Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

​Райнхольд Вастерс и «псевдоренессанс»

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2021-10-14 09:13:22
Рейтинг: 13238
Комментариев: 3558
Топиков: 414
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

Райнхольд Вастерс (1827–1909), был безусловно талантливым ювелиром и реставратором XIX века, работавшим в немецком городе Аахен. Достаточно посмотреть его рисунки изделий в стиле Ренессанса, чтобы в этом убедиться.

Рисунки были обнаружены в архиве Музея Виктории и Альберта в 1978 году. Проданные на посмертной распродаже Вастерса в Аахене в 1909 году, они были впоследствии переданы музею Виктории и Альберту (1919). Благодаря этим рисункам были идентифицированы многие творения Вастерса, вероятно, выполнявшиеся по заказам антиквара Шпитцера, в том числе тридцать экспонатов в Метрополитен-музее.

Эта янтарная чаша — замечательный пример талантливой переделки произведений искусства 16-18 веков, которые были отреставрированы и украшены в конце 19 века для богатых коллекционеров. Специалисты считают, что сама чаша из янтаря и ее основание могли быть созданы Иоганном Каспаром Лабхартом (? -1726) или Иоганном Кристофом Лабхартом (1695-1742), мастерами из Лотарингии. Вастерс разработал с красивую золотую оправу, украшенную эмалью, а ювелиры его мастерской из Аахена успешно создали гармоничный ансамбль.

Рисунок Райнхольда Вастерса, музей V&A, инв. 2620-1919

Вастерс, сын слесаря, начал работать ювелиром в Аахене в 1853 году. В том же году он был назначен реставратором Сокровищницы Аахенского собора и стал известен как изготовитель церковной утвари в готическом стиле. С самого начала работы в Сокровищнице собора — ремонт и переработка подлинных старинных предметов были главной специализаций Вастерса. Именно его работы в стиле эпохи Возрождения принесли ему процветание, а затем и известность. Вместе с парижским дилером, уроженцем Вены, Фредериком Шпитцером, он восстанавливал незавершенные или поврежденные ранние произведения искусства или создавал их целиком на основе ранних образцов. Шпитцер продавал их крупным коллекционерам 1870-1880-х годов, в том числе членам семьи Ротшильдов. Нужно сказать, что мастерство ювелиров 19 века, создававших стилизации произведений искусства эпохи Ренессанса настолько велико, что если бы не случайное обнаружение рисунков, все эти работы до сих пор считались бы творениями старых мастеров.

Почему же все-таки «псевдоренессанс»? Этот термин я почерпнула из аннотации куратора музея V&A. Когда ювелир продает свою работу в стиле Ренессанса под своим именем – к нему нет претензий. Другое дело, если эта работа выдается за старинное произведение искусства. Многие работы Вастерса попали в музеи как произведения искусства эпохи Ренессанса. Большинство специалистов считает, что Вастерс знал о мошеннической деятельности Шпитцера, для которого он выполнил множество заказов.

Золотой поясной кулон-помандер по рисунку Райнхольда Вастерса, украшенный гранатами, жемчугом и эмалью, конец XIX века. Оригинальный помандер шестнадцатого века аналогичного дизайна находится в коллекции Burghley. Рисунок похожей подвески с помандром находится среди рисунков Вастерса в Музее V&A в Лондоне.

Украшенная золотом и эмалью композиция «Королева Шеба в Храме Соломона», иллюстрирует сцену посещения храма Соломона царицей Савской, правительницей королевства Шеба (Саба), описанной в Библии. Разработана Райнхольдом Вастерсом, Аахен, около 1880 года.

Вастерс использовал ветхозаветную тему визита царицы Савской к царю Соломону, во время которого она приносит царю дары в виде специй, золота и драгоценных камней. В ответ король даровал ей «все, что она желала». Прямоугольное основание из черного дерева обведено цветной эмалью. Опоры храма украшены кариатидами, на ступенчатом основании с балюстрадами — эмалированные фигурки детей и животных, вход с имитацией эмалированного ковра. Внутри храма царь Соломон, держащий скипетр, а королева в мольбе у его ног, с открытой шкатулкой. Высота композиции 15,5 см. Подробные эскизы всех элементов этой важной модели Райнхольда Вастерса находятся в собрании Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Рисунки включают ковры, детали храма, включая балюстрады, купол, фигуры кариатид на постаментах, трон и различные фигуры вокруг него, а также маленьких животных и детей на ступенях.

Чаша с крышкой из горного хрусталя в золотой оправе с рубинами, навершие выполнено в виде Геркулеса, побеждающего великана и людоеда Какуса, высота 35,3 см, Райнхольд Вастерс, Аахен, около 1870 года.

Вастерс разработал оправу для этой чаши по образцам парижского ювелира Ричарда Тутена Младшего XVI века. Восемь акварельных рисунков Вастерса для этой оправы находятся в коллекции Музея Виктории и Альберта V&A. Похожая чаша находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Хрустальное блюдо в золотой оправе с драгоценными камнями, с изображением кариатид, украшенных эмалью, с гравированным изображением Моисея в центре, диаметр 55 см, Райнхольд Вастерс, Аахен, после 1880 года. Рисунок Вастерса подобного подноса из горного хрусталя в серебре находится в Музее V&A.

Чаша из гелиотропа в золотой оправе с драгоценными камнями, с ручкой в виде крылатой кариатиды, украшенной эмалью, высота 15,5 см, Райнхольд Вастерс, Аахен, после 1880 года. Среди рисунков Вастерса в музее V&A есть дизайн подобной ручки.

Чаша из агата в золотой оправе с бриллиантами, с ручкой в форме дракона, украшенного эмалью, высота 13,5 см, Райнхольд Вастерс, Аахен, конец XIX века

Чаша с крышкой из агата, в оправе из золота с драгоценными камнями и эмалью, высота 33,6 см, Райнхольд Вастерс, Аахен, около 1870 г.

Кубок из коричневого агата в оправе из золота с драгоценными камнями и эмалью, с крышкой, увенчанной тремя накладными крылатыми монстрами и фигурой Благоразумия, высота 14,5 см, Райнхольд Вастерс, Аахен, около 1870 г.

Золотые настольные часы в стиле Ренессанса с фигурой Геракла, увенчанные изображением Хроноса, украшенные резным хрустальным основанием с изображением богов и богинь, в оправе из золота с драгоценными камнями и эмалью, высота 22,5 см, Райнхольд Вастерс, Аахен, около 1860 г. Несколько дизайнов этих часов Райнхольда Вастерса находятся в коллекции Музея V&A.

Золотая чаша с чеканным готическим узором, высота 20,5 см, Райнхольд Вастерс, Аахен, после 1873 года

Чаша из яшмы в золотой оправе, украшенной эмалью, высота 6,8 см, вероятно, Райнхольд Вастерс, Аахен, XIX  век

Кружка из янтаря работы мастера XVIвека в золотой оправе с эмалью XIX века, приписываемой Райнхольду Вастерсу, высота 12 см.

Чаша горного хрусталя в оправе из позолоченного серебра с эмалью, с ручками в виде крылатых кариатид, высота 22 см, дизайн приписываемый Райнхольду Вастерсу, около 1870 г.

Кентавр в стиле эпохи Возрождения из золота и блистерного жемчуга, украшенный драгоценными камнями и эмалью, на подставке из черного дерева, высота 21,4 см, приписывается Райнхольду Вастерсу, около 1860 г.

Кружка с аллегорией музыки и крышка с группой путти из слоновой кости с атрибутами искусств и наук, резная слоновая кость работы южно-германского мастера XVII века в серебряной оправе работы Райнхольда Вастерса. Рисунок Вастерса в Музее Виктории и Альберта в Лондоне показывает дизайн этой кружки с деталями позолоченной серебряной оправы.

Набор из четырех покрытых эмалью фигурок путти из золота, покрытых эмалью, с золотыми волосами. Фигурки выполнены мастером круга Агостино Гроппо из Генуи (конец 16 или начало 17 века) и установлены на подставках из лазурита работы Райнхольда Вастерса. Путти символизируют четыре стихии с соответствующими атрибутами: Огня (факел и молния), Воздуха (птица), Воды (дельфин и ракушка с сеткой) и Земли (рог изобилия и змея). Атрибуты и крылья на этих фигурах изображены на рисунках из мастерской Райнхольда Вастерса (1827–1909).

Кулон с инталией из агата XVIII века, изображающей весталок, в золотой оправе, приписываемой Райнхольду Вастерсу, высота 9,8 см.

Чаша из горного хрусталя в золотой оправе с драгоценными камнями и эмалью, высота 20,3 см, Райнхольд Вастерс, Аахен, около 1870 г.

Агатовая чаша на пьедестале из горного хрусталя в серебряной оправе с эмалью, высота 17 см, дизайн Райнхольда Вастерса, Аахен, конец XIX века.

Чаша с крышкой из агата, увенчанная бюстом Минервы, в оправе из позолоченного серебра с драгоценными камнями и эмалью, высота 21,5 см, вероятно, Райнхольд Вастерс, Аахен, конец XIX  века.

Ваза из серого халцедона в стиле Ренессанса в золотой оправе с драгоценными камнями и эмалью, увенчанная фигуркой сидящего Геракла, высота 12 см, вероятно, Райнхольд Вастерс, Аахен, конец XIX  века. 

Чаша из горного хрусталя в золотой оправе с драгоценными камнями и эмалью, высота 25,5 см, Райнхольд Вастерс, Аахен, около 1870 г.

Эта чаша интересна тем, что дизайн ручки скопирован с великолепного экземпляра 16-го века из коллекции Людовика XIV, который теперь находится в Лувре. Было сделано несколько похожих чаш по этому дизайну Вастерса. Эта чаша первоначально принадлежала Ротшильдам. Две другие похожие чаши ныне принадлежат музею Метрополитен в Нью-Йорке. Рисунки Вастерса с дизайном оправы находятся в музее V&A.

Подвеска с камеей из агата «Орфей» в золотой оправе с эмалью и жемчугом, приписываемой Райнхольду Вастерсу, Аахен, высота 11,5 см.

Шкатулка из горного хрусталя с гравировкой в оправе из позолоченного серебра с эмалью и драгоценными камнями, длина 21 см, приписывается Райнхольду Вастерсу, Аахен, XIXвек, хрустальные панели, возможно, были изготовлены ранее.

Сюжеты панелей: рождение Венеры — на лицевой стороне, Нептун — на задней стенке, Морская битва — на верхней, гротески русалок в орнаменте – на боковых стенках.

Мне нравится22
18
Добавить в закладки
496
18 комментариев
Nadegda (НАДЕЖДА)
2021-10-14 12:24:25
+5

Вера, я Вам очень благодарна! Из Ваших публикаций я узнала столько нового, красивого, интересного… Как хорошо. когда кто-то собрал материал, обработал и подал его для нас в готовом виде..., только проглотить осталось...

Комментарий удален
Primavera (Вера)
2021-10-14 21:18:48
+2

Надежда, это мозго-тренировкаА Вам спасибо большое, что читаете и большое-пребольшое за Ваши отклики

Людмила Усть-Луга (Людмила)
2021-10-14 18:15:26
+3

Да! Слов нет, хочется просто смотреть, рассматривать и любоваться такой красотой! Особое восхищение вызвали Агатовая чаша на пьедестале из горного хрусталя в серебряной оправе с эмалью и Чаша горного хрусталя в оправе из позолоченного серебра с эмалью, с ручками в виде крылатых кариатид. Спасибо за новую увлекательную экскурсию! С Вашей помощью виртуально побывали в нескольких музеях мира! Вы прекрасный экскурсовод, Вера!

Primavera (Вера)
2021-10-14 21:23:34
+2

Людмила, спасибо! (интернет мне в помощь) Боюсь, в экскурсоводы меня бы не взяли — писать могу, говорить — увольте)) 

Мне, кстати, тоже больше всего нравятся именно эти вазы. Особенно с кариатидами. Очень изящная, необычная форма))

Людмила Усть-Луга (Людмила)
2021-10-14 23:19:35
+1

Вы ведь проделываете большую работу для того, чтобы рассказать и показать нам какой-либо материал. И за это Вам низкий поклон! Сама бы я просто этого не сделала, а в качестве отдыха очень интересно читать Ваши подборки и узнавать что-то новое!

Primavera (Вера)
2021-10-15 10:19:40
+3

Ну, не такую большую, как настоящие искусствоведы))

Но мне приятно знать, что эти записки вам интересны, большое спасибо за этот интерес и позитивные комментарии!

Комментарий удален
Melena
Melena
397
2021-10-15 10:37:01
+2

Экскурсия шикарная и познавательная! Замечательная ручная работа  Интрига тоже присутствует))) Спасибо, Вера, большое! Это сейчас «произведения искусства» - сначала 3д скан, потом  3д печать,  главное смысловой контент придумать. Вот про кентавра (мне как Стрельцу тема близкая))) удивило — всегда считала, что ЖКТ у него в лошадиной части. А тут такое неожиданное решение.... 

Primavera (Вера)
2021-10-16 00:32:24
+1

Мелена, спасибо! 

Строение ЖКТ у кентавров не выяснено) Существа они мифические, так что есть пространство для фантазии художника))

Елена (Елена)
2021-10-15 21:52:56
+2

Верочка, дорогая, спасибо за очередную порцию красоты неописуемой)))Все интересно, и как же это хорошо, что можно вот так посмотреть, полюбоваться, отдохнуть душой, и сердцем.Спасибо, Верочка.Уезжаю в санаторий в воскресенье.И не буду заходить на форум.Там лес… Интернет работает очень плохо.Но я буду ждать встречи)))

Primavera (Вера)
2021-10-16 00:38:35
0

Леночка, спасибо! Желаю отличного отдыха и хорошей погоды! Поправляйте здоровье, буду ждать новых встреч в сети!

Зоя
Зоя
985
2021-10-15 22:21:13
+1

Очень талантливый ювелир! Работы его завораживают! Спасибо, Верочка, хороших выходных !

Primavera (Вера)
2021-10-16 00:35:11
+1

Зоя, спасибо! Все критики, даже те, кто прямо называют его фальсификатором признают его выдающимся ювелиром)) 

Хороших выходных!

Ursel (Наталия)
2021-10-18 19:47:58
+1

Вера, спасибо за очередной  интересный и насыщенный красотой рассказ! Мастер, конечно удивительный и очень разносторонний. Столько абсолютно разных техник, стилей и материалов! 

Primavera (Вера)
2021-10-19 21:31:57
0

Хорошие ювелиры всегда стремились разгадать секреты мастеров прошлого. А затем превзойти их в мастерстве. Такой практики у Вастерса было предостаточно))

tgkh5501 (Татьяна)
2021-10-19 09:56:13
+1

Очень интересно!

Удивительные по красоте и тонки в работе вещи. Сплошное восхищение!

Primavera (Вера)
2021-10-19 21:32:52
0

Да, очень красивые))