Советским лётчикам ВОВ

Добрый день!

Хочу рассказать историю. На вершине г. Собер-Баш есть памятники погибшим лётчикам. Я вам расскажу сейчас только про один памятник.

В декабре 2009 года поисковиками было обнаружено место падения еще одного
самолета Б-20. На этот раз обломки были найдены на горе Собер-Баш Северского
района Краснодарского края. Направление падения самолета при столкновении с
землей указывает на то, что он возвращался с выполнения боевого задания из
района Темрюк на аэродром базирования Адлер. В тоже время на месте падения
обнаружены авиационные бомбы, находившиеся на борту Бостона. По какой причине
самолет возвращался на базу не сбросив бомбовый запас, пока оставалось
загадкой. Самолеты класса Б-20 начали поступать на вооружение ВВС Черноморской
группы войск в октябре 1942 года. В апреле 1943 года наши бомбардировочные
дивизии были передислоцированы из Адлера на аэродромы базирования Майкоп и
Кореновск, после чего гора Собер-Баш осталась в стороне от маршрутов полета
Бостонов. Таким образом, можно предположить, что найденный нами самолет был
потерян не позднее марта 1943 года. Среди обломков самолета удалось обнаружить
останки членов экипажа и фрагменты одного из двигателей с выбитым на них
номером 41-2761№1. Анализ архивной информации о номерах моторов WrightCycloneR-2600, устанавливаемых на самолетах Б-20 показывает,
что нумерация 41-27… характерна для данного типа двигателей, но при этом после
двухзначного числа, обозначающего год выпуска двигателя, должен быть указан
пятизначный номер самого мотора. Однако в нашем случае, мы имеем только четыре
цифры номера и обозначение № 1, которое, скорее всего, указывает на номер
цилиндра двигателя. Можно предположить, что обозначение № 1 является
продолжением заводского номера мотора, который в этом случае будет выглядеть
следующим образом № 41-27611, но это лишь одна из рабочих версий, наряду с
другими. Так, в качестве другой рабочей версии рассматривался вариант
дублирования на цилиндрах двигателя заводского номера самолета № 41-2761,
поскольку достоверно известно, что самолет с таким номером был поставлен в СССР
по Ленд-Лизу. Еще одно предположение возникло в ходе изучения архивных
материалов 219 БАД, согласно которых в состав дивизии входил Бостон с номером
одного из моторов 41-2737, при этом в документах 4 воздушной армии, этот же
мотор был учтен за номером 41-27370. Возможно в случае, если последняя цифра
номера мотора была «0», то в учете ВВС США, она просто не указывалась, а
технические службы ВВС РККА вели учет номеров моторов на свое усмотрение,
указывая в одних документах номера на «американский» манер, а в других
указывали полный, пятизначный номер двигателя. В любом случае в истории этого
Бостона пока было больше вопросов, чем ответов.

В ходе очередного выезда на Собер-Баш, мы обратили внимание на скромный
обелиск, установленный в самом дальнем краю огромной поляны, занимающей всю
вершину горы. Выцветшими от солнца и вымытыми дождями буквами на гранитной
плите была высечена надпись: «Советским летчикам, погибшим в феврале 1943
года». Самолеты типа Бостон стояли на вооружении 132 и 219 бомбардировочных
дивизий. В феврале 1943 года 219 дивизия не потеряла ни одного Б-20, 132
дивизия за этот период недосчиталась трех Бостонов: экипаж старшего сержанта
Кузнецова потерпел катастрофу при взлете с аэродрома Адлер 22.02.43 г., экипаж
старшины Мекерова был сбит огнем зенитной артиллерии Красной Армии над
населенным пунктом Джубга 03.02.43 г. (экипаж спасся на парашютах), экипаж
старшего сержанта Исатова не вернулся с боевого задания по разведке войск
противника 10 февраля 1943 года.


Дополнение к Оперативной сводке № 83 штаба 132 БАД от 10.02.43 г.:

«63 БАП одним Б-3 экипаж в составе командира звена старшего сержанта Исатова,
штурмана звена старшего сержанта Смоляр, стрелка-радиста сержанта Исханова,
воздушного стрелка младшего сержанта Волостных в 07.10 вылетел на разведку
аэродромов противника Славянская, Крымская с задания не возвратился».

И снова, как нельзя более кстати, пришлись воспоминания Геннадия Анатольевича
Пащевского. В своей книге он описал обстоятельства гибели экипажа Исатова,
который был сбит противником в районе Славянская. Штурман экипажа Смоляр Андрей
Яковлевич выбросился на парашюте и попал в плен. В 1945 году был освобожден, и
после войны проживал в селе Медвин Киевской области Украины.

Таким образом, ни один из экипажей Б-20, стоявших на вооружении 4 и 5 воздушных
армий и не вернувшихся с боевых заданий в феврале 1943 года не мог оказаться на
склонах горы Собер-Баш и следовательно информация, указанная на памятнике не
соответствовала действительности.



Холодным зимним вечером февраля 2010 года сидя в кресле перед компьютером я
придавался воспоминаниям и просматривал старые фотографии экспедиции 1999 года
на гору Тхаб. На одной из них был крупным планом запечатлен цилиндр двигателя WrightCycloneR-2600-11 с выбитым на нем номером 41-0366№1. По
шрифту, месту и порядку набивки этот номер полностью соответствовал номеру,
обнаруженному на цилиндре мотора самолета, разбившегося на Собер-Баше. Но
заводские номера моторов Бостона, найденного на Тхабе были 41-25181 и 41-12582
и не имели ничего общего с номером 41-0366№1, выбитым на одном из их цилиндров.
Выходило, что и номер 41-2761№1 мог не являться номером мотора, найденного
Б-20. Единственная зацепка, дававшая надежду на установление имен экипажа по
номерным деталям, исчезла.

В ходе изучения оперативных сводок 132 БАД за октябрь – ноябрь 1942 года было
установлено, что 09.11.1942 г. 63 БАП тремя Бостонами одиночно с двух-трех
заходов в период с 18.30 до 18.50 с Н=1200-1800 м бомбардировали войска в
пункте Азовская. Налет 5 часов 29 минут. Израсходовано: 6 ФАБ-100, 1 ЗАБ-50, 2
ФАБ-50, 21 АО-25, 2 САБ-3. Разрывы бомб наблюдали в центре пункта Азовская.
Обстреляны двумя батареями ЗА противника из Азовская. Один экипаж летчика
старшего лейтенанта Лопатеева с выполнения боевого задания не вернулся.

Станица Азовская расположена в 5 км от горы Собер-Баш и если предположить, что
найденный нами Бостон был сбит зенитной артиллерией противника при заходе на
цель, то этим обстоятельством можно объяснить и направление самолета в момент
падения и наличие бомб на борту самолета.

В оперативной сводке 132 БАД за 09.11.1942 года указано, что Бостоны
действовали одиночно и в вечернее время, т.е. в темное время суток. Таким
образом, другие экипажи, принимавшие участие в данной операции, не могли
визуально наблюдать гибель экипажа Лопатеева, что подтверждается оперативной
сводкой, согласно которой обстоятельства пропажи самолета не установлены,
организован поиск не вернувшегося экипажа. Спустя шесть дней, в оперативной
сводке за 15.11.1942 года есть упоминание о том, что возможно экипаж старшего
лейтенанта Лопатеева потерпел катастрофу в 3-х км северо-западнее
Ново-Михайловское, а согласно донесения о безвозвратных потерях личного состава
132 БАД за октябрь – ноябрь 1942 года, самолет, пилотируемый старшим лейтенантом
Лопатеевым упал в море. Думаю, что, не имея возможности установить точное место
гибели экипажа Бостона, командование 132 БАД предпочло указать в графе «Место
гибели»: «самолет упал в море» и таким образом, закрыть вопрос с организацией
поисковых мероприятий. К слову сказать, формулировка «самолет упал в море»
встречается довольно часто в донесениях о безвозвратных потерях частей 4 и 5
воздушных армий. Своего рода синоним другой известной в быту фразы «концы в
воду».

Данное предположение подтвердил и ветеран 63 БАП Пащевский Г.А., который при
очередной нашей встрече рассказал, что после взлета с аэродрома базирования в
Адлере самолеты 132 БАД двигались в направлении территории, занимаемой
противником, над морем параллельно береговой линии, и только на участке
Новороссийск – Анапа делали боевой разворот и уходили вправо на цель. Поскольку
большую часть пути самолеты проделывали над морем, то в случае если экипаж не
возвращался с боевого задания и обстоятельства его гибели были неизвестны, то
предполагалось, что он упал в море, о чем в документах о безвозвратных потерях
делалась соответствующая запись.

Выписка из Приказа № 171 от 17 ноября 1942 года по 63 ББАП:

«09.11.1942 года при выполнении боевого задания ночью экипаж в составе летчик –
заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Лопатеев Василий Михайлович,
штурман эскадрильи лейтенант Бохонов Николай Герасимович, воздушный
стрелок-радист старший сержант Носов Яков Яковлевич и воздушный стрелок Данин
Николай Александрович, потерпел катастрофу в 3-х километрах от пункта
Ново-Михайловское. Самолет упал в море, экипаж погиб.

Самолет А-20В № 13025 с моторами Райт-Циклон правый № 41-25938, левый №
41-25865 подлежит списанию на основании актов по инспекторскому
освидетельствованию как безвозвратные потери».

Кто и на основании чего мог осенью 1942 года сделать выводы о принадлежности
упавшего ночью в море самолета!? Учет потерь личного состава в частях Красной
Армии был далеко не на высоком уровне, что подтверждается Приказом по войскам
Северо-Кавказского фронта № 0572 от 27.10.1943 г. «О преступном отношении к
погребению павших в боях за Родину». Результаты работы военной прокуратуры
поражают размахом фальсификаций и приписок, выявленных в документах по учету
погребения военнослужащих Красной Армии. После их изучения не возникает
сомнений в том, что разбившийся в горах самолет вполне мог быть списан как
упавший в море.

Всего за время воздушных боев на Кубани, с боевых заданий не вернулось более 40
Бостонов. При таком количестве потерянных Б-20 практически не возможно быть до
конца уверенным в правильности установления имен членов экипажа, основываясь
только на типе самолета и месте его падения. Остается надеяться, что в ходе
последующих экспедиций на место катастрофы самолета, нам удастся найти
дополнительные факты, которые вернут летчикам имена и увековечат их в граните
обелиска, установленного в память о них на вершине горы Собер-Баш.

В результате опроса населения нами было установлено, что один из местных
жителей вместе со своим сыном осенью 1942 года побывал на месте падения
советского самолета на горе Собер-Баш, собрал документы у погибших летчиков, а
после прихода Красной Армии передал документы военным. Сразу после освобождения
Северского района, весной 1943 года, его сына забрали в армию, и домой с фронта
он уже не вернулся. В середине 70-х годов прошлого века умер и сам очевидец
катастрофы самолета, но местные жители станицы Убинская до сих пор помнят
рассказанную им историю и в том числе тот весьма важный факт, что самолет был
сбит осенью 42-го года. Можно предположить, что речь идет о другом самолете, а
не о найденном нами Бостоне, тем более, что все сторожили в один голос
утверждают, что в годы войны на горе Собер-Баш упало два самолета и чтобы
окончательно разобраться в этой истории нам предстояло обнаружить место падения
второго самолета и установить его судьбу. Смущал тот факт, что о втором
самолете говорили как о некой немецкой «этажерке», упавшей на северных склонах
горы, при этом точное место падения никто показать не брался. И, тем не менее,
в ходе очередной экспедиции, при обследовании предположительного места падения
второго самолета, его обломки все же были найдены на северных склонах примерно
в 400 метрах от вершины Собер-Баш. По сохранившимся фрагментам было
установлено, что это самолет-разведчик советского производства Р-5,
использовавшийся в годы войны в качестве ночного бомбардировщика. В ходе
экспедиции удалось обнаружить останки членов экипажа и установить заводские
номера самолета и мотора. Благодаря наработанному опыту по авиации не составило
большого труда определить, что самолеты Р-5 стояли на вооружении 650 НЛБАП 218
БАД. Изучая архивные документы этого авиационного полка, было установлено, что
самолет Р-5 № 9092, мотор М-17 № 2-1676 13.02.1943 г. прибыл из 266 САМ и был
зачислен в состав 650 НЛБАП. Установление дальнейшей судьбы самолета и экипажа
было делом техники.

Таким образом, становилось очевидным, что самолетом, упавшем на горе Собер-Баш
осенью 1942 года, был именно обнаруженный нами Бостон. Самолеты данной
модификации А-20-В поступили на вооружении ВВС Северо-Кавказского фронта
22.10.1942 года и стояли на вооружении только 63 БАП 132 БАД. С этого момента и
до конца 1942 года на Кубани было потеряно два Бостона из состава 63 БАП:
самолет старшего лейтенанта Лопатеева 09.11.1942 г. и самолет лейтенанта Ильина
15.11.1942 г. Учитывая то, что Бостон Ильина потерпел катастрофу при взлете с
аэродрома Адлер, все факты указывали на правильность наших первоначальных
выводов – на вершине горы Собер-Баш 09.11.1942 года погиб экипаж старшего
лейтенанта Лопатеева.

Экипаж:
Лопатеев Василий Михайлович
Родился: 1914 г.р., Сталинская обл., Орджоникидзевский р-н, ст. Колония,
старший лейтенант, заместитель командира АЭ 63 НББАП. Погиб 09.11.1942 г. Жена
– Лопатеева Екатерина Михайловна, проживала по адресу г. Энгельс, ул.
Маяковского, д. 99, кв. 30.
Найден: 12.2009 г., Краснодарский край, Северский р-н, гора Сабер-Баш.
Захоронен: находится во временном захоронении.

Бохонов Николай Герасимович

Родился: 1910 г.р., Тульская обл., Лопатеевский р-н, с. Николо-Выкунь, старший
сержант, штурман АЭ 63 НББАП. Погиб 09.11.1942 г. Жена – Бохонова Вера
Ивановна, проживала по адресу г. Кострома, ул. Комсомольская, д. 28, кв. 1.
Найден: 12.2009 г., Краснодарский край, Северский р-н, гора Сабер-Баш.
Захоронен: находится во временном захоронении.

Носов Яков Яковлевич
Родился: 1914 г.р., Рязанская обл., Пронский р-н, с. Мельинское, старший
сержант, воздушный стрелок радист 63 НББАП. Погиб 09.11.1942 г. Жена – Носова
Александра Матвеевна, проживала по адресу Рязанская обл., Пронский р-н, с.
Ильинское.
Найден: 12.2009 г., Краснодарский край, Северский р-н, гора Сабер-Баш.
Захоронен: находится во временном захоронении.

Данин Николай Александрович
Родился: 1919 г.р., Куйбышевская обл., Канельский р-н, с. Тростянка, сержант,
воздушный стрелок 63 НББАП. Погиб 09.11.1942 г. Отец – Данин Александр
Федорович, проживал по адресу Казахская ССР, г. Джамбул, ул. Колхозная, д. 75.
Найден: 12.2009 г., Краснодарский край, Северский р-н, гора Сабер-Баш.
Захоронен: находится во временном захоронении.

Поиски родственников Данина Николая Александровича увенчались успехом. По
указанному адресу в г. Джамбул, ныне город Тараз (Респ.Казахстан) проживает
Данин Геннадий Александрович — родной брат погибшего члена экипажа Лопатеева
В.М.

Доброе дело !

Небольшой комментарий .
Направление падения — далеко не всегда показывает курс полёта. Так как при
зенитном обстреле, самолёт маневрирует, как и при нападении истребителей .
Так же — при попадании снарядов ЗА (или от огня истребителя), при возгорании
моторов, самолёт ложиться «на крыло» и заваливает глубокий вираж с
целью сбить пламя в пике (а так же отчасти сбить с толку атакующий истребитель
, имитировав неконтролируемое падение — чтобы истребитель не предпринимал
второй заход на атаку, посчитав что цель окончательно неуправляема и сбита).
Так вот исходя из вышесказанного — направление движения самолёта при встрече с
землёй может быль АБСОЛЮТНО любым, и может отличаться от исходного курса на
180 градусов

В это время в Северском районе действовали 3 партизанских отряда: «Овод»(ок. 90 чел., база- ст.Крепостная) «Мститель» (ок. 80чел., ст.Убинская) «Иль» (ок. 80 чел., ст.Дербентская) Рукопись бойца отряда «Мститель» Г.Худыны хранится в северском районном музее. В честь этого партизана ныне названа улица в Северской.

Приятно что наши дети начали интересоваться и ухаживать за памятниками. В день начало и окончания войны возлагают цветы отряды.

Вечная память и низкий поклон.

+6
0

5 комментариев

03.12.2015 17:50
0
спасибо за информационный пост… вечная слава…
Kozlovsckaja2009 (Людмила (прошу на ты))
03.12.2015 19:21
0
Спасибо огромное, прочла и всплакнула…
Вечная память павшим
Ursel (Наталия)
04.12.2015 14:40
0
Очень интересная и очень важная информация. Это действительно доброе дело, найти и назвать имена погибших. И для детей это лучший способ знать и помнить историю.
05.12.2015 01:04
0
Julia Nicol (Юлия)
13.12.2015 02:06
0
Спасибо большое, Наталья! Прочитала с большим интересом, хотя и очень грустно… ВАша группа провели настоящее расследование! Хорошо, что это информация дойдёт до родственников погибших.