Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Выемчатая эмаль
Нарядные разноцветные эмали, украшающие изделия фабрики Овчинникова, создавались с использованием различных техник: перегородчатая (клуазонье), выемчатая (шамплеве), витражная (Plique-à-jour), расписная эмаль. Для сложных дорогих изделий, зачастую использовали сразу несколько техник декорирования. В технике выемчатой эмали узор сначала гравируется или чеканится в виде углублений на поверхности изделия, а затем выемки заполняются цветными эмалями.
Успеху работ Овчинникова способствовало его сотрудничество с известными художниками и архитекторами: рисунки для его изделий исполняли академик Борников, прекраснейший рисовальщик, Л. Жуковский, Лансере, Обер, Опекушин, Чичагов, Микешин, Даль, и сам Ипполит Монигетти, отличный архитектор-практик, великолепный сочинитель уникальных орнаментов и рисунков для художественно-промышленных производств.
Павел Акимович был одним из первых русских промышленников открыл при своей фабрике художественную школу для своих ювелиров, где обучалось 130 учеников. В течение 5-6 лет они изучали общеобразовательные предметы для общего развития и специальные для развития мастерства: рисунок, черчение, лепку из глины, лепку из воска, каллиграфию. Уже в 1882 году школа была отмечена серебряной медалью художественно-промышленной выставки в Москве за «выставленные предметы, относящиеся к лепке из глины и письму по эмали, а также за рисунки и композиции самих учеников». Непосредственно сам фабрикант Овчинников заслуженно получил почетное право клеймить свои изделия государственным гербом рядом с клеймом фабрики.
Серебряный позолоченный чайно-кофейный сервиз, украшенный эмалью. П. Овчинников, Москва, 1876 г.
Водочный сервиз из позолоченного серебра с узором в технике выемчатой эмали. Овчинников, Москва, 1874 г.
Шкатулка из позолоченного серебра на ножках в виде павлинов с узором в технике выемчатой эмали… П. Овчинников, Москва, 1881 г.
Круглый поднос из позолоченного серебра с узором в технике выемчатой эмали. Павел Овчинников, Москва, 1881 г.
Чайно-кофейный сервиз из позолоченного серебра с узором в технике выемчатой эмали с перламутровыми вставками. П. Овчинников, Москва, 1881 г.
Кофейный сервиз из серебра с узором ярко-синего цвета в виде картуша, выполненного в технике выемчатой эмали, с перламутровыми вставками. Внутренняя поверхность позолочена. П. Овчинников, Москва, 1887 г.
Два серебряных стакана с позолотой и выемчатой эмалью, Овчинников, Москва, 1883 г.
Сервиз чайно-кофейный сервиз из серебра и выемчатой эмали, Овчинников, Москва, 1879-1883 гг.
Круглая чаша, установленная на искусно отлитую подставку, украшенную фруктами и цветами. Край чаши окаймлен надписью на старо-церковной кириллице «Не питательно без хлеба, не вкусно без соли» в технике выемчатой эмали. Овчинников, Москва, 1875 г.
Стакан и тарелка из позолоченного серебра, декорированы чернью и выемчатой непрозрачной и полупрозрачной эмалью геометрическими мотивами и лентами. Стакан украшен чернью с видами Московского Кремля и Храма Христа Спасителя. Овчинников, Москва, 1876 г.
Пара серебряных позолоченных подсвечников, украшенных выемчатой эмалью славянскими геометрическими мотивами. Овчинников, Москва, 1878 г.
Позолоченная серебряная кружка с видом Московского Кремля, украшенная выемчатой эмалью, Овчинников, Москва, 1874 г.
Сахарница луковичной формы из серебра и выемчатой эмали, Павел Овчинников, Москва, 1882 г.
Чайник в стиле шинуазри с позолотой и живописной эмалью. Боковые панели украшены фигурами в традиционных китайских костюмах, несущими зонтики, цветы, вееры. Панели окаймлены уз ором из выемчатой эмали в восточном духе. Овчинников, Москва, 1876 г.
Серебряная позолоченная украшенная эмалью тарелка в дизайне кремлевского фарфорового сервиза, в центре которого изображен императорский орел, с короной, державой и скипетром. На позолоченной кайме кириллицей начертано; «Николай Император и Правитель всея Руси». Овчинников, Москва, 1879 г.
Серебряная позолоченная украшенная эмалью шкатулка. П. Овчинников, Москва, около 1876 г.
Серебряный позолоченный украшенный эмалью подстаканник с ручкой в виде дракона. Овчинников, Москва, 1878 г.
Серебряная позолоченная украшенная эмалью чарка. Овчинников, Москва, 1874 г.
Серебряный портсигар с позолотой и выемчатой эмалью, Павел Овчинников, Москва, около 1880 г.
Визитница из позолоченного серебра и выемчатой эмали с рисунком в виде дамы треф. Овчинников, Москва, 1870 г.
И опять красота!! Сколько замечательных вещей было сделано до нас)))
Красота, но уже немного другая. Нет того буйства красок — царство строгости и геометрии)
Прелестные работы! Радуют глаз. Спасибо.
Спасибо!
Все-таки техника другая, и украшения смотрятся по-другому. Но согласна. Все равно красота!
Ах, если бы красота могла спасти мир !!!
Что бы ни могло спасти мир, я на все согласна)
Какие изысканные изделия… Строго, величественно.Вот бы подержать в руках такую красоту)))Спасибо, Верочка!
Правда же, совсем другой тип декора, разительно отличается от праздничной перегородчатой эмали) А все равно очень красиво
Очень красиво!
Бесподобная красота! Вера, спасибо большое за показ.
Спасибо! Много еще красоты в запасе) будем вместе смотреть)
Очень, очень красиво!!! Огромное спасибо за возможность увидеть увидеть такую красоту !!!
Зоя, спасибо! Мне тоже нравится такой тип декора. Если бы можно было выбрать себе любой сервиз, я бы выбрала что-нибудь из этого)