Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье
Вступить в группу в Телеграм

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2025-06-08 21:02:30
Рейтинг: 29299
Комментариев: 6533
Топиков: 820
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Фарфоровая ваза, украшенная в технике тотай-шиппо, Такеучи Чубэй, конец XIX века.

Тотай-шиппо – это общее японское название редкой разновидности перегородчатой эмали по фарфоровым изделиям. Для перегородчатой эмали с серебряной проволокой на фарфоре используют отдельный термин дзики-шиппо. Самым известным мастером, работавшим в этой сложной технике, был Такеучи Чубэй (1852-1922) из Нагои (префектура Аичи). Его работы выставлялись и получили награды на международных и японских национальных промышленных выставках.

Мастерская Такеучи Чубэя работала в Нагое в конце XIX века. Большая часть продукции мастерской закупалась экспортной компанией «Shippo Gaisha» для отправки в Европу и Америку.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Пара фарфоровых ваз, украшенных перегородчатой эмалью, с изображением драконов, парящих над волнами, высота 25 см, Такеучи Чубэй, около 1880 г.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Фрагмент декора вазы.

На фото видны подробности техники тотай-шиппо: рисунок создавался при помощи тонкой металлической проволоки, которая крепилась на фарфоровую заготовку, образуя непрерывный узор в виде ячеек, которые затем заполнялись глазурью разного цвета.

Иногда таким способом оформлялась не вся, а только часть поверхности изделия. Вся сложность в том, чтобы подобрать такое сочетание металла, керамики и глазури, чтобы их коэффициенты температурного расширения совпадали. А это очень трудная задача. Некоторые исследователи полагают, что Такеучи Чубэй был буквально единственным мастером, который смог в совершенстве освоить этот чрезвычайно сложный процесс. Возможно, сложностью подбора компонентов объясняется и ограниченная палитра цветов, используемых в тотай-шиппо.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Редкая большая фарфоровая ваза, украшенная перегородчатой эмалью, высота 58 см, Такеучи Чубэй, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Пара фарфоровых ваз, украшенных перегородчатой эмалью, Такеучи Чубэй, высота 30,5 см, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Пара фарфоровых ваз с крышками, украшенных перегородчатой эмалью, Такеучи Чубэй, высота 27 см, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Фарфоровая ваза с воронами среди стеблей бамбука, украшенная перегородчатой эмалью работы Такеучи Чубэя, высота 26 см, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Фарфоровая ваза, украшенная перегородчатой эмалью, работы Такеучи Чубэя для компании «Shippo Gaisha», высота 38,5 см, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Пара фарфоровых ваз, украшенных перегородчатой эмалью, работы Такеучи Чубэя для компании «Shippo Gaisha», высота 37 см, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Пара шестигранных фарфоровых ваз, украшенных перегородчатой эмалью, работы Такеучи Чубэя для компании «Shippo Gaisha», высота 24,5 см, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Фарфоровое блюдо с перегородчатой эмалью работы Такеучи Чубэя, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Фарфоровая ваза «Тысяча журавлей» с ручками в виде львиных масок, высота 19,4 см, Такеучи Чубэй, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Ваза украшена позолотой, имитирующей инкрустацию золотом по металлу.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Пара фарфоровых ваз, украшенных перегородчатой эмалью, работы Такеучи Чубэя для компании «Shippo Gaisha», высота 35,7 см, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Фарфоровая чайница, украшенная перегородчатой эмалью, работы Такеучи Чубэя для компании «Shippo Gaisha», высота 11,5 см, конец XIX века, из коллекции Художественной галереи Нового Южного Уэльса.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Парные фарфоровые вазы с изображением конных воинов, украшенные перегородчатой эмалью, работы Такеучи Чубэя для компании «Shippo Gaisha», высота 45 см, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Парные фарфоровые вазы с изображением конных воинов (сторона 2).

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Пара фарфоровых ваз с крышками, украшенных перегородчатой эмалью, Такеучи Чубэй, высота 26 см, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Пара фарфоровых ваз, украшенных перегородчатой эмалью, работы Такеучи Чубэя для компании «Shippo Gaisha», высота 36 см, конец XIX века.

Такеучи Чубэй известен не только своими работами тотай-шиппо, он разработал уникальную глазурь, продававшуюся под торговой маркой «Корален», которую еще называют «ишимэ-яки» или «акульей кожей». Он получил на нее патент в 1882 году. Это характерная матовая глазурь с текстурированной поверхностью, напоминающей шероховатость кожи акулы на ощупь. Шероховатая поверхность создавалась путем окрашивания керамики и последующего посыпания ее порошком специальных прозрачных флюсов, которые плавятся на медленном огне. Из-за своей стоимости такой фарфор создавался только в течение короткого времени в конце XIX – начале ХХ века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Текстура глазури на вазе «ишимэ-яки» работы Такеучи Чубэя.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Пара фарфоровых ваз, украшенных эмалью «акулья кожа», Такеучи Чубэй, высота 30 см, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Фарфоровая ваза с изображением журавлей, украшенная эмалью «акулья кожа», Такеучи Чубэй, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Фарфоровая ваза с изображением вьюнка и кузнечика, украшенная эмалью «акулья кожа», высота 18 см, Такеучи Чубэй, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Фарфоровая ваза «Белка и виноград», украшенная эмалью «акулья кожа», высота 24,5 см, Такеучи Чубэй, конец XIX века.

Сочетание белок и винограда является популярным визуальным ребусом как в китайском, так и в японском искусстве, и его значение можно метафорически перевести как пожелание «изобилия в удаче и потомстве».

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Фарфоровая ваза с изображением пиона, украшенная эмалью «акулья кожа», высота 25,5 см, Такеучи Чубэй, конец XIX века.

​Такеучи Чубэй: тотай-шиппо и «акулья кожа»

Фарфоровая ваза, украшенная эмалью «акулья кожа», высота 31 см, Такеучи Чубэй, конец XIX века.

Мне нравится13
5
Добавить в закладки
369
5 комментариев
Melena
Melena
3549
2025-06-09 15:00:55
+2

Спасибо, Вера! Всё дивно прекрасно, а работы с эмалью «акулья кожа» сшибли наповал — мало того, что визуальное пиршество, так ещё и тактильный квест!)))

Primavera (Вера)
2025-06-10 09:00:03
+1

Спасибо, Мелена! Пожалуй, я слишком «загрузилась» японской темой) Нужно сделать перерыв, чтобы освежить восприятие)

Melena
Melena
3549
2025-06-10 09:18:11
0

Настоящее погружение в японскую тему требует определённой пустоты вокруг предмета изучения — пустоты и отстранённости в мыслях и в проживаемом времени )). 

ol.cher662511835@yandex.ru (Ольга)
2025-06-09 17:31:02
+2

Спасибо! красота и мастерство!

Primavera (Вера)
2025-06-10 09:07:16
+1

Спасибо, Ольга!  Даже не представляю, какое мастерство нужно наработать, чтобы творить в такой рискованной технике. В одном из источников говорится, что температура охлаждения изделий опускалась очень медленно, чтобы изделия не растрескались. И это все на глазок, без каких-либо приборов. Из-за расхода топлива  производство было дорогостоящим, а потому выпускали такую продукцию всего несколько лет.