Вышивка крючком
Существует масса техник вышивки в мире, в основе которых лежит известный нам с вами тамбурный шов.
А началом ему была традиционная индийская вышивка ААРИ – Aari technique (long needle). Изысканность вышивки обусловлена непосредственно применяемым инструментом – это длинный тонкий крючок с металлической или деревянной также тонкой рукояткой. Удобство применения крючка заключается в удобстве создания намеченного узора. За один стежок выкладывается несколько бусин одновременно. Вышивание ведется с лицевой стороны ткани. При определенной сноровке процесс превращается в завораживающее зрелище, что видно на предлагаемом видео. В вышивке заняты обе руки. Одна поверх ткани нанизывает бусины на крючок и формирует ими цепочку тамбурных стежков. Вторая рука снизу ткани ведет и накидывает на пробивной крючок рабочую нить.
Для данной техники в качестве основы применимы самые разнообразные ткани. И тонкие – шелк, муслин, батист, и более грубые – атлас, бархат, лен. Вышивка бисером на прозрачных тонких тканях или сетках смотрится особенно изысканно и выглядит как дорогое кружевное полотно.
Индийский крючок – это тонкий и длинный крючок для вышивки бисером и пайетками.
Самая привлекательная особенность тамбурной вышивки - это возможность использования в работе большого количества декоративных элементов. Это может быть бисер и стеклярус, стразы и бусины, даже ракушки. Их можно смешивать, нанизывая на крючок, согласно задуманному рисунку.
На сегодняшний день в просторах интернета бисерная вышивка пользуется все большим интересом. Но вместе с тем проглядывается некоторая путаница понятий, инструментов и техник. И это не удивительно, но давайте попробуем разобраться вместе.
Есть и еще несколько техник, в основе которых – все тот же тамбурный стежок. Это и “чинкари” – однотонная линейная вышивка, и вышивка с использованием зеркал – “шиша” (в переводе с языка хинди, небольшое стекло). Особенно богато и эффектно смотрятся вышивка золотыми нитями и бисером. Вышивка золотыми нитями родилась в Перссии и получила свое дальнейшее развитие в Индии. Называется такая вышивка Зардози – в переводе с Персидского “Zar” означает “золото”, “dozi” – “вышивка”.
Вышивка выполняется иглами и крючком. В качестве материала используются золотые и серебряные нити, канитель, драгоценные и полудрагоценные камни. Используемая ткань – шелк, бархат, атлас и парча. Основная работа выполняется вышивальными иглами, а для заполнения большого пространства используется индийский тонкий крючок.
В конце 18 века португальцы привезли технику аари на запад.
Она быстро прижилась у местных мастеров. И вскоре получила свое (известное и сегодня) название тамбурной вышивки. «Тамбур» в переводе с французского означает «барабан» (по аналогии с тканью, которая натягивалась для удобства работы, как барабан).
В России народная вышивка тамбуром известна в Башкирии, Татарстане. Сохранилось немало русских названий этой техники: «в петлю», «петелькой», «в цепочку», «цепочкой», «косичкой», «в плетешок», «тропкой», «мышиная тропка».Она встречается в шитье XVII века, нередко её можно увидеть на вышитых предметах одежды XVIII века. Видоизменилось не только название, изменился и сам инструмент. В 1810 году в искусстве вышивки появился новый инструмент – люневильский крючок. Он получил свое название от наименования города Люневиль, в котором был изобретен. В 1865 году Луи Ферри-Боннешо догадался нанизывать бисер для вышивки не на крючок, а на нить и запатентовал свое изобретение. Эта техника ускоряла процесс вышивки в 4 раза. Позже немцы путем промышленного шпионажа вывезли эту технику в Германию.
Результат процесса вышивки люневильским крючком практически идентичен вышивке индийским крючком. Основное отличие в конструкции самого инструмента и в технологии процесса выполнения стежков. Люневильский крючок представляет собой деревянную рукоятку со сменными иглами-крючками разной толщины и длины. Рукоятка имеет крепежный винт, который одновременно является и своего рода направляющей. Иглы же имеют еще и несколько вариаций конструкции.
Вышивка бисером и пайетками люневильским крючком ведется с изнаночной стороны ткани. И в этом как раз есть некоторая сложность для начинающих. Но огромным плюсом такой техники является непрерывность процесса. Ведь бисер или пайетки предварительно нанизаны на нить. Эту нить мастер выкладывает по рисунку, а крючком с изнанки только фиксирует ее тамбурным стежком. Если вам необходимо сделать исправление или случайно дернули за нить, пайетки и бисер останутся на нити. При использовании техники аари необходимо быть осторожной, чтобы не рассыпать материалы.
Во Франции с 1924 года существует знаменитая на весь мир школа господина Лесажа. Привлекательна и ценна она охватом изучаемых техник. Здесь будущим мастерам для изучения на выбор предлагается весь спектр всевозможных техник вышивки известных с древнейших времен.
Spasibo za otvet!
Spasibo