Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

Художник Маковский К.Е.

Маргарита (Маргарита)
Маргарита (Маргарита)
2022-06-17 07:58:14
Рейтинг: 28335
Комментариев: 3049
Топиков: 685
На сайте с: 21.05.2020
Подписаться

Константин Егорович Маковский родился 30 июня 1839 года в Москве. Его отец был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С самого детства Маковского окружали творческие личности.

В 1851 году Маковский поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были К.С. Зарянко, А.Н. Мокрицкий, М.И. Скотти. Все они были учениками Брюллова, поэтому работы Маковского всегда романтичны и декоративны.

В 1858 году Маковский решает уехать из Москвы. Он поступает в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Первая историческая картина «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова» имела большой успех. Академию Маковский не закончил, так как принял участие в «бунте четырнадцати», когда четырнадцать выпускников Академии отказались писать картины на предложенную тему. Маковский сразу же вступает в Артель художников, которую создал И.Н. Крамской.

Работы художника, выполненные в 60-е годы, отличаются жанровым характером. Особенной популярностью пользовалась картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Она отличается трогательностью образов, поэтичностью.

С 1870 года Маковский становится одним из тех, кто основал Товарищество Передвижных Художественных выставок. Художник много работал над портретами, однако уделял внимание и жанровой живописи. Среди его работ много таких, на которых изображены сцены из быта простых людей. К таким полотнам относятся «Селедочница», «Дети, бегущие от грозы», «Наставление матери», «Бедные дети».

В 1877 году Маковский пишет полотно «Болгарские мученицы», которое стало откликом на события русско-турецкой войны.

В середине семидесятых художник предпринимает путешествие в Сербию и Египет. С этого момента особое внимание он уделяет в своей работе цветам и форме. К концу семидесятых годов Маковский постепенно отходит от тем, связанных с современностью. В центре внимания художника оказываются исторические события. Появляются картины «Смерть Ивана Грозного», «Боярский свадебный пир XVII столетия». Эти работы особенно интересны с исторической точки зрения: на картинах четко прорисованы детали интерьера, одежда героев, аксессуары.

На выставке в Париже в 1889 году Маковский получил большую золотую медаль за работы «Демон и Тамара», «Суд Париса» и «Смерть Ивана Грозного». В 1915 году он принимает участие в создании Общества возрождения художественной Руси.

Маковский погиб по несчастливой случайности. 17 сентября 1915 году в Санкт-Петербурге в его пролетку въехал трамвай.

Лучшие картины Маковского К.Е.

Блестящий Костя

Сам император Александр II говорил о нем «мой живописец». Однако и в других ипостасях блестящий Костя, как называли его современники, был на высоте. Мне с детства врезались в память «Дети, бегущие от грозы», милое личико босоногой девочки с белобрысым мальчуганом на спине, испуганно всматривавшейся в готовое разразиться всполохами молний и безжалостным ливнем темнеющее небо…

Картина: «Болгарские мученицы», художник Константин Маковский, 1877 год, холст, масло, 208 × 141 см. Где находится: Национальный художественный музей Беларуси, зал русского искусства. Приобретена: у Г. И. Афонина в 1950 году.

Широкую известность принесло ему «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», своего рода социальный срез жителей Северной столицы. Полотно выделялось внушительными размерами: ширина — свыше 2 м, длина — более 3. Другие живописцы выбирали в то время для бытовых изображений совсем небольшие форматы. За «Народное гулянье» Константин Егорович получил звание профессора Академии художеств.

В 1870-м К. Маковский стал одним из основателей знаменитого Товарищества передвижников. А двумя годами позже впервые побывал в Каире и привез оттуда множество этюдов. Следом написал целую галерею пейзажей, жанровых картин, портретов. Его восточные сюжеты положили начало ориентализму — новому направлению в русской живописи, уже популярному в Европе.

Башибузуки в храме

Начиная с середины 1870-х на смену психологическим и социальным картинам К. Маковского приходят другие темы. Он находит вдохновение в славянском фольклоре. А летом 1877-го во время русско-турецкой войны на Балканах делает зарисовки, следуя за наступающей российской армией. Рассказы очевидцев о жестоком подавлении турками народного восстания, вспыхнувшего в Болгарии годом раньше, зверствах по отношению к мирным людям производят сильнейшее впечатление на художника.

В итоге он очень быстро пишет знаменитое полотно «Болгарские мученицы» и выставляет его в Петербурге, жертвуя деньги от продажи на помощь пострадавшему населению братской православной страны. Как подчеркивают искусствоведы, полотно со столь трагической окраской скорее исключение в светлом творчестве К. Маковского. Но на чужую вроде бы боль тонкая художественная натура не смогла не отозваться.

Центральные персонажи «Болгарских мучениц» — две молодые женщины, одна из которых, вероятно, уже мертва, другая — с плачущим младенцем на руках, и три палача-башибузука (от турецкого başıbozuk — «сорвиголова»). Так назывались бойцы иррегулярных военных отрядов в Османской империи, вербовавшихся преимущественно в Албании и Малой Азии. Они отличались свирепостью, расправляясь с православными с чудовищной жестокостью.

Головорезы обступили несчастную женщину и срывают с нее одежды, а та пытается в руках удержать рыдающего малыша и смотрит на замученную подругу, навзничь лежащую на полу. Рядом лужи крови, вероятно, следы пыток. Судя по всему, трагедия происходит в православном храме, что еще больше подчеркивает кощунственность происходящего. Церковь варварски разорена, участь молодой матери и ребенка наверняка плачевна — у истязателей явно нет ничего святого…

При этом большой жизнелюб и ценитель прекрасного Маковский смело ввел в столь драматичный сюжет обнаженную натуру. Сегодня известно, что для создания центрального женского образа в стиле ню художнику позировала его жена Юлия, которую сам Илья Репин назвал ангелом неизреченной красоты.

Хозяйка модного салона

Они познакомились, когда вдовцу Маковскому было уже около 40. Его первая жена умерла от туберкулеза. Обаятельный, приветливый, со вкусом одетый, холеный и ладно скроенный Константин Егорович всегда пользовался успехом у дам. Вот и безутешным вдовцом он оставался недолго. В 1874-м на балу в Морском корпусе художник увидел юную Юленьку Леткову, приехавшую поступать в консерваторию.

Ей шел всего 16-й год, она была ослепительно хороша собой. Константин Егорович не отходил от нее весь вечер, а на следующий день пригласил всех к себе помузицировать. К ужину вывел девушку под руку и, усаживая ее за стол рядом с собой, громко, на весь зал произнес: «Вот и отлично… Будьте у меня хозяйкой!»

Портрет Юлии Павловны, 1887 год

Свадьбу сыграли, когда невесте исполнилось 16. Отказавшись от карьеры певицы, Юлия Павловна стала хозяйкой в богатом доме модного художника. А тот всячески баловал свою молодую супругу и постоянно писал ее портреты. А на картине «Болгарские мученицы» изображен и их сынишка Сережа, появившийся на свет в августе 1877-го.

Потом родилась дочь Елена, следом Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III.

Завистники называли Маковского поверхностным художником, но и они признавали блестящее мастерство живописца, не стеснявшегося запрашивать за свои работы умопомрачительные гонорары. Именно поэтому в отечественных музеях так мало работ Константина Егоровича. Меж тем он снискал мировую известность, его полюбили американские коллекционеры, ему заказали первый портрет президента Теодора Рузвельта.

А вот с красавицей Юлией Павловной ветреный художник таки развелся в 1892-м, тремя годами ранее на Всемирной выставке в Париже (где получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара») познакомившись с 20-летней Марией Матавтиной. Новая пассия и муза родила ему внебрачного сына и стала его третьей законной супругой.

К. Маковский скончался 17 сентября 1915-го в Петрограде в возрасте 76 лет, став жертвой несчастного случая. Юлия Павловна эмигрировала и дожила до 95 лет во Франции, в семье любимого сына Сергея, поэта, художественного критика, эссеиста, редактора и издателя замечательного русского альманаха «Аполлон», автора многочисленных книг. Того самого малыша с картины «Болгарские мученицы»…

Подготовил Владимир Петров

Мне нравится15
2
Добавить в закладки
1170
2 комментария
Зоя
Зоя
4848
2022-06-17 11:41:13
+3

Очень интересно! У нас в школе был учителем рисования молодой человек, который окончил ленинградскую академию художеств. Он не столько учил нас рисовать, а приносил на урок репродукции картин великих художников и рассказывал, было очень интересно. Картины К.Маковского это вау, как говорит моя внучка !

Маргарита (Маргарита)
2022-06-17 12:11:46
+3

Повезло Вам с Учителем.  Интерес вызывали его уроки.