Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Перегородчатая эмаль XIX века
Основатель знаменитой ювелирной фирмы Павел Акимович Овчинников родился в 1830 году в семье крепостных крестьян князей Волконских. В подростковом возрасте был отправлен в Москву на фабрику к своему брату, А.А. Овчинникову, где в течение 8 лет трудился подмастерьем. Получил вольную и женился. После свадьбы приданое супруги — 1000 рублей, пустил на развитие собственного дела и уже в 1853 году открыл собственную фабрику золотых и серебряных дел. Сам Овчинников был записан в 3 гильдию купечества.
Мастера фирмы использовали различные техники, однако наибольшую известность Овчинников получил за чеканку, литье и эмали. Русское декоративное искусство во многом обязано незаурядным талантам и энергии Павла Акимовича. Его усилия прочно закрепили уникальную русскую эстетику. Более того, несомненно, что Карл Фаберже опирался на безупречный пример Овчинникова в реорганизации структуры бизнеса своего отца в Санкт-Петербурге в 1882 году. О фабрикантах-ювелирах Фаберже, знают, пожалуй, все. А вот имя Павла Акимовича Овчинникова (1830-1888) сейчас известно только профессионалам: ювелирам, музейщикам, коллекционерам.
Между тем изделия его фирмы являются уникальными по красоте и изяществу, исполненными с применением самых разных техник, приемов и стилей. Согласно оценкам российских и зарубежных экспертов фирма Овчинникова относится к наивысшей категории предприятий золотого и серебряного дела царской России: все изделия фабрики, как по рабочим характеристикам, так и по стоимости поставлены в один ряд с именитыми произведениями ювелирного искусства Фаберже.
На выставке 1865 г. его работы получили золотую медаль, а сам Павел Акимович удостоился звание придворного поставщика.
В этой подборке вы увидите невероятно красивую посуду из серебра, украшенную перегородчатой эмалью, производства ювелирной фабрики Овчинникова.
Редкий серебряный ликерный сервиз с позолотой, перегородчатой эмалью, стеклом и лаком, Овчинников, Москва, 1899 г.
Серебряный набор для пунша, украшенный перегородчатой эмалью, Овчинников, Москва, 1894-1895 гг.
Большой набор для пунша из позолоченного серебра и эмали, состоит из чаши в форме братины, круглой подставки, десяти чашек и ковша. Овчинников, Москва, 1892 г.
Большой набор для пунша из позолоченного серебра, эмали и русских самоцветов. Овчинников, Москва, около 1900 г.
Русская золоченая серебряная, украшенная перегородчатой эмалью братина. Овчинников, Москва, 1885 г.
Большая серебряная позолоченная братина, украшенная перегородчатой эмалью. Павел Овчинников, Москва.
Редкая массивная трехручная позолоченная серебряная чаша. Овчинников, Москва, около 1900 г. Каждая сторона чаши между ручками покрыта эмалью с красочным изображением имперского орла, ручки в форме дракона покрыты эмалью, а глаза драконов украшены кабошонами из самоцветного камня.
Серебряная крюшонница с позолотой и перегородчатой эмалью, Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Чайный набор из трех предметов. Серебро с позолотой и эмалью. Овчинников, Москва, около 1900 г.
Великолепный русский позолоченный серебряный чайно-кофейный сервиз из 34 предметов, украшенный перегородчатой эмалью. Овчинников, Москва, 1890-1900 гг. Поднос украшен редкой по своему богатству эмалью с изображением лебедей, журавлей, драконов, лучников среди орнамента из листвы, птиц и насекомых. Вдохновленный китайским мотивом «Сотня птиц» периода Канси, этот великолепно эмалированный и чрезвычайно редкий сервиз представляет собой апогей искусства эмальеров и является лучшим известным примером такой работы. Пышный и замысловатый декор этого набора демонстрирует творческое мастерство художников, работавших в области прикладного искусства в последние годы XIX века, когда искусство эмали достигло технического совершенства.
Серебряный позолоченный кубок с крышкой, украшенный перегородчатой эмалью. Овчинников, Москва, около 1900 г.
Русская позолоченная серебряная чаша на ножках, украшенная перегородчатой эмалью. Овчинников, Москва, 1879 г.
Серебряная позолоченная двуручная ваза, украшенная перегородчатой эмалью. Овчинников, Москва, около 1900 г.
Русский позолоченный высокий серебряный эмалевый стакан в форме традиционной стопки. Овчинников, Москва, около 1890 г. Надпись внутри обода: «Сувенир месье Маттиа Баттистини из Москвы, 1900 год» показывает, что этот впечатляющий стакан был подарком итальянскому баритону Маттиа Баттистини (1856-1928). Который много раз гастролировал в России, был очень популярен и выступал на сценах императорских театров в Москве и Санкт-Петербурге.
Ваза с двумя ручками, позолота, перегородчатая эмаль, Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Пара русских позолоченных серебряных позолоченных эмалевых чашек. Овчинников, Москва, около 1900 г.
Серебряный позолоченный ковш в форме павлина, украшенный эмалью. Овчинников, Москва, около 1900 г.
Императорский подарочный серебряный портсигар с позолотой и перегородчатой эмалью. Овчинников, Москва, 1893 г.
Чарка. Русское позолоченное серебро, эмаль, аметист, гранат. Овчинников, Москва, около 1900 г.
Серебряные позолоченные эмалевые чаши в стиле 17-го века, внутренняя поверхность покрыта эмалью целиком. Овчинников, Москва, 1881-1892 гг.
Какая красота! Не только эмаль, но и форма изделий великолепна! Все продумано! В дневниках княгиня Тенишева пишет, что нет у нас эмали. Она подробно пишет о том, как все это разрабатывает, живя в Париже. Что-то не понимаю?!
Тенишева увлекалась эмалями, собирала коллекцию эмалей. Может быть дело в том, что работы Овчинникова считались утонченным аристократам слишком «купеческими», дурным тоном?
Она серьезно занималась, у нее лаборатория была, она выступала в Парижском обществе эмальеров, была туда принята, были выставки-продажи ее изделий. Она, конечно, специфический человек)))) Я вот подумала, что не видела ее работ, надо бы поискать в интернете. Может в Талашкино есть, но я там не была, к сожалению.
Тем не менее эмаль в России была. Мало того. Когда я искала сведения по американской эмали, в одной статье говорилось о том, что компания GORHAM, выпускавшая в конце 19 века серебряных изделий больше, чем Тиффани, для своих эмальерных мастерских нанимала мастеров из России. И действительно, есть предметы, поразительно напоминающие русскую эмаль. К этому вопросу мы еще вернемся)
Спасибо, рада пообщаться)))
Взаимно)
Глаз не оторвать — какое изящество форм, узоров и сочетание красок!!!
У меня все это ассоциируется с иллюстрациями Билибина к русским сказкам. Есть в этой красоте что-то сказочное)
Какая красота!!
Очень нарядно, празднично)
Я бы даже сказала, сказочно)) Как будто все это создавалось не для 19-го века, а для былинных каких-то персонажей!
Сказочно — это то слово, которое сразу приходит на ум. Я с этим категорически согласна)
:))
Сколько же труда и фантазии вложено в эту красоту!
Труда и фантазии хватит не на один век. Но нужно понимать, что это уже было большое производство — свыше 300 человек, с отделениями в нескольких городах. Через магазины Овчинникова свои изделия продавали и другие серебряных дел мастера, иногда не проставляя свое клеймо.
От первого фото перехватило дыхание!!! выдохнула на чайно-кофейном сервизе — и опять не дышать....
Какая красота! хочется все рассматривать и рассматривать!!! аж комок в горле!
Спасибо Вам большое, Вера за доставленное удовольствие!!!
Татьяна, как я вас понимаю! У меня тоже от этих орнаментов сказочных дух захватывает)
Да… Смотрю, а в мыслях-сказка «Садко»)))Такая сказочная, волшебная розкошь! Что тут говорить… Не насмотреться на эту красоту, не надышаться.Верочка, благодарю.Понимаю, что это надо хорошо потрудиться, чтобы собрать такие топики.Спасибо за доставленное удовольствие дотронуться к истории, налюбоваться шедеврами, удивительными изделиями, несущими имя Мастера сквозь века...
Елена, спасибо! Времени, конечно тратится много, но мне и самой интересно и посмотреть, и другим показать. Спасибо за ваши чудесные отзывы!
Вера, я не могу не написать.Я человек эмоциональный, очень неравнодушна к красоте(да здесь все такие, я думаю)и вот, когда смотрю, мне сразу хочется поделиться впечатлением)))
Лена, это замечательно, что вы пишите такие чудесные комментарииМне это очень нужно. И большое вам за это спасибо!
Вера, каждая из нас, когда выставляет топик, конечно же, очень хочет увидеть отзывы о своей работе.Для этого и выставляем.Я недавно была как-то неприятно удивлена.Зашла на Ярмарку Мастеров, и пролистывала работы, выставленные на продажу.И вдруг-вижу своих мышат, что делала в год крысы! Я их узнаю издалека, так как придумала сама этот стиль одежек, сами мышки.Только у меня-вата.А здесь-вязаные игрушки.Значит, человек просто посмотрел, даже спасибо не сказал за идею.Просто себе зашла, забрала, и все.Продает.Ну, мне не жалко.Но ведь можно как-то написать пару слов, поблагодарить за идею хотя бы, и сказать что-нибудь.Какой то осадок был противный, и было неприятно.Потому, что даже не изменила цвет платьиц.Все просто скопировала.Мы все где-то что -то слизываем, но все-таки всегда стараешься добавить свое, индивидуальное.Я стараюсь всегда отписываться после прочтения топика.Потому что это уже диалог между нами.И когда я читаю такие топики, я знаю, что надо потрудиться, чтобы его создать.И я благодарна.У меня нет времени особо искать по интернету такие материалы, а видеть-хочется!
Лена, в интернете далеко не всегда встретишь такое правильное и уважительное отношение к публикациям других людей, как у вас. За это вам отдельная благодарность и мои наилучшие пожелания успехов в вашем творчестве!
Благодарю, Вера.Взаимно)))
Сказка! Чувство восхищения не покидает !
Удивляемся и гордимся — наши предки такую красоту сотворили)
Совершенство.
Это, конечно, вещи экстра-класса. Одни узоры можно разглядывать часами)
Спасибо Вам Верочка за то, что показываете нам такую раскошную изумительную КРАСОТУ !!!
Зоя, спасибо! Сама не могу оторваться, когда начинаю смотреть)
Красота! Бальзам для души и глаз!
Оставляет радостное впечатление)
Вера, спасибо большое, что делитесь такой интересной информацией и красотой. С большим удовольствием читаю ваши топики и смотрю на чудесные изделия, (нет, это — не изделия, это — шедевры, произведения искусства).
Это просто сказка какая-то! Неведомая красота!
Сказка — это первое, что приходит на ум, когда смотришь на эти чудесные вещи. А ведь мы с детства с ними знакомимся — через иллюстрации к сказкам Пушкина. Наверное потому они вызывают такое теплое чувство)