Федор Рюкерт. Расписные эмали
Федор Иванович Рюкерт (Friedrich Rückert) (1840-1917) родом из Эльзас-Лотарингии, в возрасте 14 лет был привезен в Россию. О его детстве и ранних шагах в творчестве практически ничего не известно. Из фактов его жизни определенно мы знаем, что собственную мастерскую он открыл в Москве в 1886 году. И, по всей вероятности, к тому времени успел заработать репутацию искусного мастера-эмальера, поскольку уже в 1887 году он заключил договор с фирмой Фаберже. Федор Иванович не имел собственного магазина, а потому большая часть продукции его мастерской выполнялась по заказам более крупных фирм. Федор Рюккерт работал не только для фирмы Фаберже, но тем не менее был у него главным поставщиком эмалей в русском стиле. Особенно активно мастер сотрудничал с московским отделением фирмы Фаберже, выполняя для него множество произведений с эмалью. Позднее Рюкерт стал принимать заказы от фирм-конкурентов Фаберже – знаменитых мастерских Овчинникова, Курлюкова и Маршака.
Изделия, выполненные Федором Рюкертом, оформлялись в соответствии со стандартами фирмы-продавца и продавались с двойным клеймом — мастера и фирмы, например, Фаберже.
Шкатулка Фаберже, серебро с позолотой, живописная эмаль, мастер Федор Рюкерт, Москва, 1912-1917 гг.
Мастерская Федора Рюкерта прославилась своей удивительной эмалевой живописью, запечатлевшей красоту и обаяние русской старины.Особенно покупателям нравились эмалевые миниатюры, которыми мастер украшал шкатулки, портсигары, ковши и другие изделия. Многие сюжеты, которые мастер изображал, навеяны живописными полотнами таких русских художников, как В. Васнецов, К. Маковский. Особенно популярны были миниатюры, написанные по мотивам полотна Константина Маковского «Боярский свадебный пир». Были а простые бытовые сценки из крестьянской жизни, и, конечно, русская тройка.
Большая серебряная позолоченная трехручная чаша, украшенная эмалью. Федор Рюкерт, в продаже у Овчинникова, Москва, 1899-1908 гг.
Чаша разделена на три панели, каждая из которых имеет круглый медальон со сценами, изображенными в «Боярском свадебном пире» Константина Маковского (1883 г.)
«Боярский свадебный пир» К. Маковский
После шумного успеха на выставках в Санкт-Петербурге, Москве, Париже, Лондоне, Амстердаме картина Константина Маковского была продана на аукционе американскому ювелиру и коллекционеру Чарльзу Уильяму Шуману. Картина породила на западе настоящую моду на все русское, своего рода «бояроманию», моду на русскую боярскую старину. Федор Иванович неоднократно воспроизводил на своих эмалевых миниатюрах фрагменты или полные вольные интерпретации сюжета картины Маковского.
Серебряная позолоченная шкатулка, украшенная драгоценными камнями и живописной эмалью с изображением боярского свадебного пира по мотивам картины К. Маковского. Федор Рюкерт, Москва, 1889-1908 гг.
Необычайной формы поднос с двумя ручками из позолоченного серебра и живописной эмали, расписанный по мотивам «Боярского свадебного пира» Константина Маковского и украшенный хризопразами. Федор Рюкерт, в розничной продаже у Курлюкова, Москва, около 1900 г.
Серебряный позолоченный ковш, украшенный живописной эмалью с изображением жениха и невесты по мотивам картины К. Маковского. Федор Рюкерт, Москва, около 1910 г.
Шкатулка из серебра с живописной эмалью на сюжет «Боярского свадебного пира», Федор Рюкерт, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряная табакерка с перегородчатой и живописной эмалью, вероятно Федор Рюкерт, Москва, 1908-17 гг.
Серебряная позолоченная табакерка с перегородчатой и живописной эмалью. Сюжет миниатюры повторяет сюжет полотна Григоря Седова «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву» (1875 г.). Федор Рюкерт, Москва, 1908-17 гг.
Серебряная шкатулка с позолотой и эмалью, расписанная сценкой с боярыней и ее детьми, слушающими старого музыканта. Федор Рюкерт, в продаже у Фаберже, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряная шкатулка, украшенная живописной эмалью на сюжет картины Клавдия Лебедева «Воевода». Федор Рюкерт, в продаже у Фаберже, Москва, 1912-1917 гг. Оригинальная работа Лебедева — акварель на бумаге — вошла в собрание Днепропетровского художественного музея, Украина.
Позолоченная серебряная шкатулка с перегородчатой и живописной эмалью. Федор Рюкерт, в продаже у Фаберже, Москва, около 1910 г.
Позолоченная серебряная шкатулка с перегородчатой и живописной эмалью. Федор Рюкерт, Москва, около 1899-1908 гг. Миниатюра посвящена «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина, Царевна прядет пряжу и сидит с кошкой у окна.
Позолоченная серебряная шкатулка с живописной эмалью, Федор Рюкерт, Москва, 1899-1908 гг. Миниатюра изображает боярыню со служанкой на балконе.
Позолоченная серебряная шкатулка с живописной эмалью, возможно, по акварели Сергея Соломко. Федор Рюкерт, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряная шкатулка с перегородчатой и живописной эмалью. Федор Рюкерт, Москва, около 1910 г.
Портсигар из позолоченного серебра и эмали расписан по мотивам картины Вильгельма Котарбинского (1849-1921) «Поцелуй волны», Федор Рюкерт, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряная шкатулка, украшенная эмалью по мотивам картины Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Федор Рюкерт, Москва, около 1910 г.
Сюжет полотна Виктора Васнецова «Витязь на распутье» был очень популярен. Поэтому привожу здесь еще два варианта оформления портсигаров по мотивам этой картины. Просто не могу выбрать, какой из них лучше.
Серебряная позолоченная подарочная шкатулка, украшенная эмалью с видом на белый Кремль со стороны Москвы-реки. Федор Рюкерт, Москва, около 1908-1917 гг.
Редкая серебряная позолоченная шкатулка с видом на памятник «Царю-освободителю Александру II в Киеве», выполненным в технике живописной эмалевой росписи. Федор Рюкерт, 1911 г., по заказу Маршака, Киев, 1911 г.
Грандиозный памятник Императору Александру II в Киеве был открыт 30 августа 1911 года в ознаменование 50-летия освобождения крепостных крестьян в 1861 году. Это был крупнейший из подобных проектов в Империи. Более 200 000 человек внесли свой вклад в строительный фонд, Был проведен международный конкурс и лучшим был признан проект итальянского скульптора Этторе Хименеса (1855-1926). В центре мемориала — большая бронзовая фигура императора над фигурной группой крепостных. По бокам — аллегорические фигуры Справедливости и Милосердия. Памятник был установлен в начале Крещатика на Царской (ныне Европейская) площади.
Серебряная шкатулка с перегородчатой и живописной эмалью с изображением русской тройки. Вероятно, Федор Рюкерт, в продаже у Фаберже, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряная шкатулка с перегородчатой и живописной эмалью с изображением крестьянской девушки в сенокос. Федор Рюкерт, в продаже у Фаберже, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряная позолоченная шкатулка с перегородчатой и живописной эмалью с изображением крестьян, ожидающих в санях. Федор Рюкерт, в продаже у Фаберже, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряная позолоченная коробочка для таблеток, украшенная перегородчатой и живописной эмалью с изображением А.С, Пушкина по известному портрету Ореста Кипренского. Федор Рюкерт, Москва, 1899-1908 гг.
Серебряный ковш с позолотой и эмалью, с живописным изображением тройки. Федор Рюкерт, в продаже у Фаберже Москва, 1908-1917 гг.
Серебряная солонка с позолотой и эмалью, с живописным изображением боярышни. Федор Рюкерт, в продаже у Фаберже Москва, около 1910 г.
Серебряное кольцо для салфеток с изображением крестьянских девочек зимой в технике живописной эмали. Вероятно, Федор Рюкерт, Москва, 1908-1917 гг.
спасибо за интересную и очень красивую историю, работы очень впечатляют!!! ничего подобного не видела!!!
Тамара, спасибо! Казалось бы забытые имена русских мастеров возвращабтся из забвения, и это очень радует)
Какая красота!!! И удивительная гармония, вот вроде бы столько разных цветов и оттенков в одном орнаменте, и еще изображение в центре - а все так согласовано!!! Потрясающе!!
Это, наверное, природный талант. Нет данных, что мастер обучался композиции или рисунку или живописи. Да и вообще в те времена ювелиры обучали подмастерьев на практике. А какие удивительные вещи делал)
Тогда это тем более поразительно!!! Какой талант))
Большое спасибо, Вера, интересно дальнейшее развитие этого метода
Роспись по эмали и сейчас живет и здравствует. Это ни что иное, как финифть. Но вот отличается ли по технологии финифть от росписей Федора Рюкерта, этого я не знаю)
У меня есть подозрения, что процесс как то механизировали, но насколько доступно в домашних условиях, связано с высокими температурами?? ПОкупала изделия из Китая, такие же перегородочки, но на простой основе, красиво, заманчиво
Я не эмальер. Просто нахожу интересные истории в интернете. По эмальерной технологии имею только общие сведения. Знаю, что есть холодные и горячие эмали. А насколько этим можно заниматься в домашних условиях, это нужно спросить специалиста)
Поразительно красивые вещи… Благодаря таким изделиям у нас есть возможность заглянуть в прошлое, увидеть быт людей в старые времена.Очень высокое мастерство! Спасибо, Верочка.Порадовали с утра)))
Леночка, спасибо! Оказывается 14 февраля закончилась выставка работ Фаберже и Рюккерта в Московском Кремле. На сайте можно посмотреть видеообзор выставки)
Спасибо, Верочка)))
Спасибо за очередной показ. Глаз не отвести от такой красоты, часами можно любоваться, а в живую.......
Галина, спасибо! Оказалось, что и вживую можно было посмотреть — недавно закончилась выставка произведений Фаберже и Рюккерта в Кремле.
Ха, ха, ха......, простите, но у всех ли есть такая возможность . Да и все экспонаты за стеклом. Будем любоваться с Вашей помощью.
Это, конечно так. Москвичам повезло. Но я все-таки посмотрела лекцию)
Увы..., мы провинция .
Спасибо большое !!!!!!!!!!!!!!!!!1
Спасибо!
мы тоже)
Спасибо большое, Вера!!!
Трехручная чаша… слов нет… только вдохнуть и не выдыхать!
А поднос с боярской свадьбой!? Это такая огромная и невероятно тонкая работа!
Фантастические работы! Красиво, тонко...
и очень узнаваемо)
Спасибо! Матер высшего класса, сколько патриотизма, чувства прекрасного!
Какая сильная энергетика у этих работ!!! Как начинаешь смотреть на эту красоту, искусство, забываешь про все проблемы, если болеешь. то выздоравливаешь, сил прибавляется, настроение улучшается!!! Огромное спасибо, Верочка !!!
Это точно! Я так увлекаюсь, что про все на свете забываю)
Какая красота! Спасибо, Вера, за то, что делитесь такой изумительной информацией.
Спасибо! и всегда пожалуйста)
Чтобы эти шедевры создать надо искренне полюбить РОССИЮ и её народ, традиции...
Федор Рюкерт в итоге и стал русским, женился на русской женщине (второй брак), принял православие. Почти вся его жизнь прошла в России.