Приключения Елки в России : серьезно и не очень.

Елки разные нужны,

Елки разные важны…

Мы знакомимся с елкой в самом раннем детстве, встречаемся с ней ежегодно сначала дома, потом в детсаду, в школе, в институте, на работе, на корпоративе, в гостях и снова дома… Мы помним новогодние стихи и поем новогодние песни...«В лесу родилась елочка, в лесу она росла...»А что мы, собственно, о ней знаем?

Во-первых, что есть елка?

Во-вторых, почему елка?

В-третьих, всегда ли она была?

В-четвертых, какие бывают елки?

Ну, и так далее…

Сначала скучное, то, что мы учили в школе: Ель обыкнове́нная, или Ель европе́йская (лат. Pícea ábies) — хвойное дерево, типовой вид рода Ель (Picea) семейства Сосновые (Pinaceae). Единственный аборигенный вид ели в Средней России. Ель – изящное, стройное дерево высотой 30-50м с острой верхушкой, по форме напоминает конус. Вот она во всей красе.

А знаете ли вы, сколько лет самой старой ели на нашей Земле? 9550 лет! Она выросла, когда люди еще не знали гончарного круга и не придумали письменность. Девять с половиной тысяч лет живет на Земле самая старая ель. У нее даже есть имя – Старый Тикко. Эта 4-метровая ель растет на горе Фулуфьеллет в Швеции. Ее детям-клонам уже по 8 тысяч лет – их насчитали 20 штук. Не думайте, что эта материнская елка – лилипут или так медленно растет – ствол ее моложе корней. Ель, т.е. ее видимая часть, способна простоять 500 лет, как только ствол отмирает, корень может пустить новый побег, который, естественно, имеет ту же ДНК, что и корень, следовательно, является все тем же организмом (оно называется клональным).

    В России самым старым елям по 400 лет, эти старожилы обнаружены в Костромской области в заповеднике “Кологривский лес”.

    Самая высокая ель – 67 метров – срублена в 1950 г для торгового центра в Сиэтле.

    ПОЧЕМУ ЕЛКА?

      Рождественская елка – традиционный атрибут прздника Рождества и Нового года. Как возникла традиция украшать в новый год ёлку у себя дома, уже точно никто не помнит, так как корни этого обычая уходят в глубокую древность. Ведь люди с незапамятных времён поклонялись растениям и деревьям. Это и понятно, они и кормят и одевают и защищают и лечат нас до сих пор.

      Обычай поклонения ели возник в средневековой германской традиции, а зародился он еще в дохристианскую эпоху, у друидов, и православная церковь долго противилась языческому обычаю. В Новом Завете упоминаний про дерево, наряжаемое на празднование Рождества Христова, нет. Есть упоминание о том, что при Входе Господне в Иерусалим люди встречали его с пальмовыми ветвями. Пальма в христианстве была символом победы над смертью.

      Существует красивая легенда о том, как все деревья в рождественскую ночь отправились поклониться младенцу Христу. Первыми прибыли недалеко растущие от Вифлеема пальмы, потом кипарисы, буки, ивы, дубы и другие деревья, а самой последней пришла маленькая северная елочка. Другие деревья загораживали ее от Иисуса, но вдруг с неба стали падать звезды и садиться прямо на елку, отчего та стала сверкать и светиться.

      Ель – дерево вечнозеленое, а потому олицетворяет собой вечную жизнь.(Но у древних славян любимым деревом была березка, а ель считалась деревом погребальным – это так, к слову… и если бы не Петр Первый, то в России вряд ли кто-нибудь бы додумался нарядить на новогодний праздник именно ель).

      Первое упоминание о рождественской ели встречается в древней германской легенде о Святом Бонифации. Чтобы доказать превосходство христианства, он захотел продемонстрировать бессилие языческих богов и срубил священное Древо Одина (Тора), молвив при этом: «пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества ». Из пня проросла пихта, как символ христианства…

      НО !


      У рождественской елки в Европе есть прямой предшественник. Это было деревянное сооружение в форме пирамиды, обвешанное растительностью и украшениями. Подарки или сладости ставили на полки пирамиды. До появления рождественской елки такая пирамида считалась в Германии и северной Европе главным рождественским украшением.

      Документальных свидетельств тех времен осталось очень мало. Споры о «первой ёлке в Европе» даже привели к дипломатическому конфликту между Таллином и Ригой.

      Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к XVI веку – с упоминанием, что на Рождество в доме может стоять не более одной елки.

      Однако первая «официальная» рождественская елка приписывается Мартину Лютеру, установившему елку в своем доме на Рождество. Лютер видел в ней символ Древа Жизни в Эдеме.

      Наряженная ёлка означала «Вселенскую благость» и «Древо жизни», а так как дерево вечнозеленое, то и вечную жизнь. Украшали ее орехами, яблоками, бумажными цветами и фигурками, лентами, пряниками, сахарными изделиями, как пожеланиями сладкой жизни. Конечно, для небольшого деревца это была нагрузка. И немецкие стеклодувы придумали выдувать стеклянные изделия в виде рождественских угощений. Но традиция сохранилась и для съедобных украшений.

      В Россию елку “привел” наш великий царь-реформатор Петр Первый. Не саму елку, конечно, а праздник, причем НОВОГОДНИЙ. Он много чего реформировал и не всегда по делу, но что было, то было. Реформировал Петр и российское летоисчисление. Царь поездил по европейским странам и решил приобщить нас к культуре, ведь Новый год на Руси сначала отсчитывали с 1 марта, в XVв. он был перенесен на 1 сентября, да и исчислялся от сотворения мира. В 1699г Петр повелел считать началом года 1 января. Подошел он к этому делу серьезно и издал строгий указ:

      Указ гласил: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает». Правильный указ, молодец Петр!

      Повелеть-то повелел, и царский указ, разумеется, был выполнен, НО!

      ТРАДИЦИЯ НЕ ПРИЖИЛАСЬ! А после его кончины и вовсе прекратилась. К тому же, православная церковь елку не одобряла, считая обычаем языческим. На Руси отмечали Рождество. Канун Рождества — сочельник — справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул — святки.

      При Петре елок в домах не ставили, просто украшали еловыми ветвями ворота или крыши домов. Для царского двора устраивались балы и фейерверки, для прочего люда – ярмарки с каруселями, горками, кулачными боями и прочими святочными развлечениями.

      И опять НО!

      Традиция не прижилась, а вот владельцы питейных заведений с удовольствием её подхватили. И в России в 18 и 19 веках каждый знал, что елочные ветки или деревья на фасаде дома или у ворот — верный признак, что это злачное место.

      В быту даже существовали соответствующие выражения:

      «Ёлка» или «Иван ёлкин» – питейное заведение

      «Ёлку поднять» – пьянствоать

      «Идти под ёлку» — идти в кабак

      «Ёлка упала, пойдём поднимать» – приглашение выпить

      «Быть под ёлкой» – заседать за чаркой

      «Ёлкин» – глубокое алкогольное опьянение.

      Но елка тогда еще не была Елкой, а была как бы элементом городского новогоднего пейзажа.

      А Рождественскую ель установили в России только 1817 году, в Зимнем дворце. Царь Николай 1 решил таким образом порадовать новоиспечённую невестку — германскую принцессу Шарлотту (в православии Александру Фёдоровну). На Рождество 1828г. императрица Александра Федоровна в Большой столовой дворца устроила «детскую елку» для пяти своих детей и племянниц. На празднике также были и дети некоторых придворных. На столах стояли елочки, украшенные золочеными яблоками, конфетами и орехами. Под елочками лежали подарки.


      Елки в домах россияне начали ставить и наряжать в середине XIX века, сначала в богатых семьях.

      Ни А. С. Пушкин, ни М. Ю. Лермонтов в своих произведениях при описании рождественских праздненств ёлки не упоминают, только Святки и Рождество.

      НО!

      В середине 1840-х годов произошел взрыв, помешательство, сумашествие!. Всю столицу охватил «елочный ажиотаж». Обычай стал популярным вместе с модой на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, чьи «елочные» произведения «Щелкунчик» и «Повелитель блох» были в то время очень популярны в России.Свою роль сыграли и сказки Андерсена.

      Распространение этого иностранного и в основе своей языческого обычая вызвало враждебную реакцию церкви: Святой Синод неоднократно издавал указы, запрещающие устройство ёлки в учебных заведениях. Помимо церкви, у ёлки появились и другие противники, считающие обычай массовой вырубки елей варварским с точки зрения экологических и экономических причин.

      Елочный базар, торговали елками обычно финны.

      . И при Петре и позже в России было много немцев, они сохраняли привезенные с родины обычаи. У них было принято наряжать маленькую ёлочку в главной комнате дома, накрывать ее покрывалом и глава семейства снимал его в положенный час. Русские люди приноровили елку к себе и своему характеру. Рождественская ёлка в русском доме отражала часть церковного обряда и объединяла вокруг себя всю семью, и это быстро полюбилось горожанам. Наконец, включились все те механизмы, которые и двигают моду. Началась городская мода на ёлки.

      Если у католиков и протестантов Елка была небольшой и чисто домашней, то в России она быстро приобрела статусность, было модно богато украшать ее и приглашать знакомых детей на угощение и раздачу подарков.

      Приглашение на ёлку детей знакомых и, соответственно, самих знакомых, стало возможностью показать свой вкус и зажиточность. Важно было не скупиться на украшения, не использовать украшения с прошлого Рождества, украсить дерево богатыми подарками. Ёлку украшали свечами, фруктами и кондитерскими «сахарными игрушками»… Само дерево сначала называлось «рождественским деревом», а позже получило имя «елка», которое закрепилось за ним уже навсегда. Елкой стал называться и праздник, устраиваемый по поводу Рождества: «пойти на елку», «устроить елку», «пригласить на елку».

      НО!

      Поначалу Елка ставилась и украшалась тайно от детей, и всего на один день. Да и было отчего! Измученные ожиданием праздника, ошеломленные праздничным великолепием красавицы Елки, шумным веселым праздником доведенные до экстаза дети в конце его набрасывались на Елку и разоряли ее в прямом смысле этого слова. Бытовало даже название праздника – праздник “ощипывания елки”.

      Тут немного перепутались картинки…

      В. И. Даль заметил по этому поводу: “Переняв, через Питер, от немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную, освещенную елку, мы зовем так иногда и самый день елки, Сочельник”.

      Концом 1840-х годов датируется и первое упоминание об искусственной елке, что считалось особым шиком.

      Первая публичная елка появилась в Петербурге в 1852г.

      Общественные детские елки появились в конце XIX века, они были благотворительные.

      После Октябрьской революции 1917 года новогодняя елка в нашей стране как буржуазный и религиозный пережиток прошлого оказывается в опале и исчезает из жизни наших соотечественников на долгие восемнадцать лет. Сначала ее как бы не приветствовали и сохранялась она в домах людей “бывших”.С 1925г началась кампания борьбы с религией и елка была отменена как атрибут религиозного культа и тогда уже можно было из-за елки и пострадать… Это вовсе не значит, что не было праздника и зимнего отдыха у детей. На каникулах устраивались новогодние вечера и карнавалы, организовывались «вылазки» в лес на лыжах, ставились спектакли, проводились военные игры. Об этом всегда сообщалось в прессе. Но Елки не было.

      Карикатура этого времени.

      Перелом в отношении к новогодней ёлке случился в 1935 году. Никита Хрущев писал в своих воспоминаниях, как Павел Постышев, член ЦК ВКП(б), кандидат в члены Политбюро ЦК и 2-й секретарь ЦК КП(б) Украины, приехав из Киева в Москву, в один из своих визитов обратился к Сталину:

        “Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. <…> Постышев поднял тогда вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская ёлка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям ёлку?». Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим».”

        И!

        28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС П.П.Постышевым.

        «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

        Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.

        Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины.

        Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны.

        Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком.

      Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»

      Шарж на Постышева

        Автор призывал комсомольских и пионерских лидеров в срочном порядке устроить под Новый год коллективные ёлки для детей. Ёлка рекомендовалась в новом качестве — как детская забава, пригодная для юных строителей коммунизма. К празднику Рождества она больше не имела отношения, в неё нужно было вдохнуть совершенно новый смысл.

        И вдохнули!..

        Предложение было принято к действию МОЛНИЕНОСНО!.. По всей стране были организованы ёлочные празднества, в магазинах появились «расширенные ассортименты ёлочных украшений». Таким образом, предложение (даже не указ) партийного руководства было принято и полностью осуществлено в масштабах страны всего за четыре дня, включая дату самой публикации. Подобная оперативность так и осталась недостижимым рекордом в истории СССР.

        Это было рекордным по срокам выполнением указов партии, ведь то, что это именно указ, никто в стране не сомневался. Новый 1935 год стал действительно новым и праздничным.Елка была возвращена. Елка стала Новогодней.В нее действительно вдохнули новый смысл, ее украшения стали демонстрацией достижений Советской страны, на ее ветвях висели новые игрушки – фигурки красноармейцев, пограничников, полярников, санинструкторов и лыжников, представителей всех советских республик в национальных костюмах, самолеты и дирижабли, парашюты и автомобили, а впоследствии – космонавты и спутники. Ее возвращение стало убедительным подтверждением знаменитой фразы Сталина «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее». Фраза эта была произнесена на I Всесоюзном совещании стахановцев, состоявшемся незадолго до описываемых нами событий — 17 ноября1935 года. В том же 1935 году была написана и «Песня советских школьников» на слова Виктора Гусева, цитата из которой «За детство счастливое наше / Спасибо, родная страна!» на долгие годы стала лозунгом, внушаемым советским детям.

        Вот так с 1936 года ёлка в СССР стала незаменимым атрибутом отделённого от Рождества праздника Нового года.Звезду Рождества, голубую, семиконечную, на верхушке ёлки заменили на красную (пентаграмму), кремлёвскую, пятиконечную. Таким образом, праздник Рождества потерял свой цвет — голубой.

        Картина Александра Дудина «Елка», 1953 год — год моего рождения

        В 1937 году на ёлке во Дворце союзов вместе с Дедом Морозом появилась его напарница, Снегурочка. До этого она была известна только как персонаж пьесы А.Н.Островскогои поставленной в 1882 году оперы Н.А.Римского-Корсакова. Ни в каком обряде, и во всемирной рождественской традиции подобного женского персонажа не существует, это уникальное явление, связанное только с советской и российской новогодней ёлкой.

        С 1947 г. 1 января стало “красным днем календаря”, т.е., нерабочим, праздничным днем.

        С Новым годом!

        И немножко улыбки :

Возможно, это и есть святой Бонифаций...
Возможно, это и есть святой Бонифаций...

+5
5

10 комментариев

natalie.lev. (Наталья)
30.12.2015 20:12
0
Читала с интересом и иллюстрации порадовали.Спасибо. С праздником вас!
Gala1403 (Галина) Автор
30.12.2015 20:27
0
И вас с Новым годом!
Шарна (Анна)
30.12.2015 20:50
0
Спасибо большое, очень познавательно и интересно! С наступающим)))!
Gala1403 (Галина) Автор
30.12.2015 20:54
0
Веселого праздника!
mamaleunok (Алёнка)
30.12.2015 22:24
0
Интересная информация, нужно детям почитать.Спасибо и с наступающим!
angarsk73 (Елена)
30.12.2015 22:43
0
Галина, СПАСИБО за интересную информацию! С Новым годом!
Elenka S (Елена (можно и нужно на "ты" :)))
31.12.2015 02:43
0
Спасибо: очень познавательно! С Новым годом!!!
Персиваль (Светлана)
31.12.2015 11:11
0
Спасибо за интересную информацию! Только, извините, Галина, в текст вкралась небольшая неточность (наверное, опечатка):«А Рождественскую ель установили в России только 1817 году, в Зимнем дворце. Царь Николай 1 решил таким образом порадовать новоиспечённую невестку...». В 1817 г. на троне был Александр I. Николай I вступил на престол в декабре 1825 г. Помните восстание декабристов? Основной причиной его было именно восшествие не престол после смерти Александра Николая, вместо отрекшегося от трона следующего по старшинству брата Константина. Наверное, речь идет не о 1817, а 1827 годе?
Gala1403 (Галина) Автор
01.01.2016 00:15
0
Спасибо за замечание, год я указала правильно, 1817, а как вместо Александра напечатался Николай, ума не приложу.Шарлотта была женой именно Николая I, и в черновике у меня все правильно.Да и сами посудите, пятерых детей Александра Федоровна за два года никак не смогла бы родить… Ошибку обнаружила (и не одну) уже утром, но исправить было уже нельзя. Текст исправляла, убирала описки, ошибки и лишние буквы, которые так и норовят вылезти без спроса при наборе, но глаз, видно, уже «замылился»…
С праздником!
Dirina (Ирина)
02.01.2016 23:02
0
Спасибо большое за такой интересный и позновательный топик, мне всегда было интересно узнать откуда это пришла Снегурочка, потому как только в России есть такой персонаж и очень трудно обьяснить иностранцам, кто же она такая.