятельности.                                                                                                                      ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

На протяжении многих веков основным назначением прекрасной половины человечества являлось продолжение рода и поддержание семейного очага. Женщины были средством платежа, рабынями, их рассматривали как собственность мужчин. Например, вдовы были тогда всего лишь частью общего наследства, и наследник решал, какова будет дальнейшая судьба, а арабы-бедуины вообще считали рождение девочки несчастьем и часто приносили их в жертву богам. Видение женщины, как неполноценное существо нашло свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира.

На сегодняшний день роль женщины в современном обществе уже не ограничивается только лишь выполнением домашних дел, уходом за детьми, их воспитанием и служением законному супругу. Теперь такая позиция считается устаревшей, и женщины, все еще выбирающие ее, воспринимаются как сторонницы консервативных убеждений.

В настоящее время наиболее популярной становится такая модель семьи, где женщина также как и мужчина, ставит на первое место карьеру и лишь потом семью, стараясь совместить два этих важных дела и уделить им равное количество времени и своего внимания. Женщина с удовольствием примеряет на себя новую роль, и в этом ей способствуют изменения в самом обществе. Долгое время руководящие должности занимали в основном мужчины, но, в последнее время, эта тенденция стала существенно меняться. Наглядные примеры этому мы можем увидеть в политике, медицине, армии. Острый ум, дипломатичность, находчивость и рассудительность женщины, женская интуиция делает ее незаменимым лидером, командиром, руководителем, успешным главой любых структур.

Социологический опрос среди женщин 25-45 лет (N=50) о роли и предпочтениях современных женщин дал следующий результат: 60% респондентов на первое место поставили семью, 25% отдали предпочтение в первую очередь карьере и 15% затруднились ответить.

Таким образом, несмотря на трансформацию общественных ценностей, ролей и социальных групп основным предназначением женщины остается поддержание домашнего очага и продолжение рода. Однако, женщины имеют возможность занять высшие руководящие должности, освоить профессии, традиционно считавшиеся мужскими, сами определять свою судьбу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Доклад на тему:                               «Роль женщин в социально-экономическом развитии общества»                            Уважаемые участники форума! В современном мире права женщин приобрели исключительно важное значение для всех сторон жизни общества. Это касается сферы экономики, науки, политики, культуры и т.д. Тем не менее, обществом в основном используется потенциал мужского населения. По мнению известного исследователя дискриминации женщин Б.Н. Пантелеева, несмотря на то, что уже 5 тыс. лет на нашей планете существует цивилизация, имеющая собственную письменность, этические, религиозные и правовые нормы, вся история человечества сводится к генезису мужчины. Именно о его жизни и деятельности повествуют наскальные изображения, древние фрески и манускрипты. Он – неизменный герой эпосов и легенд. Им и для него писались самые первые законы и кодексы. Роль женщины в этот весьма продолжительный период истории описывалась в тех же разделах законодательства, где определялись роль рабов, прислуги и нормы отношения к домашним животным. Люди осознали опасность такого миропорядка только во второй половине прошлого века, Принятая ООН в 1948 году Декларация прав человека впервые за многие века провозгласила принципиально новую идею равенства всех людей Земли и борьбу против любых форм дискриминации. Особенно нелегкими оказались проблемы изменения социальных отношений мужчин и женщин, так называемые гендерные проблемы. В связи с этим трудно переоценить важность положений Конвенции о политических правах женщин, принятой ООН в 1954 году. Впервые в истории человечества за женщинами официально были признаны равные права на участие в управлении государством. Специальными статьями было закреплено равенство избирательных прав женщин и мужчин. Через 25 лет после принятия Конвенции о политических правах женщин мировое сообщество вынуждено было констатировать, что прогресс в борьбе с дискриминацией незначителен. В 1979 г. ООН одобрила комплексную Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Помимо ряда основополагающих законодательных актов общего характера, ООН приняла и ряд специализированных документов по отдельным аспектам положения женщин. В частности, Конвенцию о равном вознаграждении за труд 1951 г., Конвенцию об охране материнства 1952 г., Конвенцию о гражданстве замужних женщин 1957 г, Конвенцию о дискриминации в области труда и занятий 1958 г. и др. Все эти Конвенции были ратифицированы многими государствами, в том числе и Россией. Страны – участницы конвенций приняли на себя обязательства в политической, социальной, экономической и культурной областях реализовывать все меры для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин. Однако в абсолютном большинстве стран отсутствуют соответствующие эффективные национальные механизмы. В качестве примера стран, в которых достигнут реальный прогресс в данной области, приводятся, как правило, страны Европы. Вектор 2 развития европейской гендерной политики – действительно глубоко положительный, существует шесть приоритетных областей ее реализации: равная экономическая независимость мужчин и женщин; урегулирование соотношения профессиональной и приватной сфер жизни; равное участие в принятии решений; ликвидация всех форм гендерно — обусловленного насилия; борьба с гендерными стереотипами в сфере образования и культуры, на рынке труда, в медийной сфере; продвижение гендерного равенства во внешней политике и политике развития. Считается, что наиболее ярко эти принципы реализуются в Швеции, Бельгии, Австрии, Италии и ряде других стран. Однако нельзя забывать, что функционирование национального механизма в области обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин – материя исключительно тонкая. Отсутствие комплексного подхода к решению проблем женщин, недоучет отдельных аспектов их жизни могут привести к негативным последствиям. Пример тому – Швеция. Крен в сторону экономического аспекта самостоятельности и равенства женщин при одновременной недооценке роли семьи привел к тому, что уровень рождаемости в этой стране на 15-20% ниже уровня простого воспроизводства населения, а половина детей рождается вне брака. Швеция – мировой чемпион по показателю числа разводов и числа распада сожительствующих пар. Страна отличается также самым малым в мире средним размером семьи (2,2 человека) и самым высоким процентом одиноких людей. В Стокгольме, в численности населения которого преобладают женщины, одиноки 63% его жителей. Россия прошла сложный путь в понимании роли женщины в обществе, в обеспечении ее прав и свобод. В начале 80-х годов государственная политика СССР в отношении женщин декларативно была направлена на создание особой модели роли и места женщин в народном хозяйстве, основанной на сочетании высокого уровня их профессиональной занятости и активной государственной социальной политики в отношении женщин. Так, справедливости ради следует отметить, что к началу 80-х годов практически 90% женщин трудоспособного возраста работали или учились. Государство уделяло серьезное внимание оказанию помощи семьям с детьми, работающим матерям, совершенствованию охраны материнства и детства, развитию сети детских дошкольных учреждений. С середины 80-х годов в России произошли изменения, оказавшие существенное влияние на политическое и социально-экономическое положение женщин. Публикация недоступных ранее статистических данных обнажила проблемы российского общества и позволила более объективно оценивать процессы, происходившие в стране. Достоянием общественности стали такие факты как занятость миллионов женщин в неблагоприятных условиях труда; скрытая дискриминация женщин в сфере труда (заниженная оплата труда, более низкий по сравнению с мужчинами уровень квалификации); незначительное представительство женщин в органах законодательной и исполнительной власти, особенно в высших ее эшелонах; высокая загруженность домашней работой; снижение показателей здоровья и продолжительности жизни женщин; рост детской и материнской смертности. 3 В процессе становления рыночных отношений к существовавшим ранее проблемам добавились новые, нуждавшиеся в скорейшем разрешении, – безработица; снижение уровня и качества жизни; разрушение социальной инфраструктуры, облегчавшей совмещение профессиональных и семейных обязанностей; усиление патриархальных взглядов на роль и место женщины в обществе; падение нравственности и снижение ценности семейных отношений. Постепенно в России начал набирать обороты сложный и длительный процесс создания национального механизма по обеспечению равных прав и равных возможностей женщин. И в настоящее время есть основания полагать, что значительная часть элементов этого механизма начала действовать. Анализ официальных статистических данных показывает, что к успехам страны на пути улучшения положения женщин за последние 10 лет можно отнести, в первую очередь, следующее. Возросла ожидаемая продолжительность жизни женщин (с 72,3 до 74,7 лет), причем в Волгоградской области показатели – выше среднероссийских (75,47 года). Значительно сократилась материнская смертность от осложнений беременности и родов (с 40 до 22 случаев на 100 тыс. родов), снизилась заболеваемость беременных женщин. В последние четыре года число родившихся в стране детей превысило число прерываний беременности. Однако, к сожалению, имеют место и негативные тенденции. За последнее десятилетие возросла женская смертность (с 10,3 до 12,6 чел. на 1000 чел. населения), при этом смертность мужчин за тот же период времени снизилась с 21,1 до 16,0 чел. На фоне увеличения числа заключенных браков (с 897 тыс. до 1 млн. 199 тыс.) число разводов возросло на 12% (с 628 тыс. до 699 тыс.). Практически половина заключенных браков распадается. Удручающая картина – в области охраны здоровья женщин. По состоянию на 2010 год 49% больных психическими расстройствами, 22% больных алкоголизмом, 19% больных наркоманией – женщины, причем на протяжении последнего десятилетия кривая мужского алкоголизма имеет тенденцию к снижению, а женского – практически неизменна. Число женщин, больных ВИЧ, за десятилетие с 17 тыс. чел. возросло до 129 тыс. чел., т. е. почти в 8 раз. В докризисный период постепенно возрастало, но, начиная с 2008 г., начало снижаться число занятых в экономике женщин. Уменьшается число женщин в таких видах экономической деятельности как обрабатывающие производства, строительство, сфера услуг, однако возрастает в традиционно женских сферах: образовании, здравоохранении, социальном страховании. Повысилось число женщин, занятых во вредных и опасных условиях труда, хотя, справедливости ради, нужно отметить, что доля таких женщин в стране невелика и не превышает 14%. Отрадная тенденция последних лет – повышение доли женщин – руководителей органов власти и управления всех уровней, включая руководителей организаций, однако результаты в данной области достаточно скромные: доля женщинруководителей составляет лишь 39,1% от общего числа руководителей (в 2000 г. она составила 36%). Страной по-прежнему руководят мужчины. Имея высокий 4 уровень образования, женщины реже, чем мужчины становятся руководителями. В основном, из мужчин состоят Администрация Президента, Правительство, парламент. Им принадлежат практически все посты губернаторов и мэров крупнейших городов. И те решения, которые они принимают, очень часто не учитывают интересов женщин, их детей. Это не просто личное наблюдение. Это вывод ООН – ее эксперты давно пришли к выводу, что только там, где доля женщин приближается к тридцати процентам от числа представителей власти, появляются законы и государственные программы, отвечающие насущным интересам женщин. Вместе с тем, в Госдуме пятого созыва 2007-2011 гг. только 13,8% депутатов – женщины. В Совете Федерации из 169 сенаторов – 8 женщин, что составляет 4,7% его состава. Для сравнения: в 1980-1985 гг. в Верховном Совете Российской Федерации женщины составляли 35%. В связи с отменой квот на представительство женщин в системе Советов их доля резко сократилась. В 1990 году среди народных депутатов России женщин было уже 5,3%, среди членов Верховного Совета – лишь 8,9%. В последние годы растет количество безработных женщин как в абсолютном, так и в относительном выражении. К 2010 г. доля безработных женщин составила 47,7% от общего числа безработных (в 2008 г. – 45,1%). В составе безработных с высшим образованием на долю женщин приходится 54,8% (мужчин – 45,2%). Минимальная безработица – среди женщин с общим начальным образованием и не имеющих начального образования (38% против 62% мужчин), что свидетельствует о крайне низкой реализации интеллектуального потенциала образованных российских женщин. Несмотря на то, что заработная плата женщин растет, ее размер к 2010 г. по отношению к заработной плате мужчин составил лишь 65% (15639 руб. и 23946 руб. соответственно). И, наконец, чрезвычайно велика доля женщин в структуре малоимущего (с доходами ниже величины прожиточного минимума) населения. За последнее десятилетие она снизилась, но незначительно (с 43% до 42,3%). Главами 40% малоимущих домохозяйств являются женщины. Когда мы говорим о женщине в бизнесе, о женщине в политике, о женщине в семье и пр., мы исходим из позитивной роли женщины в обществе, подразумевая, что усиление участия женщин в этих процессах положительно сказывается на социально-экономическом развитии страны. Вместе с тем, современное состояние российского общества дает основания полагать, что существуют проблемы, с которыми связано негативное влияние женщины на развитие страны, и которые требуют незамедлительного решения. Например, проблема женской преступности. Следует заметить, что до недавних пор ученые-юристы и практические работники правоохранительных органов, ссылаясь на малый удельный вес преступлений, совершаемых женщинами, в общем массиве преступлений, не рассматривали ее как самостоятельную проблему. Считалось, что преступления, совершаемые женщинами, не представляют большой общественной опасности и не оказывают заметного влияния на криминогенную и общесоциальную обстановку в стране. Но это не совсем так. 5 В последние годы криминализация женской половины человечества идет более интенсивно. За последние пять лет в Российской Федерации количество женщин, вовлеченных в криминальные формы поведения, увеличилось на 20%, а мужчин – снизилось на 10%. Более того, наблюдается негативная тенденция увеличения в структуре женской преступности доли преступлений, определяющих современную криминальную ситуацию в стране (грабежи, разбои, убийства, незаконный оборот наркотических средств и т.д.). Исследователи отмечают, что женская преступность все больше носит организованный характер. Удельный вес женщин, совершивших преступление в составе организованной группы, растет в среднем на 10% в год. Немало женщин, совершивших преступления в группе по предварительному сговору, – это примерно каждое третье преступление. Характеризуя причинный комплекс женской преступности, необходимо отметить существующие ныне диспропорции между потребностями женщины к активному участию в труде, профессиональной деятельности и вытеснением их с рынка труда, различиями в оплате труда. Материальная незащищенность и неуверенность в завтрашнем дне обусловливают повышение криминогенности среди женщин. В решении разнообразных социально-экономических проблем, с которыми сталкивается общество, оно, как правило, и порой не всегда оправданно, уповает на государство. Но, к сожалению, решение проблем женщин без участия государства действительно состояться не может. Следует отметить, что государство предпринимает реальные меры для улучшения положения российских женщин, повышения их роли в развитии страны. В частности, в стране разработан системный подход к решению проблемы повышения рождаемости и снижения младенческой смертности. В 2007-2011 гг. затраты федерального бюджета на финансирование женских консультаций, роддомов и детских поликлиник превысили 70 млрд. руб. Активно идет процесс строительства и оснащения современных перинатальных центров. Государство предоставляет нашим женщинам широкий спектр гарантий, дающих им возможность трудиться. Это и отпуск по уходу за ребенком до трех лет, и перерывы для отдыха и для кормления детей женщинам с малышами до полутора лет, и обязанность работодателя устанавливать по просьбе работников неполный рабочий день беременным, родителям детей до 14 лет и оплачивать их труд пропорционально отработанному времени или объему выполненных работ. Постоянно увеличивается размер материнского капитала и совершенствуются пути его использования. Так, в 2011 г. он составил 365 тыс. 698 руб. 40 коп. (в 2010 г. его размер составлял 343 тыс. 779 руб.). С этого года разрешено тратить средства материнского капитала на строительство или реконструкцию жилого дома собственными силами, то есть без привлечения подрядчика. В некоторых регионах России законодатели инициировали процесс создания регионального материнского капитала. Пример – Хабаровский край, законодательная власть которого в 2011 г. приняла закон о региональном материнском капитале, согласно которому за третьего и последующего ребенка женщинам выплачивается по 200 тыс. руб. 6 Принята и реализуется программа бесплатного предоставления многодетным семьям земли под строительство жилья. По всей стране набирает обороты создание кризисных центров для несовершеннолетних мам. Государство активно решает проблему нехватки мест в детских садах, которая возникла из-за того, что в 90-е годы большое количество детсадов было перепрофилировано, а также вследствие роста рождаемости в последние годы. Постоянно индексируется максимальный размер пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет. На протяжении шести-семи последних лет государство решает проблемы в этой сфере в приоритетном порядке. Так, пособие при рождении ребенка в 2011 г. увеличилось на 711 руб. – с 10 тыс. 989 руб. до 11 тыс. 700 руб. в месяц. Только в 2010 г. данной программой поддержки воспользовались 1млн. 200 тыс. женщин в отношении 1 млн. 900 тыс. детей. Женщинам с детьми предоставляются дополнительные налоговые преференции. В частности, с 1 января 2012 г. увеличивается размер стандартного вычета на детей по налогу на доходы физических лиц. При всем этом реформа государственного управления фактически разрушила ранее существовавшие при федеральных органах законодательной и исполнительной власти элементы эффективной гендерной политики. Речь идет о ликвидации в 2002 г. Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, прекращении в 2004 г. деятельности Комиссии по делам женщин при Председателе Правительства РФ, Центра гендерной экспертизы при Совете Федерации. В настоящее время функционирует лишь Комитет по вопросам семьи, женщин и детей при Государственной Думе (до 2008 г. – Комитет по делам женщин, семьи и детей). Перепрофилирование комитета привело к тому, что основная его деятельность сосредоточена на делах семьи – несомненно, очень важной сфере жизни женщины, но собственно женские проблемы отошли на второй план. В такой большой стране, как Россия, между регионами которой существуют значительные экономические, социальные, культурные различия, создание самостоятельного федерального органа именно исполнительной власти, имеющего региональные подразделения, могло бы обеспечить преемственность и эффективность в осуществлении государственной гендерной политики. В России не имеется специального законодательства в области обеспечения прав, свобод и равенства женщин. В докладе ООН 2009 г. «Об исполнении в России Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» отмечается, что с 2002 по 2005 гг. существовал «Национальный план действий по улучшению положения женщин», который был ликвидирован, а новый так и не принят. До настоящего времени государством не разработана целостная стратегия в области улучшения положения женщин, принимаемые меры зачастую носят «аварийный характер». В рамках Национальных проектов для этого сделано немало, однако их роль в улучшении положения женщин, укреплении семьи могла бы быть выше, если бы при их разработке и реализации активную роль играли структуры государственного регулирования прав и свобод женщин. В заключение хотелось бы отметить следующее. Активное участие женщин в экономической и политической жизни на сегодняшний день следует считать не 7 прихотью, а объективной необходимостью. Такая потребность диктуется глобальными социально-экономическими процессами оптимизации социального статуса женщины, является движущей силой и залогом развития общества. Чтобы повысить позитивную роль женщины в социально-экономическом развитии России, переломить реально сложившуюся ситуацию в данном вопросе, следует добиваться повышения активности и последовательности действий всего российского общества. Необходим демонтаж традиционной модели, определяющей роль женщины в развитии страны, а не констатация существующих негативных, но очевидных тенденций и простое принятие мер по противодействию их дальнейшего развития.

Мне нравится5
Добавить в закладки
Назначить теги
616
Подписки
Подписаться на новые топики раздела Жизнь Замечательных Людей
Подписаться на пользователя РУСЛАН
0+1
2020-10-07 07:53:54

Интересно Руслан, где Вы это все только берете, пишите сами или копируете? Жаль что времени нет все читать.

0+1
2020-10-07 15:12:14

Интересно Руслан, где Вы это все только берете, пишите сами или копируете? Жаль что времени нет все читать.

Лидочка!!! Есть многое и в моих источниках, а чего нет то конечно с разрешения я беру у других, а читать или нет это дело каждого, но всё хорошее о женщинах я буду вылаживать в своих топиках пока я на этом сайте, потому что женщина я так считаю это начало всей человеческой жизни в обществе, и в семье в целом.

0+1
2020-10-07 15:42:05 (отредактировано)

Лидочка!!! Есть многое и в моих источниках, а чего нет то конечно с разрешения я беру у других, а читать или нет это дело каждого, но всё хорошее о женщинах я буду вылаживать в своих топиках пока я на этом сайте, потому что женщина я так считаю это начало всей человеческой жизни в обществе, и в семье в целом.

Конечно! Эта тема вообще неисчерпаема как и впрочем мы женщины.

Жаль что не хватает времени все это изучить. Удачи Вам!!

0+1
2020-10-07 16:18:55

Конечно! Эта тема вообще неисчерпаема как и впрочем мы женщины.

Жаль что не хватает времени все это изучить. Удачи Вам!!