Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

Бархатные пейзажи Японии

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2023-11-08 05:59:30
Рейтинг: 26335
Комментариев: 6011
Топиков: 726
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

Крашение, ткачество, вышивка – традиционные техники японского текстиля, высоко ценившегося не только в Японии, но и за рубежом. В конце XIX века в регионе Киото появилась необычная техника художественного декоративного текстиля, получившая название юсэн биродо – создание живописных картин на основе из стриженного бархата. Такой текстиль, производившийся в основном на экспорт, выпускали компании Нисимуры Содзаэмона (Чисо Ко., Лтд.) и Ииды Синшичи (Takashimaya Co., Ltd.).

«Ныряльщик ама, везущий улов омаров по берегу моря», бархатная панель юсэн биродо, 93х99 см, конец XIX века, из коллекции Халили.

Компания Takashimaya — один из ведущих производителей художественного текстиля в Киото, была основана Синшичи Иидой в 1829 году как магазин одежды и аксессуаров. В 1831 году компания стала называться «Такашимая». В 1867 году магазин сместил фокус своего бизнеса, торгуя западными коврами и другими предметами домашнего обихода. Первоначально товары закупались в представительствах западных предприятий в Йокогаме, порту, открытом для торговли с другими странами. Во второй половине XIX века, когда Япония отказалась от политики самоизоляции, компания занялась продажей японского текстиля на экспорт и составила конкуренцию другому крупному экспортеру текстиля – компании Нисимуры Содзаэмона.

Магазин Takashimaya в Киото, © Исторический музей Такаясима, Осака.

По мере роста экспортного бизнеса компания приступила к собственному производству. В 1877 году Takashimaya нанял вышивальщицу Тацуносукэ Като, и магазин начал производить вышивальные работы под собственной маркой. Химик компании Хиросе Дзисуке разработал технологию использования новых западных химических красителей с загустителем на основе рисовой пасты, которую можно было наносить на основу через трафареты, а затем фиксировать на шелке с помощью обработки паром. Этот процесс позволил добиться живописного эффекта на тканях, которые высоко ценились на Западе. Техника, получившая название «юсэн биродо» — живописные картины на бархатной ткани, включала также ручную стрижку бархата для создания различных текстур и оттенков.

Первые работы в технике юсэн биродо, были представлены компаниями Нисимуры Содзаэмона и Ииды Синшичи на Второй национальной промышленной выставке, проходившей в Токио в 1881 году.

Четыре бархатные панели юсэн биродо для ширмы с изображением медведя, леопардов, тигров и львов, Takashimaya, 1895–1910 гг.

Фото экранных панелей «Четыре диких зверя» из альбома Отдела внешней торговли № 49, 1890-е гг. © Исторический музей Такаясима, Осака.

В Историческом музее Такаясима в Осаке хранится 38 альбомов фирмы с фотографиями произведений, представленных на зарубежных экспозициях или изготовленных на экспорт. Ширма «Четыре диких зверя» из фотоальбома Такашимая под номером 49 отличается по композиции и расположению животных, поскольку каждая работа расписывалась вручную и была уникальна.

«Горный пейзаж с хижиной на берегу озера», бархатная панель юсэн биродо, 61 х 51,4 см, около 1900 г., из коллекции Халили.

«Луна над Венецией» бархатная панель юсэн биродо по дизайну Такеучи Сейхо, 78,5х66 см, Takashimaya, около 1900 г. из коллекции музея Киёмидзу Саннэндзака, Киото.

«Пейзаж с деревьями на берегу на фоне горы Фудзи», бархатная панель юсэн биродо, 52,5 х 47 см, конец XIX века, из коллекции Халили.

«Цветущие деревья на берегу реки», бархатная панель юсэн биродо, 60 х 68 см, конец XIX века, из коллекции Халили.

«Вид на озеро, домики и мост с горой Фудзи на заднем плане», бархатная панель юсэн биродо, 61 х 51 см, около 1900 г., из коллекции Халили.

«Вид на гору Фудзи», бархатная панель юсэн биродо, 168 х 132 см, Takashimaya, около 1900 г., из коллекции Халили.

«Парусник с горой Фудзи на заднем плане», бархатная панель юсэн биродо, 75 х 70 см, около 1900 г.

«Храм Никко», бархатная панель юсэн биродо, 224 х 165 см, около 1890 г., из коллекции Халили.

Эта исключительно большая работа воспроизводит часто использовавшийся в технике юсэн биродо вид на ворота главного святилища Тосёгу, построенные в память о Токугаве Иэясу (1542-1616), основателе сёгуната Токугава. Большой мавзолей сёгуната в Никко, в горах к северу от Токио, был очень популярным местом паломничества туристов с 1870-х годов.

Бархатная панель юсэн биродо с изображением храма Ицукусима с воротами Тории на переднем плане и парой пятнистых оленей, пасущихся во время отлива, 96х83 см, Nishimura Sozaemon, около 1900 г.

Храм Ицукусима на острове Миядзима в префектуре Хиросима является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм был построен над водой в 12 веке так, что во время прилива создавалось впечатление, что он плывет по морю. Во время отлива посетители могут увидеть ворота вблизи. Дикие пятнистые олени считались священными посланниками богов в синтоистской религии, сегодня они находятся под защитой, их все еще можно увидеть возле святыни.

Бархатная панель юсэн биродо с изображением одинокой лодки у подножия горы Фудзи на озере Кавагути, 70х64 см, Nishimura Sozaemon, около 1900 г.

Бархатная панель юсэн биродо с изображением зимнего леса, 70х75 см, Nishimura Sozaemon, около 1900 г.

Бархатная панель юсэн биродо с изображением храма на берегу озера, 75х70 см, Nishimura Sozaemon, около 1900 г.

Бархатная панель юсэн биродо с изображением перепелов на фоне зимнего пейзажа, конец XIX века.

Бархатная панель юсэн биродо с изображением речного пейзажа на фоне горы Фудзи, 52х52 см, около 1900 г.

Бархатная панель юсэн биродо с изображением речного пейзажа в лунном свете, 52х52 см, около 1900 г.

Четырехстворчатая ширма с бархатными панелями юсэн биродо с изображением речного пейзажа, 233х141 см, около 1900 г

Сюжеты для юсен-биродо: традиционные пейзажи, храмы, водопады, виды Фудзи, животные; в основном заимствованы из традиционной японской и китайской живописи. Бархат, отправлявшийся на экспорт, по большей части оформлялся согласно вкусам западного покупателя в виде картин в рамах либо в виде панелей для раскладных ширм. Для внутренней торговли картину создавали в форме традиционного подвесного свитка – какэмоно (какэдзику).

Бархатная подвеска юсэн биродо с изображением летящих гусей между ветвями цветущей вишни, 130х59 см, роспись Киши Кинсуи, до 1891 г.

Бархатная подвеска юсэн биродо с изображением воробьев и бамбука, 130х59 см, роспись Танаки Икка (1864-1924), до 1891 г.

Бархатная подвеска юсэн биродо с изображением уток в пруду под ветвями большого клена с видом на храм Кинкакудзи вдалеке, 130х59 см, роспись Такеучи Сейхо до 1891 г.

Сотрудничество Такеучи Сейхо (1864-1942), с компанией Takashimaya началось в 1889 году, два других художника, представленные в подборке, Танака Икка и Киши Кинсуи, работали там четырьмя годами ранее. Впоследствии Такеучи Сейхо стал выдающимся художником, работавшим в стиле нихонга (неонативисты) двадцатого века.

Большая бархатная подвеска юсэн биродо с изображением тигров среди скалистого пейзажа с ручьем и бамбуком, 232х166 см, конец XIX века.

Бархатная подвеска юсэн биродо с изображением храмовой пагоды среди деревьев, 113х87 см, Nishimura Sozaemon, около 1900 г., из коллекции музея Киёмидзу Саннэндзака, Киото.

Бархатная подвеска юсэн биродо с изображением бодхисаттвы Фугена на белом слоне, 207х141 см, конец XIX века.

Бархатная подвеска юсэн биродо с изображением комплекса святынь и храмов Никко, 156х115 см, конец XIX века.

Мне нравится25
8
Добавить в закладки
902
8 комментариев
Зоя
Зоя
4859
2023-11-08 19:56:08
+3

Какое тонкое мироощущение! Удивительные пейзажы! В живую бархатные картины непередаваемой красоты !  Мне кажется, японцы познали тайну искусства совершенства. И краски не такие яркие, но все такое реалистичное, что не можешь оторваться! После просмотра, у меня возникает мир и покой в душе. Спасибо, Верочка за новые знания, за хорошее настроение, за красоту !  

Primavera (Вера)
2023-11-10 09:33:44
+1

Спасибо, Зоя! Натуральные краски не бывают слишком яркими, только синтетические. Когда-то давно продавались такие яркие бархатные то ли ковры, то ли покрывала, внушавшие мне священный ужас своей безвкусицей)) А  вот этот бархат, безусловно великолепен, вы совершенно правы

И еще: фактура бархата придает некоторую зыбкость изображению, как будто видишь его сквозь мутноватое стекло. Наверное, вживую этот эффект еще заметнее...

Liubascha (Любаша)
2023-11-08 21:47:27
+1

Спасибо, очень интересно

Primavera (Вера)
2023-11-10 09:39:48
0

Спасибо, Любаша! Я вообще люблю японскую и китайскую живопись. Мастера-ремесленники часто использовали живописные сюжеты в своей работе. Эти гобелены — настоящее искусство)

tgkh5501 (Татьяна)
2023-11-09 10:13:13
+2

Как необычно… и красиво… И снова изящество, мастерство, утонченность и чувство меры. Не представляю, как можно работать с таким достаточно сложным материалом, как бархат. Это же не ровная поверхность, но еще и  создавать изображения выстригая какие-то детали на поверхности бархата… Японцы, как всегда, поражают своим мастерством

Primavera (Вера)
2023-11-10 09:46:48
+1

Это совершенно так и есть. Все художественные работы японских мастеров того времени поражают мастерством, тонким вкусом, невероятной тщательностью проработки деталей, совершенством отделки. Фарфор, эмали, бронза, серебро, лак… Просто все не перечислить))

Таня из Москвы (ТАТЬЯНА)
2023-11-10 10:26:19
+1

какая необычная красота! не видела таких нежных картин

Primavera (Вера)
2023-11-11 09:04:05
0

Я тоже) А очень хотелось бы))