Перламутр Дирка ван Рейсвейка
Натюрморт с цветочной вазой, насекомыми и белкой, сланцевая панель в стиле голландского барокко с гравировкой, инкрустацией перламутром, костью и поделочным камнем работы Дирка ван Рейсвейка, высота 23,5 см, около 1660-1670 гг.
Эта перламутровая панель является великолепным примером впечатляющей работы в технике маркетри голландского мастера Дирка ван Рейсвейка (1596-1679), работы которого украшают коллекции величайших музеев мира: Метрополитен в Нью-Йорке, Виктории и Альберта в Лондоне, Рейксмузеума в Амстердаме, Государственного Эрмитажа.
Дирк ван Рейсвейк родился в Клеве в 1596 году, о его ранней жизни известно немного, возможно, он обучался ювелирному делу в своем родном городе. В 1620 году он отправился в Антверпен и работал на ювелира Дениса ван Зеле. В 1626 году он, как известно, переделал кольцо для Изабеллы Брант, жены Питера Пауля Рубенса. В конце 1620-х или начале 1630-х годов он переехал в Амстердам, где создал свои самые известные работы и где прожил всю оставшуюся жизнь. Его работами восхищались все, но, по-видимому, у него не было учеников, и потому эта форма маркетри столь высокого уровня связана только с его именем.
Мозаичная картина «Цветочная гирлянда», инкрустированная перламутром, 77х73 см, Дирк ван Рейсвейк, 1667 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.
Цветочный натюрморт, черное дерево, перламутр, Дирк ван Рейсвейк, высота 38,7 см, около 1660 г., из коллекции музея Метрополитен.
Панно с изображением обезьянки, улитки и фруктов под цветочной гирляндой, инкрустированное перламутром, Дирк ван Рейсвейк, 18х15 см, около 1671 г., из коллекции Rijksmuseum.
Панно с изображением Приама и Фисбы, драма которых схожа с историей Ромео и Джульетты, сланец, инкрустированный перламутром и разными видами мрамора, Дирк ван Рейсвейк, 68х81 см, около 1659 г., из коллекции Rijksmuseum.
Стол со столешницей из сланца, инкрустированный перламутром, Дирк ван Рейсвейк, высота 81 см, около 1650-1660 гг., из коллекции Rijksmuseum.
Эта столешница из черного сланца, называемого лидийским камнем, является вершиной искусства Дирка ван Рейсвейка, который хранил стол в своей мастерской, чтобы показывать посетителям, приходившим в восторг от необычайного натурализма перламутровой инкрустации, сочетавшей раковины разных цветов. Мастер подбирал перламутр разных оттенков для достижения художественного эффекта без использования красителей, используя гравировку в мелких деталях изображения цветов и насекомых, которую затем проявлял путем чернения выгравированного рисунка смесью воска и угля.
Стол Дирка ван Рейсвейка стал своеобразной городской достопримечательностью, которой голландский поэт Йоост ван ден Вондел посвятил стихотворение «Банкетному столу богов из лидийского камня», начало которого звучит примерно так: «Отныне не нужно ехать в Китай, пересекать столько морей, чтобы поговорить с китайцами в великолепных дворцах Пекина; не нужно искать двор солнца, построенный Вулканом, поскольку он сияет из книг Овидия небесным золотом; искусство, никогда не понятое китайцами, никогда не изобретенное Вулканом, можно найти во всем великолепии в доме Ван Рейсвейка неподалеку».
Панель из лидийского камня, инкрустированная перламутром и мрамором, Дирк ван Рейсвейк, высота 23 см, 1671 г., из коллекции Rijksmuseum.
Эта каллиграфическая композиция составлена из букв имени Николя Вербурха, высокопоставленного чиновника Голландской Ост-Индской компании. Именно эта компания, имевшая эксклюзивное право торговли с Китаем, поставляла в Европу подавляющее большинство экзотических раковин и изделий с перламутром из восточных стран через Амстердам. Техника маркетри Дирка ван Рейсвейка схожа с итальянской техникой флорентийской мозаики. Но в отличие от итальянских мастеров ван Рейсвейк редко применял для инкрустации поделочные камни, используя перламутр разных оттенков и, изредка, некоторые виды мрамора или яшмы для выделения акцентов. Перламутр, ввозимый Ост-Индской компанией, был гораздо более доступным для его работ материалом.
Панно с изображением вазы с цветами, обезьяны и улитки, инкрустированное перламутром и мрамором, Дирк ван Рейсвейк, высота 17,6 см, 1667 г., из коллекции Rijksmuseum.
Ко всему сказанному хочется добавить еще одну особенность работ Дирка ван Рейсвейка – сходство его цветочных композиций с работами художников «золотого века» голландской живописи. Лично у меня его работы вызывают в памяти картины Амброзиуса Босхарта Старшего (1573–1621), признанного одним из первых художников, создавших цветочный натюрморт (bloemsstilleven) как самостоятельный жанр.
«Букет цветов в стеклянной вазе», Амброзиус Босхарт Старший, 1612 г., Bijbels Museum, Амстердам.
«Цветы в вазе», Амброзиус Босхарт Старший, 1609 г., KHM, Вена.
Цветочный натюрморт, дуб, инкрустированный перламутром и брекчией, Дирк ван Рейсвейк, 87х62,5 см, 1654 г., из коллекции музея Grünes Gewölbe, Дрезден.
Цветочный натюрморт, мрамор, инкрустированный перламутром и брекчией, Дирк ван Рейсвейк, высота 16 см, 1662 г., из коллекции музея Метрополитен.
Панно с изображением вазы с цветами, бабочками и жуком, инкрустированное перламутром и мрамором, Дирк ван Рейсвейк, высота 24 см, вторая половина XVII века.
Панно с изображением цветочной вазы и попугая, инкрустированное перламутром и мрамором, Дирк ван Рейсвейк, высота 17,5 см, около 1673 г.
Панно с изображением цветочного венка и попугая, инкрустированное перламутром, Дирк ван Рейсвейк, высота 27 см, около 1660 г.
Панно с попугаем и атрибутами vanitas, инкрустированное перламутром, лазуритом и кораллом, Дирк ван Рейсвейк, 61х90 см, около 1660 г.
Тема роскошного цветочного букета, в котором соединяются разные виды цветов на различных стадиях цветения: от бутонов до увядающих поникших цветов; несет в себе скрытый смысл о быстротечности жизни и всего сущего (memento mori), также известна как мотив vanitas. Тема мимолетности земной жизни и красоты часто подчеркивалась изображением черепа, как в этом натюрморте.
Панно с изображением цветочной вазы и обезьяны, инкрустированное перламутром и мрамором, Дирк ван Рейсвейк, высота 17,6 см, 1667 г., из коллекции Rijksmuseum.
Панно с изображением цветочной гирлянды над столом с вазой и белкой, инкрустированное перламутром, цветной костью и мрамором, Дирк ван Рейсвейк, 24х21 см, около 1670 г.
400 лет назад… а какие уникальные работы! Сделанные в ручную. Удивительно огромное разнообразие оттенков перламутра. Даже не верится что это может сделать человек своими руками с помощью простых инструментов, настолько всё идеально. Как уникальны и хороши и изящны натюрморты художником того времени, так же хороши и доски прекрасного художника Дирка ван Рейсвейка
В самом деле, удивительные раритеты) Иногда встречаются просто поразительные работы мастеров-одиночек, творчество которых стоит особняком. И от того они еще более невероятны) Примерно так же было и с Жюльеном-Николя Риваром
www.passionforum.ru/posts/151764-zhyulen-nikolja-rivar.html
Спасибо, Вера! Как всё сошлось -и тема «моментально в море» )) как-то не отпускает на этих новогодних каникулах, и потрясающие голландские натюрморты как роскошный десерт. А уж изысканные и роскошные маркетри Дирка ван Рейсверка )) объёмно светящиеся цветочное пиршество и точнейшая каллиграфическая композиция наводят на мысль, что конец света — это картинки ИИ.И всё это великолепие сработано при свечах. Сумбурно высказалась, но вектор мысли понятен.
Спасибо, Мелена! Ох, как же не хочется «моментально в море», но придется… И оптимизм сохранять становится все труднее, и вектор понятен...
Пять копеек к оптимизму))- моей соседке (я по этому адресу сейчас редко бываю) 86 лет, математик (сын, внучка тоже) — живые ясные глаза и искромётный ум. сейчас увлеклась ботанической иллюстрацией акварелью ))) потому что все запасы тканей уже перешила )). С родными общается по скайпу — по работе все разъехались прям очень далеко. Быт налажен, доставки, приходит помощница для уборки. Про финиш говорит безапелляционно — Ленка, даже не переживай — у Геры (тоже сосед, поколениями в доме живём) есть ключ, откроет. А пока каждый день — подарок)).
Оптимизм и правильное отношение к жизни! Иду примерно в том же направлении, только живопись маслом, а не акварель)
Можно ли стать великой в 72 года? | Кирилл Вишнепольский | Дзен
Вы, наверняка, историю и работы Мэри Гранвил Делейни встречали, но ещё 5 копеек в копилку оптимизма же не перебор ?
О Мэри Гранвил Делейни не слышала, Но посмотрела с интересом) Спасибо за ссылку
Как же это красиво! Великолепные цветочные нотюрморты! Какая тема актуальная о быстротечности времени! Мне всегда бывает грустно после новогодних праздников. Очень люблю перламутр, раньше были шкатулочки, украшенные перламутром! А то, что Вы показали работы Дирка ван Рейсверка, это ДОСТОЯНИЕ! Спасибо, Верочка за искусство !!!
Спасибо, Зоя! Перламутр люблю еще со времен детства, когда собирала ракушки и любовалась этими чудесными переливами на створках. Потом покупала украшения и шкатулки с перламутром — просто не могла удержаться) И творчество этого мастера для меня как подарок)
Спасибо за такой интересный и красивый материал. Сегодня, к сожалению, людям часто не хватает терпения на такую кропотливую работу. Недавно были с дочерью на выставке, а там колье, вырезанное из цельного куска кости со множеством тоненьких цепочек без единого соединения. Работа настолько тонкая, что сначала подумали — голограмма. Смотрим в описание: «Кость, резьба», и всё. У нас теперь это любимая присказка, когда видим что-то шедевральное.
Спасибо, Инесса! Эта техника уникальна и очень трудоемка. Хотя и в наше время перламутр не теряет своей популярности, но в основном, в отделке небольших предметов в лаковой технике, и, конечно, в украшениях.
Понимаю ваше восхищение мастерством косторезов) Цепочки из кости или камня — это самая впечатляющая демонстрация виртуозного мастерства резчика.
лет этак 10 назад будучи в Турции купила вот это яйцо для приятельницы в ее коллекцию… А вернувшись из отпуска, поняла: не могу отдать. Моё. Это яйцо легкое из перламутра раковин.
Красота!