Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваПейзажиЦветы и натюрмортыЖивотные и птицыЖенский образДетскоеФэнтези + сказкиОткрыткиНовый год и РождествоЖивописьВинтажФоны, рамки, трафаретыРазноеКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

Аристократки в кокошниках.

Маргарита (Маргарита)
Маргарита (Маргарита)
2022-06-17 08:50:45
Рейтинг: 28328
Комментариев: 3049
Топиков: 685
На сайте с: 21.05.2020
Подписаться
Публикации раздела Музеи----

Мы привыкли, что кокошник — это атрибут древнерусского и народного костюма. Однако в XVIII–XIX веках бывало, что их надевали представительницы высших слоев общества, в том числе императрицы. Взглянем на портреты вместе с Софьей Багдасаровой.

Императрица Екатерина II

Хотя императрица Екатерина Великая и была немкой, любить и уважать русское было частью ее государственной политики. Это, кстати, одна из причин, по которой она и стала Великой. Правило сие она выработала еще в молодости, в трудные годы будучи великой княгиней. В ее «Записках» о тех годах читаем, как она поставила себе цель «нравиться народу», а также выучить русский язык и разбираться в православных обрядах. Ее муж Петр III, в душе еще просто голштинский герцог, всем этим пренебрегал — его конец известен.

Русский наряд императрицы с кокошником и сарафаном с пышными рукавами на этом портрете — маскарадный костюм. Мы знаем это, поскольку Екатерина держит в руках обычную карнавальную маску. Любопытно сравнить картину с маскарадным портретом ее предшественницы — императрицы Елизаветы: «дщерь Петрова» выбрала просто черное домино, а вот бывшая немецкая принцесса подчеркивает свою связь с новой родиной. В этом русском наряде поражают драгоценности, в том числе серьги с огромными бриллиантами. В Алмазном фонде хранятся похожие — они так тяжелы, что имеют специальный крючок, чтобы крепиться сзади над ухом, не оттягивая мочку.


Великая княжна Александра Павловна

Внучки Екатерины Великой, в том числе Александра Павловна, изображенная на портрете, росли в новую эпоху. Бабушка наряжалась в русский наряд, потому что в рококо любили играть — в том числе и с экзотическими костюмами, при этом оставаясь в рамках карнавального образа. Теперь же настало время сентиментализма и романтизма: во всех странах оглядываются на свое прошлое и начинают им гордиться. Наряд великой княжны — не фантазия с бриллиантами, а нечто более аутентичное (на голове у нее «венец» с жемчужной поднизью — кокошник северных губерний). А в руках не маска, а сентиментальная роза. Получилось нечто среднее между Светланой Жуковского и бедной Лизой Карамзина.

Судьба девушки с картины оказалась печальной: ее выдали замуж за сына австрийского императора, и в 17 лет она умерла от послеродовой горячки.


Императрица Александра Федоровна

Внук Екатерины — великий император Николай I — был тем правителем, в царствование которого государственной идеологией стали «Православие, самодержавие, народность». Портрет его жены, Александры Федоровны, «в русском платье» служит к этому тезису прекрасной иллюстрацией. Как этот наряд отличается от изображения ее тезки-золовки: нет ни рубахи, ни сарафана — вместо них помпезное платье с декольте и талией по последней моде. А кокошник превратился в фантазийную конструкцию с огромнейшими драгоценными камнями. Бросается в глаза и ожерелье с рубиновой застежкой-фермуаром. Нет никакой исторической костюмной правды! Один лишь букетик васильков в руках — напоминание о естественности и простоте русской природы.


Фрейлина Орлова-Денисова

Российские императоры моду обожали — мужскую, на униформу. Они тратили часы на придумывание новых фасонов свежесозданным полкам или на изменение обмундирования старых, подбирали цвета и аксессуары. Сами рисовали эскизы костюмов (вот и уроки живописи, которые обязательно давали царским детям, пригодились). А Николай I вторгся с этим опытом и в область женского костюма. Дело в том, что при дворе служило огромное количество фрейлин, одевались они хоть и роскошно, но как попало. И в 1834 году он издал указ об их форменном платье, вдохновившись при его создании русским костюмом. Девушкам был положен головной убор в виде «кокошника» с фатой и распашное платье с длинными рукавами «а-ля бояр». Цвет ткани зависел от иерархии службы: красный полагался фрейлинам великих княгинь, синий — великих княжон, а статс-дамам и камер-фрейлинам — зеленый. Цвет кокошника тоже менялся.

На портрете в типичном форменном платье николаевской эпохи изображена фрейлина Софья Орлова-Денисова. На плече у нее бант с бриллиантовым вензелем «А» — знак ее службы императрице Александре Федоровне. Эта внучка казачьего атамана Орлова и правнучка атамана Денисова позже вышла замуж за генерала Владимира Толстого, получив в свекрови графиню Марью Алексеевну Толстую — прототип той самой «княгини Марьи Алексевны» Грибоедова.


Дитя Волконская

Это форменное платье, прозванное «офранцуженный сарафан», оставалось обязательным при русском императорском дворе до самой революции. В целом оно сохранялось в неизменном виде, хотя силуэт его немного менялся — в зависимости от того, на каком месте было модно носить талию в очередную эпоху. А вот кокошник изменился сильнее: он стал низким и гладким, напоминая уже не настоящий русский убор, а арселе (головной убор в виде металлического каркаса) тюдоровской Англии.

Укороченное форменное платье на этом портрете — дань младым летам модели; для взрослых барышень, конечно, такая длина подола была совершенно неприличной. Некоторым знатным девочкам звание фрейлины жаловали чуть ли не при рождении. Конечно, при дворе дети по-настоящему не служили, хотя костюм и бриллиантовый фрейлинский шифр с удовольствием примеряли. На портрете Брюллова изображены двоюродные сестры Волконские — пятилетняя Елизавета Григорьевна и двухлетняя Софья Дмитриевна. Послужить по-настоящему Елизавете так и не пришлось: она приняла католичество, стала богословом, книгу ее официально запретили в России, а обер-прокурор Победоносцев называл ее самой опасной женщиной в стране.


Императрица Мария Федоровна

Придворный костюм полагался и императрицам, и великим княжнам с княгинями. Менялась только роскошь ткани, отделка и драгоценности.

Супруга Александра III на этом портрете изображена в наряде, отделанном монаршим мехом — горностаем. А кокошник на голове у нее бриллиантовый. Мода на подобные тиары с расходящимися лучами распространилась по Европе именно из России — они так и называются: «the Kokoshnik Tiara».

Драгоценность, в которой изображена на портрете императрица, сгинула в горниле революции. Зато сохранилась точно такая же, принадлежавшая ее сестре, британской королеве Александре. Виндзоры владеют ею до сих пор, причем королева Елизавета II даже замуж в ней выходила.


Княгиня Юсупова

Конец XIX века — время очередного воскрешения интереса к красоте древнерусской культуры. Повсеместно строят здания-теремки в стиле историзма — ГУМ, Исторический музей, Новый Манеж, Спас на Крови… Мода распространяется и на предметы быта и костюма, в том числе благодаря усилиям княгини Тенишевой и ее мастерским в Талашкино. Другая княгиня, Зинаида Юсупова, тоже оказалась не чужда новому поветрию, только не как творец, а как великолепный экспонат.

В своем доме княгиня устраивала костюмированные приемы и любительские спектакли, где блистала в нарядах. Ее портрет в русском костюме, написанный Маковским (специалистом по созданию красивых «исторических полотен» с изображением вымышленных боярынь), покажется еще одной сочиненной картиной, если не знать, что Зинаида действительно была удивительно красива. На ней сарафан, кокошник с плоским дном — ведь теперь актуальна историческая достоверность, а не вольная импровизация на русскую тему, как это было с придворным костюмом. Знание традиций русского костюма пригодится ей в эмиграции, когда ее сын, знаменитый Феликс Юсупов, откроет в Париже дом моды, сделав ставку на экзотические для французов русские мотивы.


Великая княгиня Елизавета Федоровна

Игра в Древнюю Русь могла зайти очень далеко: в 1903 году при императорском дворе был устроен роскошный костюмированный бал, на котором все присутствующие были одеты в костюмы XVII века. Николай II с супругой нарядились в царя Алексея Михайловича и его жену, офицеры лейб-гвардии — в сокольничих, кавалергарды — в стрельцов, министры — в бояр, фрейлины — в боярышень. Роскошь была невероятная, парча, меха, подлинные драгоценности… Разумеется, там была и Зинаида Юсупова — в однорогом кокошнике. А севернорусский кокошник-лунник, расшитый драгоценными камнями, и настоящее распашное платье с длинными рукавами мы видим на фотопортрете великой княгини Елизаветы Федоровны. Фотоальбом, запечатлевший гостей этого бала в Зимнем, ляжет в основу рисунков для популярной карточной колоды «Русский стиль», причем Елизавета Федоровна вдохновит образ трефовой дамы.

Судьба великой княгини будет трагичной: через два года ее супруг погибнет от бомбы террориста, сама она откажется от придворной роскоши и поселится в Марфо-Мариинском монастыре. Большевики сбросят ее вместе с несколькими родственниками и келейницей сестрой Варварой в шахту под Алапаевском. Великая княгиня станет первой из Романовых, канонизированных РПЦ.

Мне нравится42
16
Добавить в закладки
1730
16 комментариев
Зоя
Зоя
4827
2022-06-17 20:55:58
+4

Насмотрелась, налюбовалась на аристократок, на императриц на их наряды! Прокатилась на машине времени в 19 век! Спасибо !!!

Маргарита (Маргарита)
2022-06-18 08:41:40
+1

Зоя, СПАСИБО Вам!!

Наталья (Наталья)
2022-06-18 10:03:55
+2

Какие роскошные наряды! Магия кокошников очень притягательна. Благодарю за такой сказочный экскурс в историю 

Маргарита (Маргарита)
2022-06-18 10:27:31
+1

Наталья, в  читали  мою  Сказку?  Нескромный  вопрос. 

Наталья (Наталья)
2022-06-18 19:40:08
+1

Не читала

Маргарита (Маргарита)
2022-06-18 20:44:53
+1

Ну и ладно.Ничего не потеряли))

Наталья (Наталья)
2022-06-18 20:54:55
+2

 может когда нибудь

елник (Николашина Елена)
2022-06-18 20:51:09
+2

Хочу добавить ещё кокошник нижегородский в Вашу копилку.

Nadegda (НАДЕЖДА)
2022-08-18 19:08:15
+1

Красиво женщины одевались! Никак не сравнить с современной повальной заменой платья на брюки... 

Маргарита (Маргарита)
2022-08-18 21:08:15
+1

Да. Это нарядные  платья. У  простых людей  тоже  праздничная  одежда была.  А  повседневная   более  простая.

Маргарита (Маргарита)
2022-08-18 21:10:53
+2

Особенности женского русского народного костюма

Все элементы женского народного костюма характеризовались такими особенностями, как многослойность, богатство декоративной отделки, простой и слегка расклешенный силуэт. Талия у женщин не подчеркивалась.

Здесь можно найти даже новые вещи за небольшую цену. Те, у кого есть много времени, чтобы найти интересные новые вещи, конкурируют в стиле с теми, кто одевается в бутики. С большим количеством населения России под давлением, чтобы свести концы с концами, магазины вторых рук — это возможность покупать недорогие подержанные вещи. Российский рынок одежды вряд ли может конкурировать с готовыми к употреблению производителями других стран. Кроме того, отечественная продукция находится в ценовом сегменте класса «середина», и поэтому клиенты обычно предпочитают более дешевые товары, произведенные в Китае или Турции, или эксклюзивную одежду западных брендов.

При пошиве национальной одежды использовались яркие жизнерадостные цвета.

На Руси при всем обилии женской одежды выделялось несколько основных комплектов национальных костюмов:

Индивидуальные костюмы и платья больше не популярны, так как цены на ткани высоки, а обслуживание не так дешево. Магазины предлагают широкий выбор по любой цене, и многие женщины больше не шили или вязали для себя или всей семьи на регулярной основе, как раньше, в советские времена.

Золотые украшения специально подошли в России. Женщины любят их и много носят. Золотое кольцо или серьги или цепочка считаются все время хорошим подарком и номером один для дня рождения или другого особого случая от родителей, родственников, друга. Традиционно девочки обычно получают золотой предмет за свой 16-й и 18-й день рождения от членов семьи. Мамы и бабушки хранят свои украшения для взрослых дочерей. Самые изысканные с бриллиантами и другими драгоценными камнями считаются семейными драгоценностями.

  • сарафанный комплект – северно-русский, состоящий из рубахи, и кокошника;
  • поневный комплект – южнорусский, он считается более древним, состоял из рубахи, юбки-поневы и кички.

Часто бывает, когда молодая девушка носит все золото, которое у нее есть. В целом наряды россиян часто содержат большое количество деталей, ярких цветов и привлекательных особенностей.

Nadegda (НАДЕЖДА)
2022-08-20 20:57:07
+1

Маргарита, работая руководителем образовательного учреждения, всегда старалась найти в учебном плане часы для изучения различных направлений русского народного творчества… Внучка пять лет занималась в творческом объединении традиционной русской культуры, много интересного и мы с ней изучили, узнали, своими руками сотворили… Не равнодушны к нашей русской культуре и искусству...

Маргарита (Маргарита)
2022-08-20 21:08:46
+1

Спасибо. Это ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ ТЕМА. Ссылки на  Сказки   по этой Теме.

Наталия ()
2023-06-18 22:24:53
0

Спасибо! Очень интересая статья!