Серебро «Ozeki»
Эта исключительная пара японских ваз «Змея» из серебра с инкрустацией цветными металлами и сплавами эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) созданная уважаемой компанией «Ozeki» из Йокогамы – настоящий образец японского мастерства металлообработки.
Элегантная форма этих ваз с тюльпанообразным горлышком изготовлена из цельного серебра с темно-синей патиной (шибуичи) в нижней части. (Шибуичи — это сплав серебра и меди, который используют для получения серой или синей патины).
Тонкое горлышко в форме бутона с золотым бантом снизу украшено изысканными полихромными цветочными мотивами в технике перегородчатой эмали, а змеи, выполненные с поразительной детализацией, закреплены свободно без использования пайки. Особенная тщательность исполнения ваз наводит на мысль, что они были сделаны по специальному заказу.
Рельефные классические цветочные композиции на корпусе ваз с пионами, глициниями и хризантемами выполнены из золота, серебра, меди и сплавов.
Компания «Ozeki», принадлежавшая Озеки Сададзиро и его отцу Озеки Яхэю, специализировалась на производстве и экспорте высококачественных произведений японского искусства в эпоху Мэйдзи (1868-1912).
История компании началась с открытия магазина «Мусасия» в Йокогаме в конце 1850-х годов, а к 1870-м годам компания «Ozeki» приняла участие в первой Национальной промышленной выставке. Именно под этим брендом компания начала принимать участие в международных выставках в Европе и Северной Америке. Компания стала одним из крупнейших экспортеров изделий высочайшего качества из серебра и других металлов, заказывая работы у лучших мастеров своего времени: Унно Моритоши, Ямада Мотонобу, Канэясу Масатоши, Икеда Минкоку – все они появлялись на выставках под торговой маркой «Ozeki». Далеко не всегда эти работы имеют подпись мастера, только клеймо фирмы. Такова была обычная тогдашняя практика больших компаний по продвижению собственного бренда.
К 1880-м годам компания значительно расширилась и начала производство изысканных изделий с эмалями, предметов интерьера из бронзы, керамики и лака. Считается, что компания оставалась в бизнесе до 1926 года.
Ваза из сплава сякудо с изображением пяти голубей в технике инкрустации, с ажурным горлышком из серебра, высота 28,5 см, мастер Ямада Мотонобу (1847-1897), фирма «Ozeki», конец XIX века.
Ямада Мотонобу, один из лучших мастеров по металлу конца XIX века, происходил из семьи мастеров, служивших оружейниками клана Токугава, правившего владениями Мито в 70 милях к северо-востоку от Эдо (Токио). Он начал обучаться работе с металлом в возрасте 13 лет, а в 1877 году был зарегистрирован как работник императорского двора. После запрета на ношение мечей в 1876 году экспортные компании, в том числе «Ozeki», предоставили возможность таким мастерам как Мотонобу применить их непревзойденное мастерство для изготовления предметов искусства, ориентированных на зарубежный рынок.
Пара японских ваз из серебра с инкрустацией цветными металлами и сплавами, высота 23 см, мастер Ямада Мотонобу, фирма «Ozeki», конец XIX века.
Каждая из этих ваз привычной для европейцев формы украшена традиционными для японской живописи изображениями хризантем в технике инкрустации золотом, серебром, медью и их сплавами. Горлышко и основание каждой вазы выполнены их сплава сякудо, придающего изделию глубокий черный цвет.
Пара ваз из серебра с инкрустацией цветными металлами и сплавами, высота 23,5 см, мастер Ямада Мотонобу, вероятно, для фирмы «Ozeki», конец XIX века.
Ваза из серебра и шибуичи с эмалями, инкрустированная цветными металлами и сплавами, с изображением художника и его помощника, удивленных появлением персонажей с его картины, высота 25,8 см, мастер Хагиа Кацухира (1804-1886), фирма «Ozeki», конец XIX века.
Известный мастер первой половины XIX века Хагиа Кацухира (1804-1886) родился как Теракадо Ясукэ в Мито, историческом центре оружейного производства. В зрелом возрасте он взял свое имя от комбинации имен своих учителей и впоследствии стал одним из самых выдающихся художников и преподавателей школы Мито. Среди его учеников были такие прославленные мастера как Унно Сёмин (1844-1915) и Кано Нацуо (1828-1898). Хагия умер в 1886 году в возрасте 83 лет. Примечательно, что его сын Судзуки Кацухиро I умер месяцем ранее, в возрасте всего 48 лет.
Поднос из серебра и шибуичи с изображением кур и петухов работы Судзуки Кацухиро I (1827-1886), инкрустированный цветными металлами и эмалями, длина 20 см, фирма «Ozeki», конец XIX века.
Судзуки Кацухиро был одним из двух сыновей Хагиа Кацухиро. Он совершенствовал мастерство и достиг статуса главного мастера в семье Судзуки. Таким образом, он принял фамилию Судзуки – еще один непривычный для нас японский обычай.
Серебряная шкатулка, ширина 10,3 см, мастер Унно Моритоши (1834-1896), вероятно, фирма «Ozeki», конец XIX века.
На крышке шкатулки изображена сцена, в которой молодой священник Ютен молится, а Фудо Мёо, объятый пламенем, предстает перед ним, готовый пронзить его мечом. Этот сюжет нуждается в пояснениях, поскольку «это не то, о чем вы подумали».
Несмотря на грозный вид, Фудо Мёо считается добрым божеством, богом огня, защитником и помощником в достижении цели. Традиционно изображаемый в языках пламени, Фудо Мёо символизирует стойкость. История послушника Ютена гласит, что он был бездарным учеником. Он потратил бесчисленное количество часов на изучение сутр, он так и не смог овладеть ими. Учителя Ютена разочаровались в нем, и он начал падать духом. В отчаянии Ютен обратился к Фудо Мёо, и в ту же ночь ему приснилось, что он проглотил его меч. Когда он проснулся на следующее утро, он кашлял кровью, а вместе с ней уходила и его глупость. С того дня он превратился в умного и одаренного студента, которого стали считать мудрейшим человеком на земле.
Серебряная шкатулка (боковая сторона 1).
Эта необычная шкатулка – настоящая энциклопедия японского искусства металлообработки. В ее декоре представлены все основные приемы обработки и инкрустации серебра цветными металлами и сплавами в виртуозном исполнении: ироэ такадзоган (объемная инкрустация), такабори (высокая резьба, высокий рельеф), нуномезоган (текстильная инкрустация), хиразоган (плоская аппликация), катакири-бори (наклонная гравировка, имитация рисунка кистью), дополнительные вставки в виде драконов, фениксов и шиши из серебра в виде рельефных углублений в крышке.
Унно Моритоши был одним из художников, работавших по заказу семьи Озеки. Хотя на этой коробке нет печати компании «Ozeki», мастерство исполнения и высокое качество используемых материалов свидетельствуют о поддержке богатого мецената.
Боковые стороны шкатулки выполнены в виде непрерывных "текстильных полос", инкрустированных золотом, серебром, медью, сякудо и шибуичи (боковая сторона 2).
Боковая сторона 3. Традиционные японские текстильные мотивы на боковинах: цветы, драконы, ржанки на волнах, ромбы, кролики, осенние травы, китайские мальчики, занимающиеся наукой, пионы, веера и кленовые листья…
Боковая сторона 4.
Великолепная серебряная ваза, инкрустированная золотом и украшенная перегородчатой эмалью, высота 24 см, мастер Когёкусаи Кацухиса (работал около 1890-1910), фирма «Ozeki», конец XIX – начало ХХ века.
Ваза из серебра и шибуичи с эмалями, инкрустированная цветными металлами и сплавами, с изображением птицы на цветущих ветвях, высота 24,3 см, мастер Когёкусаи Кацухиса, фирма «Ozeki», конец XIX века.
Изумительная ваза из серебра с изображением маков и птиц, инкрустированная цветными металлами и сплавами, горловина отделана сплавом сякудо иссиня-черного цвета, высота 18 см, мастер Когёкусаи Кацухиса, фирма «Ozeki», конец XIX века.
Детали отделки: мак, бабочка – выглядят очень выразительно на матовом сатиновом фоне серебряной вазы.
Необычная серебряная ваза, украшенная четырьмя панелями сякудо с изображением цветов и птиц, панели заключены в ажурные серебряные орнаменты из листьев и цветов глицинии, высота 41 см, фирма «Ozeki», конец XIX века.
Ваза уникальна тем, что каждая панель сякудо создана и подписана одним из четырех известных мастеров своего времени: Акитацу, Томогаса, Масакацу и Масатоши.
Серебряная ваза, инкрустированная цветными металлами и сплавами, с изображением карпов кои на фоне шибуичи, высота 24 см, мастер Оносава Сигэнобу, фирма «Ozeki», конец XIX века.
Ваза из серебра и шибуичи, инкрустированная цветными металлами и сплавами, с изображением плотников, строящих большую скульптуру Энма-дайо (Великого короля Энмы), высота 24,3 см, мастер Тото Угуисудани с печатью Ито Масами, фирма «Ozeki», конец XIX века.
Маленькая курильница из серебра с эмалями, украшенная изображением воробьев среди бамбуковых листьев, высота 9,5 см, фирма «Ozeki», конец XIX века.
Пара необычных ваз из серебряной филиграни с перегородчатой эмалью, высота 15 см, фирма «Ozeki», конец XIX века.
Четырехгранная серебряная ваза с крышкой, украшенная перегородчатой эмалью, высота 13,5 см, фирма «Ozeki», конец XIX века.
Чайный сервиз из серебра с позолотой и перегородчатой эмалью, вероятно, изготовленный для фирмы «Ozeki», около 1900 г.
Сахарница и щипцы (вид сверху).
Высококачественную эмаль этого сервиза эксперты считают работой Хирацуки Мохэя, который был зарегистрирован как сотрудник компании «Ozeki» на первой Национальной промышленной выставке в 1877 году.
Серебряная курильница (коро), украшенная перегородчатой эмалью, высота 10,2 см, фирма «Ozeki», около 1900 г.
Два серебряных дракона украшают курильницу: один поддерживает ее снизу, другой венчает крышку коро.
Пара ваз из серебра и шибуичи с имитацией тающего снега и изображением цветов, высота 20 см, ваза слева работы Хасимото Исси II (работал в 1871-1903 гг.), ваза справа работы Мицутоси, фирма «Ozeki», конец XIX века.
Окимоно (настольное украшение) в виде двух серебряных журавлей над морем, высота 46 см, мастер Кихаро Хосю, фирма «Ozeki», конец XIX века.
Величественная пара маньчжурских журавлей из серебра с контрастными хвостовыми перьями сякудо установлена на скалистом выступе из зеленой патинированной бронзы над бурными волнами из чистого серебра.
Скульптура дополнена двумя отдельными фигурками миногаме (мифологические персонажи в виде черепах со шлейфом из водорослей).
Окимоно «Хризантема» из серебра, отмеченное клеймом «Мусасия» (Ozeki), конец XIX века.
Сададзиро Озеки стремился расширять сотрудничество с европейскими фирмами, такими как «Liberty of London». И это сотрудничество получило мощный импульс после того, как Артур Ласенби, основатель «Liberty», посетил Йокогаму в 1889 году. Интерес «Liberty» к японскому декоративному искусству вдохновил Сададзиро на создание произведений, которые соответствовали бы новейшим эстетическим предпочтениям европейцев.
Большая серебряная чаша с изображением ирисов, отмеченная клеймом «Мусасия» (Ozeki), диаметр 31,7 см, около 1900 г.
Серебряный кофейник с изображением ирисов, высота 24,5 см, «Мусасия» (Ozeki), около 1900 г.
todas as peças são maravilhosas.
obrigada.