Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

​Забытые вещи. Помандер.

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2022-02-13 10:42:41
Рейтинг: 16535
Комментариев: 4197
Топиков: 491
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

На старинных портретах дам и кавалеров эпохи Возрождения нередко можно увидеть небольшой ажурный шарик, который подвешен на цепочке на поясе или на шее. Это помандер. Помандер как аксессуар был заимствован европейцами с Востока в эпоху крестовых походов. Первые упоминания этого предмета в литературе датируются серединой XIII века. Помандеры были украшениями и в то же время личными ароматизаторами. Название помандера происходит от французского pomme d’ambre (ароматическое яблоко). Причем так называют как драгоценный контейнер, используемый для хранения ароматов, так и ароматический шарик внутри него. Средневековые рецепты пасты для помандера обычно содержали амбру, мускус, душистые травы или благовония. Ароматические вещества, которые помещали в помандер были доступны только богатым людям, а помандер, который изготавливали из золота и серебра стал предметом роскоши.

Портрет Брехтье Оверрейн ван Шотербош, Корнелис ван дер Воорт, 1614 г., коллекция Rijksmuseum, Амстердам.

Со временем помандеры превратились в украшение костюма. Кроме декоративного назначения, помандеры служили для маскировки неприятного запаха тела, а также считались средством против инфекционных болезней. Модницы часто носили помандеры подвешенными к поясу вместе с другими аксессуарами, такими как муфта и зеркало.

Золотой подвесной помандер, украшенный эмалью и драгоценными камнями, длина 13 см, ок. 1550–1600 гг., коллекция Rijksmuseum, Амстердам.

Золотой поясной помандер, украшенный эмалью и драгоценными камнями, высота 8,3 см, Германия, начало XVII века, коллекция музея V&A, Лондон.

Мужчины тоже пользовались помандерами, которые часто делали в виде бусины и прикрепляли к четкам. Четки могли быть сделаны из дерева, слоновой кости или металла. Нередко одна бусина, состоящая из двух половин, использовалась как помандер и содержала смесь ароматических веществ.

Портрет Генриха (?) фон Рейн цум Морен (1477–1536), конец 1520-х гг., коллекция музея Метрополитен, Нью-Йорк.

Бусина-помандер для четок из позолоченного серебра, высота 3,7 см, Германия, ок. 1500 г., коллекция музея V&A, Лондон.

Помандер из серебра, высота 3,2 см, Англия, первая половина XVII века, коллекция музея Метрополитен, Нью-Йорк.

Форма помандеров со временем менялась согласно вкусам эпохи и капризам моды. Помандер в виде черепа соответствовал популярной в XV—XVII веках моде на изделия в стиле memento mori. В музеях можно увидеть помандеры в виде, яблока, сердца, книги, корабля или ореха. Сложные по конструкции помандеры могли иметь внутри несколько складывающихся и раскрывающихся отделов, куда можно было поместить различные ароматические вещества. К XVII веку вошли в моду помандеры в форме апельсина – шар с несколькими отделениями, в которые помещали разные душистые субстанции.

Помандер из серебра, высота 4,1 см, Голландия, 1844 г., коллекция музея Метрополитен, Нью-Йорк.

Золотой испанский помандер в виде попугая, украшенный эмалью и жемчугом, высота 7,2 см, начало XVII века.

Серебряный позолоченный помандер с четырьмя сегментами, украшенный чернью, высота 6,5 см, Италия, около 1380-1420 гг., коллекция музея V&A, Лондон.

Серебряный позолоченный помандер с шестью сегментами, высота 7 см, Англия, около 1600 г., коллекция музея V&A, Лондон.

Серебряный позолоченный помандер в форме книги, которую можно открыть, вставив маленькую ложку в застежку, внутри двенадцать отделений (вместо обычных шести), на каждом из которых выгравировано название парфюма, в том числе: яблоко, лаванда, мускат и роза, высота 8,2 см, Германия, первая половина XVII века.

Серебряный позолоченный помандер с четырьмя сегментами, изготовленный, вероятно, в Стамбуле по европейскому образцу, коллекция музея V&A, Лондон. Для придворных серебряных дел мастеров в Стамбуле было обычным делом производить предметы по западной моде.

Золотой помандер, украшенный эмалью и драгоценными камнями. Сферическая часть состоит из шести сегментов с крышками, в которые можно поместить ароматические бальзамы, высота 4,2 см, ок. 1600-1625 гг., коллекция Rijksmuseum, Амстердам.

Серебряный помандер сферической формы, украшенный гравированным растительным орнаментом, с шестью сегментированными контейнерами, каждый со сдвижной крышкой, на которой выгравировано название травы или цветка: Cannell; Rosen; Negelken; Rosmarien; Muscat and Schlag (Корица, Роза, Гвоздика, Розмарин, Мускат и Шлаг?), высота 5,5 см, Германия, около 1600 г.

Серебряный позолоченный помандер в виде улитки одна сторона ее «раковины» имеет отверстия и открывается, внутри отделение для ароматической губки и четыре отделения с надписями Schlag, Canel, Rosen и Negel, Германия, XVII век.

Серебряный помандер начала XVII века сферической формы с шестью сегментированными контейнерами, каждый из которых украшен гравированным портретом королевской особы в картуше. На первом портрете Елизавета I, остальные, предположительно: король Яков I (1603-1625), в глубоком воротнике и шляпе, король Карл I (1625-1649) с непокрытой головой и небольшой бородой, король Генрих VII (1485-1509) с державой и мечом и король Генрих VIII (1509-1547) с державой и скипетром. Езе один женский портрет может быть изображением Анны Датской (1574–1619), жены Якова I, или Елизаветы, королевой Богемии (1596–1662). Гравированные портреты, украшающие каждый сегмент помандра, соответствуют стилю голландского гравера Симона де Пассе (ок. 1595-1647).

Серебряный помандер с позолотой, украшенный цветами, лозами, мотивами в стиле рокайль, текстурированными листьями, литыми желудями и ажурными подсолнухами, высота 9 см, Германия, около 1700 г.

Серебряный помандер на привинченной плоской круглой ножке, корпус в форме граната, украшеный восемью маленькими серебряными фигурками, открывается на восемь ажурных отделений, на каждом из которых выгравировано название парфюма: тубероза, бензоин, пастила, амбра, нарцисс, мускус, жасмин и циветта, работа Дени Мони или Антуана II Морело, Дижон, около 1680-1683 гг.

Серебряный помандер сферической формы, с восемью сегментированными контейнерами, каждый со сдвижной крышкой, на которой выгравировано название ароматического вещества, высота 5 см, Германия, конец XVII века.

Серебряный помандер эпохи Великих Моголов, инкрустированный рубинами и изумрудами, с изображением птиц и цветов на фоне эмали с, высота 11 см, конец XVII века.

Ажурный фарфоровый помандер с шелковой кисточкой, диаметр 8 см, ок. 1800–1900 гг., коллекция Rijksmuseum, Амстердам.

Трость-помандер с точеной ажурной отвинчивающейся ручкой из слоновой кости в серебряной оправе, начало XVIII века.

Со временем мода изменилась, появились духи, которые стали наносить непосредственно на тело, появились замечательные флаконы для духов, и о помандерах почти забыли. Вернее они видоизменились, в 19-м веке появились подвески и медальоны, в которые можно было поместить кусочек ткани с любимыми духами, а большие помандеры с душистыми травами стали использовать как ароматизаторы для помещений в настольном исполнении.

Помандер из кокосового ореха, украшенный затейливым резным орнаментом из растений и фигур, с навершием в виде головы воина, высота 19 см, вероятно, Италия, конец XVIII века.

Золотой филигранный помандер-подвеска с бриллиантами, высота 4,4 см, ок. 1810–1850 гг., коллекция Rijksmuseum, Амстердам.

Золотой филигранный помандер-подвеска с рубинами, высота 4,2 см.

Золотой помандер-подвеска с цветочной филигранью, изумрудом, алмазами и жемчугом, высота 7 см, Марокко, XIX век.

Археологические открытия XIX века и всеобщее увлечение европейцев историческим артефактами побудило ювелиров создавать украшения в историческом стиле, вдохновляясь полотнами старых мастеров, изображавших знатных особ во всем блеске их драгоценностей. Появилась мода на роскошные золотые украшения, декорированные эмалью и драгоценными камнями, так называемый стиль Гольбейн.

Золотой поясной помандер, украшенный эмалью и драгоценными камнями, по рисунку Райнхольда Вастерса, конец XIX века. Это украшение вдохновлено подвесками спомандерамишестнадцатого века.

Использование помандеров в качестве украшений характерно не только для европейской моды. Ароматы издавна ценились на востоке. Небольшие помандеры из слоновой кости и нефрита, украшенные резьбой, носили супруги китайского императора и жены знатных китайских чиновников.

Портрет женщины династии Цин в лиловых одеждах с помандером, тушь и акварель на бумаге, конец XVIII века.

Нефритовый  резной  помандер «Цветы» из слоновой кости, 18 век, Китай, диаметр 5,2 см.

Помандер  из резной слоновой кости, 19 век, высота 8 см.

Мне нравится43
44
Добавить в закладки
1811
44 комментария
ElenBern (Елена)
2022-02-13 10:48:16
+2

Изумительные вещицы!

Primavera (Вера)
2022-02-13 12:04:06
+1

Всегда интересовалась историей вещей, которая так тесно переплетена с историей моды и историей вообще. Поистине неисчерпаемая тема))

tasha (Наталия)
2022-02-13 11:22:03
+4

Изящество и красота!  Посмотришь на такое и пожалеешь, что в джинсах ходим! Хотя моемся чаще, чем в те времена))))

Primavera (Вера)
2022-02-13 11:59:57
+3

Да, гигиену в те времена не соблюдали. Традиции римских терм были позабыты, а русскую баню считали варварством)) Но все наладилось со временем))

Людмила (Людмила)
2022-02-13 11:30:38
+5

Какая тонкая работа! Бесценные произведения искусства! Конечно, дешевле было бы мыться… Интересно, спасибо!

Primavera (Вера)
2022-02-13 11:57:44
+2

Спасибо, Людмила! Я как раз по теме прочитала, что не мылись в средние века не зря. Была причина — сточные воды от больших поселений, которые разносили всякого рода заразу.

Людмила (Людмила)
2022-02-13 12:04:20
+2

Опаньки! Я и не знала!

Primavera (Вера)
2022-02-13 12:14:28
+3

А еще бытовала теория миазмов, которую выдвинул еще Гиппократ,  которая утверждала, что холера и черная оспа вызываются плохим воздухом. А запах помандера считался защитным средством от него.

Людмила (Людмила)
2022-02-13 12:33:53
+2

Ну где-то Гиппократ очень даже прав.

Primavera (Вера)
2022-02-13 14:27:06
+2

И удивительно, что за 2 тысячи лет до открытия микроорганизмов Гиппократ смог предложить такую  действенную теорию...

минчанка (.Людмила)
2022-02-13 11:40:45
+2

Щыра дзякуй! Вельмi прыгожыя рэчы! Зараз нават магчыма карыстацца гэтымi рэчамi!

Primavera (Вера)
2022-02-13 11:55:24
+1

Да, нынче ароматерапия в моде))

Галина
2022-02-13 12:41:29
+2

Очень интересно. А ещё наавело на размышления… Мне однажды одна очень пожилая знакомая монахиня отдала мешочек со старыми сломанными-разорванными  бусами, бисер там, стразы, пайетки… всякая мелочь. И есть там такая штуковина, похожая на ПОМАНДЕР, про который сейчас прочитала — в виде книги. Может, оно и есть?? Я всё думала, что это такое?.. А может, и не то… Но похоже.  Спасибо, придётся уточнить, полазить в интернете, сравнить. Вдруг, старинная вещичка))). 

Olusia (Оlga)
2022-02-13 12:50:18
+2

Если монахиня, то думаю скорей всего для  хранения святых мощей или листочков со словами библии.

Галина
2022-02-13 12:52:16
+2

Не думаю. Такие вещи она  бы не стала  хранить со старым хламом. У неё с этим было строго.

Primavera (Вера)
2022-02-13 14:25:24
+1

Если подвес был сломан, то без содержимого медальон мог оказаться в старых вещах

Primavera (Вера)
2022-02-13 14:23:19
+2

Эта вещица может быть релиеварием, который некоторые исследователи считают прародителем помандера. С них хранили, например, отрывки из Священного писания или молитву.

Галина
2022-02-13 19:58:35
+1

Заинтересовала меня эта тема. Решила сфотографировать эту мою вещицу. скорее всего. это совсем не из этой оперы, может, какая-то штукенция из дешёвой бижутерии. Но всё равно — я не знаю, что это такое. Может, подскажите??

Вот фото (ручка для  масштаба).

Мне показалось, что похоже вот на ЭТО, из Вашего топика. Что же такое у меня хранится в старом бисере? Одна подвеска оторвалась, может, где-то в бисере затерялась. Сбоку  некое подобие рычажка, двигается. Но не открывается ничего. Может, это запонка, что ли? Но зачем подвески? всю голову сломала))

Primavera (Вера)
2022-02-14 03:11:00
+2

Галина, это похоже на застежку от двухрядных бус. Рычажок нужно сжать, сблизив переднюю и заднюю стенки, тогда он вынимается из прорези.

Галина
2022-02-14 11:58:30
+2

Спасибо! Вот и я склонялась к тому, что это что-то из бижутерии. Но ведь похоже по форме (когда не знаешь-то!)

Melena
Melena
912
2022-02-14 13:04:55
+1

Может ладанка? 

Melena
Melena
912
2022-02-14 13:07:54
+2

Фото не увидела, а высказалась))) Вера права — это застёжка.

Галина
2022-02-14 16:05:38
+4

Спасибо! Я поняла, что застёжка. Хотя не поняла, как действует. Ну и смело могу эту штучку  какому-нибудь моему  медведику как ПОМАНДЕР предложить. Аристократ-модник  получится)). 

Primavera (Вера)
2022-02-15 11:17:23
0

Это, кстати, очень свежая мысль. Еще  не видела ни одного медведя с помандером)) Подойдет средневековый костюм))

Галина
2022-02-15 16:16:54
+1

ОО… у меня вообще  частенько бывают… неадекватные идеи . Не исключено — появится этакая МЕДВЕДИХА  как Изабелла Кастильская да и с ПОМАНДЕРОМ… Раз уж нашлась у меня похожая штукенция, надо использовать)))

Primavera (Вера)
2022-02-16 12:20:48
0

Вот что значит «творческая жилка»))

tinovna (Светлана)
2022-02-13 18:24:39
+3

Спасибо за познавательный рассказ, очень интересно!

Primavera (Вера)
2022-02-14 03:12:15
+3

Светлана, спасибо! если топик понравился, значит, я не зря потратила время))

акваМарин (Марина)
2022-02-14 10:47:51
+3

Спасибо. Очень интересно! 

Primavera (Вера)
2022-02-15 10:59:19
+1

Марина, и вам большое Спасибо!

meile (Люба) (Любовь)
2022-02-14 11:02:15
+3

Очень интересный, познавательный материал. Вера, спасибо большое.

Primavera (Вера)
2022-02-15 11:00:26
0

Спасибо! Приятно, что эта тема вызвала такой интерес))

Ail (Ирина)
2022-02-14 11:58:07
+4

Очень интересные исторические факты, Вы, Верочка нам преподносите. Век живи и век-учись , называется. Красивые штучки!

Primavera (Вера)
2022-02-15 11:03:43
0

Ирина, спасибо! Я и сама узнаю много нового, когда начинаю «раскопки» по теме. В этот раз для меня было открытием, что помандеры как украшение или часть костюма использовались в Китае. Об этом мало где упоминается))

Ail (Ирина)
2022-02-15 11:07:08
+2

я, когда, видела на картинах предполагала, что то в этом роде-типа « духи носят с собой», но о том, как называется этот аксессуар впервые узнала(((  оказывается, интуиция меня не подводила. Ждём новых открытий с Вашей помощью!

Primavera (Вера)
2022-02-15 11:15:17
0

Не буду заставлять ждать)) Сегодня совсем другая тема))

Зоя
Зоя
1870
2022-02-14 12:56:24
+3

Это было незабываемое путешествие во времени! Если люди боялись мыться, значит эти ароматы боролись с инфекциями и бактериями. Очень интересный топик.Красота изумительная! Верочка, Вы преподносите нам столько нового, интересного. Спасибо Вам за это.

Primavera (Вера)
2022-02-15 11:06:05
0

Зоя, спасибо! История вещей всегда несет в себе черточки своей исторической эпохи, а это всегда интересно))

tgkh5501 (Татьяна)
2022-02-14 13:50:53
+2

Вера, где Вы откапываете такие интересные древности? Такие утилитарные вещи, а какая красота!

Primavera (Вера)
2022-02-15 11:09:55
+2

Откапываю понемногу здесь и там) Обычно бывает так, что попадается на глаза какая-то интересная вещица, о которой хочется узнать побольше, начинаю искать на сайтах музеев, аукционов, смотрю книги, открытые источники в сети… Так потихоньку и набираю материал))

БИрочка (Ирина)
2022-02-14 22:49:29
+1

Вера, спасибо за экскурс в историюи красоту! 

Primavera (Вера)
2022-02-15 11:13:14
0

Спасибо, Ирина! 

natkalash 57 (Натали) (Наталья)
2022-02-15 16:11:12
+1

Спасибо. Как многого мы не знаем...

Primavera (Вера)
2022-02-16 12:19:47
0

… но обязательно узнаем))