Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

Есть такая профессия – домохозяйка

РУСЛАН
РУСЛАН
2020-11-05 15:09:39
Рейтинг: 33844
Комментариев: 1447
Топиков: 491
На сайте с: 13.06.2020
Подписаться

Нередко можно услышать нелестные комментарии по поводу официально неработающей женщины, которая «сидит дома». Под этими словами, как правило, подразумевается, что она занимается стиркой, уборкой, заботится о доме и остальных членах семьи, домашних животных. Женщины тратят на такую работу очень много сил и времени – ведь официальных выходных эта профессия не предусматривает – и, если конвертировать услуги, которые она оказывает своим «домашним», в рубли, получится весьма круглая сумма.

Давайте сначала выясним, кто именно может считаться домохозяйкой. Звание домохозяйки может носить только неработающая замужняя женщина, что весьма конкретно отражено в некоторых европейских языках («домашняя жена»). Ни дочь, ни одинокая неработающая женщина домохозяйками называться не могут, хотя и прикладывали большие усилия для поддержания своего дома в чистоте и уюте. Это явление появилось в эпоху индустриализации, когда домашний и наемный труд принципиально разделились. Мужчины в основном стали заниматься наемным трудом на производствах, а женщины заботились о доме, детях и муже. Женщины, работающие неполный день на производстве, также именовались домохозяйками.

Индустриализация шла полным ходом, и к началу XX века требовалось все больше рабочей силы. Таким образом женщины постепенно стали работать вне дома наравне с мужчинами. К середине прошлого века во вторую волну феминизма многие женщины открыто заявили о том, что домашний труд – это рабство и пытка. Эта концепция завоевала как множество сторонников, так и противников. Действительно, уклад жизни и отношение к домашнему труду кардинально изменился в сравнении с доиндустриальной эпохой. С одной стороны, появилось множество устройств, значительно облегчающих домашний труд, с другой стороны, неработающие женщины оказались как бы отрезаны от внешнего мира, где кипит жизнь.

А чем занимается домохозяйка?

Если начать перечислять обязанности, которые берет на себя неработающая женщина при муже, то получится внушительный список, сопоставимый с обязанностями, например, менеджера достаточно крупной фирмы. Поддержание дома в чистоте, обеспечение комфорта домочадцев, уход за детьми, животными и больными членами семьи, организация передвижений домашних, решение различных вопросов с городскими и государственными организациями. Покупка и приготовление еды также ложится на плечи домохозяйки. Даже беглого взгляда на этот список достаточно, чтобы понять – женщина, занимающаяся домом, дома вовсе не сидит. Дел всегда много. В некоторых странах домохозяйкам платят за их труд, причем довольно приличные суммы. К примеру, в США посчитали, сколько семья тратила бы на специалистов в тех областях, которые приходится осваивать хозяйкам и матерям семейств – повар, водитель, координатор, педагог и психолог. В нашей стране тоже звучат мнения, что женщинам, трудящимся на поддержание дома и семьи, нужно начислять трудовой стаж, платить компенсации и пенсии. Пока что все эти инициативы не закреплены на законодательном уровне, но полемика идет довольно активная.

Примерно с середины XX века не утихают споры по поводу того, стоит ли женщине оставаться дома или выходить на работу. Звучат множество аргументов за и против. Феминистки пропагандируют: «Долой кухонное рабство! Женщина должна реализовывать свой потенциал!», что безусловно полезно и даже жизненно необходимо. Традиционалисты ратуют за сохранение старинного образа жизни, когда мужчина – добытчик, а женщина – хранительница домашнего очага. Современный мир дает беспрецедентную возможность женщине как сосредоточиться на карьере, так и посвятить свою энергию дому и семье. Главное, какой бы ни вела женщина образ жизни, относиться с уважением к ней и её выбору.                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Домашняя жена: Почему в XXI веке
не стыдно быть домохозяйкой

От «идеальных женщин» 50-х к «домохозяйкам-миллениалам»

КОГО БЫ МЫ НИ ПРЕДСТАВЛЯЛИ, КОГДА ДУМАЕМ об «идеальной современной женщине» — Шерил Сэндберг, Бейонсе или Наталью Водянову, — скорее всего, это будет прогрессивная горожанка, которая добилась успехов в собственном бизнесе, корпоративной карьере или творческом призвании. «Состоявшаяся женщина» может (а по мнению многих — должна) иметь партнёра и быть заботливой, но не навязчивой матерью и при этом успевать реализовывать себя в карьере или «приносящем доход хобби». Она своим примером показывает, что «можно успеть всё»: и изменить мир, и завести семью, и не ходить в трениках с жирным пятном неделями.

Мы уже однажды рассказывали, как с трудом завоёванное право работать превратилось в обязанность, а теперь хотим подробнее поговорить о женщинах, которые решают на время или навсегда посвятить себя заботе о доме и воспитанию детей. Чем отличаются современные домохозяйки от своих предшественниц из 50-х, ставших поп-культурным ужастиком, и можно ли искренне разделять идеи равноправия, посвятив себя «женскому предназначению» в патриархальном его понимании?

tay at home mom

Английское слово «housewife» и немецкое «Hausfrau» буквально переводятся как «домашняя жена», то есть описывают не только род занятий, но и семейный статус. Именно поэтому — и из-за ассоциаций с притворно счастливыми 50-ми — слово «housewife» не нравится многим нашим современницам: те, у кого есть дети, чаще называют себя «stay at home mom», то есть неработающими матерями.


В России домохозяйками считаются 3,6 миллиона женщин (2,5 %), а мужчин-«домохозяев» по официальной статистике всего 300 тысяч. Во Франции женщин, считающих своим основным занятием дом и семью, около трёх миллионов (4,6 % населения страны), а в США домохозяек чуть больше 10 миллионов (3 %), причём их число в последние несколько лет растёт.
Домохозяйки парадоксальным образом не нравятся ни противникам гендерного равноправия, ни его сторонникам. С первыми всё более-менее понятно: последователи «традиционных ценностей» считают, что женщины должны не отходить далеко от очага, пока муж исполняет роль добытчика, но при этом подозревают остающихся дома жён в лени и меркантильности. Классическая домохозяйка-паразитка из сексистского анекдота — героиня сериала «Счастливы вместе» Даша Букина, которая круглосуточно смотрит сериалы и забирает у мужа зарплату, не переставая называть его неудачником. Феминистки, конечно, не поддерживают этот мизогинный стереотип — но в искренность женщин, которые на время или навсегда оставляют карьерные амбиции, чтобы заниматься домом и детьми, многие верят с трудом: домохозяйки слишком хорошо вписываются в уютную патриархальную модель семьи — легко заподозрить, что они не делают такой выбор осознанно, а просто плывут по течению.

Классическая домохозяйка-паразитка из сексистского анекдота — героиня сериала «Счастливы вместе» Даша Букина, которая круглосуточно смотрит сериалы и забирает у мужа зарплату, не переставая называть его неудачником


В 1963 году в культовой книге «Загадка женственности» («The Feminine Mystique») Бетти Фридан описала трагическое положение женщин, которые оставили учёбу и карьеру, чтобы реализовать своё «природное предназначение», но чувствуют себя несчастными. Образ идеальной домохозяйки, которая встречает мужа на пороге в красивом приталенном платье (стиль нью-лук теперь навсегда ассоциируется с «загадочной женственностью» и рекламой миксеров), не зря сформировался в Америке: в отличие от Европы, которую перепахала Вторая мировая, США переживали экономический рост, и на зарплату среднестатистического мужа можно было неплохо прожить вдвоём или втроём. При этом рождаемость во время войны упала — и государство запустило кампанию по «возвращению женщин в семью»: в той же «Загадке женственности» Фридан рассказывает о курсах «психологии семейной жизни» и «управления домашним хозяйством», которые появились в старших классах и университетах и стали обязательными для девушек.

«Синдром домохозяйки»

Неделю назад российское Минобрнауки, кстати, одобрило курс «Уроки семейного счастья», который должен подготовить старшеклассников к созданию семьи, желательно многодетной. Впрочем, бэкграунд российских женщин сильно отличается от западных: в СССР домохозяйки были (неработающие матери даже не попадали под статью о тунеядстве), однако государственный курс и условия жизни были совсем иными. Женщины были нужны стране и как строительницы коммунизма, и как хозяйки дома: предполагалось, что до смены на заводе надо отвести ребёнка в ясли и накормить мужа, а после смены — заняться стиркой, уборкой и прочими домашними делами.
Пока советские женщины трудились на нескольких работах и падали от усталости, американки тихо сходили с ума в четырёх стенах: «синдром домохозяйки», который подробно описывает Фридан (американские семьи она называет «уютными концлагерями»), проявлялся во множестве психических и психосоматических симптомов — от необъяснимых головных болей и слабости до психозов с попытками суицида. По мнению исследовательницы, «синдром домохозяйки» был прямым следствием отсутствия выбора и ограниченного существования американских женщин, которые не могли реализовать свой потенциал, отчего становились инфантильными и эмоционально нестабильными.
Никто не пытался выяснить, сколько женщин с детства мечтают стать домохозяйками и последовательно идут к этой цели — но есть ощущение, что таких совсем немного. Судя по исследованиям, в западных странах решение оставить работу обычно принимается после рождения первого или второго ребёнка — и не только из-за того, что женщины хотят участвовать в их воспитании, но и из финансовых соображений. Хотя работа матери и домохозяйки не оплачивается, в пересчёте на услуги наёмных работников она стоит немало: какой смысл возвращаться в офис (особенно нелюбимый), если все заработанные деньги придётся отдавать няне, уборщице или службе доставки еды? Особенно остро эта проблема стоит в странах, где нет оплачиваемого декретного отпуска и других льгот для молодых родителей — мы уже рассказывали, что в этом россиянкам по сравнению с теми же американками повезло. При этом во всём мире женщины по-прежнему зарабатывают меньше мужчин, сталкиваясь с дискриминацией при трудоустройстве — логично, что когда одному из партнёров нужно остаться дома, а второму — обеспечивать семью, роли распределяются «традиционным» образом, даже если оба выступают за равноправное родительство и справедливое распределение домашних обязанностей. Проблема и в том, что эти убеждения часто декларируются в начале отношений, но не реализуются на практике: в большинстве случаев женщины выполняют в паре как минимум менеджерские функции, а в 70 % российских семей занимаются вообще всеми хозяйственными вопросами. Не говоря уже об эмоциональной работе, результаты которой не так заметны, как отполированные до блеска сковородки, а сил требуют не меньше.

Судя по исследованиям, в западных странах решение оставить работу обычно принимается после рождения первого или второго ребёнка — и не только из-за того, что женщины хотят участвовать в их воспитании, но и из финансовых соображений


Женщины, которые «успевают всё», существуют — вспомним ту же Шерил Сэндберг, великолепную СОО и не менее великолепную мать, — но странно требовать от всех женщин постоянно выкладываться на обоих фронтах, превозмогая обстоятельства, даже если мы допускаем, что у каждой есть карьерные амбиции, сравнимые с топ-менеджером Facebook. Требования слишком высоки, а неспособность или нежелание им соответствовать порицаемы — поэтому домохозяйки часто стыдятся своего статуса или при любом удобном случае подчёркивают, что это лишь временные меры. Домохозяйки 50-х не могли быть «идеальными жёнами» из рекламы, а наши знаменитые современницы «успевают всё» как будто без особых усилий (няню, уборщицу, повара, секретаря и личного ассистента в мотивационных роликах о матерях-CEO обычно не показывают, поэтому легко забыть, что они существуют). При этом многие неработающие матери признаются, что с удовольствием бы вернулись на работу — однако их либо просто не зовут на собеседования, либо предлагают негибкие условия, под которые невозможно подстроиться.

Вину испытывают и женщины, которые не успевают проводить достаточно времени со своей семьёй из-за работы, и те, кто пожертвовал карьерой, чтобы полностью посвятить себя воспитанию детей. «Я чувствую, что подвела поколение женщин, которые боролись за то, чтобы мы мечтали о чём-то большем», — признаётся Лиза Эндлих Хеффернан в своей колонке «Почему я жалею о том, что стала неработающей матерью». Её сомнения и сожаления знакомы большинству женщин, ставших домохозяйками после рождения детей: «зачем я получала образование, если мой диплом давно пылится на полке», «мои отношения с партнёром изменились», «мои друзья считают, что я целыми днями ничего не делаю», «я отстала от жизни». Судя по поисковым запросам, один из самых больших страхов российских женщин — превратиться в «домашнюю клушу», ту самую стереотипную домохозяйку в халате, или выглядеть такой в глазах других. Одно из определений в народном словаре Urban Dictionary описывает домохозяйку как «склонную к тревожности женщину, которая заходится в рыданиях, когда двухлетка в сотый раз за день говорит ей „нет“», другое гласит, что домохозяйками становятся женщины, «у которых нет полезных навыков, карьерных амбиций, уверенности в себе и цели в жизни» — неудивительно, что даже временный статус домохозяйки активным и амбициозным женщинам представляется поражением.


Домохозяйки-хипстеры

Альтернативу предлагают «домохозяйки-миллениалы», они же «домохозяйки-хипстеры» — эти молодые женщины придумали ребрендинг стереотипного образа «домашней жены». Тесс Струве, дипломированный антрополог, отказавшаяся от работы ради воспитания дочери и готовки органических ужинов для своей семьи, объясняет основные принципы «домохозяек XXI века» на своём ресурсе millennialhousewife.com: Струве предлагает отказаться от «нереалистичной» цели «успеть всё» — и полноценную карьеру, и материнство (по сути вторую полноценную карьеру) — и найти способ вносить свой вклад в семейный бюджет, если это необходимо, но не отлучаясь от детей и домашних дел надолго. Основным отличием «домохозяек-миллениалов» от отчаявшихся женщин 50-х Струве считает возможность выбора — а также то, что современные неработающие матери не теряют связь с миром, так как «одной рукой готовят ужин из органических продуктов без ГМО, а второй держат айфон». Хотя этот образ трудно воспринимать всерьёз, само по себе желание активно принимать участие в жизни своих детей, вдумчиво выбирать продукты на ужин и поддерживать дом в порядке вполне объяснимо — неудивительно, что многие работающие женщины, не имеющие возможности уйти в отпуск по уходу за ребёнком, надеются когда-нибудь стать домохозяйками, если финансовое положение семьи позволит такую роскошь.

Выбирая «карьеру» домохозяйки, многие женщины наверняка не осознают всех культурных факторов, подталкивающих их к такому выбору — и даже не задаются вопросом, почему их мужья не рассматривают такой вариант для себя. Однако попытки убедить домохозяек в том, что они «зря тратят лучшие годы своей жизни», отчаянно напоминают призывы «освободить женщин Востока», сорвав с них покрывала. Возможно, манифест «домохозяек-миллениалов» звучит наивно, однако осуждать женщин, которые предпочли заботу о семье карьере, и обвинять их в «предательстве» предыдущих поколений, боровшихся за равноправие, как минимум странно. В конце концов, свободный осознанный выбор — важная ценность, остаётся только поверить в женщин и дать им возможность его сделать.

Мне нравится12
2
Добавить в закладки
2557
2 комментария
bam.196vip
2020-11-05 23:47:30
+3

Различия, конечно, есть между домохозяйками Запада и России. Это однозначно. Если у женщины есть возможность не работать, когда вторая половина полностью обеспечивает семью, — это неплохо. И дети ухожены и дом в порядке. Но возникают очень часто проблемы под старость. Это на Западе. Многие женщины, посвятив себя семье, остаются брошенными своими любимыми лет через 30 и вдобавок без пенсии. Хорошо, если мужчинка имел недвижимость и ее разделят через суд… а так все очень плачевно выглядит. Есть другие нюансы по теме… но нет времени писать.)

Galina (Галина)
2020-11-06 13:00:07
+2

Моя бабушка тоже была домохозяйкой. Т.е. у нее не было трудовой книжки и на пенсию она пошла как иждивенка рабочего, но при этом она весной и осенью работала с дедом на посевной и уборочной сцепщиком.Зимой в местной пекарне помощником, у нее было трое детей (четвертый умер в младенчестве) , большущий огород, две коровы с телятами, как минимум две свиноматки с поросятами, куры и гуси. Кроме того ( не постоянно) овцы и утки.Хлеб и овощи купить было негде, все делали, пекли, вязали, ткали сами. Вот что значит домохозяйка.