Деградация мозга — читать ВСЕМ!


С каждым днем

все больше людей жалуется на проблемы с мозговой деятельностью — на все возрастающую рассеянность (т.е. невозможность концентрировать свое внимание, собираться с мыслями для решения каких-то задач), на сложности с запоминанием информации, на физическую невозможность читать большие тексты, не говоря уже про книги.

И просят дать им что-нибудь для улучшения мозговой деятельности в целом и памяти в частности. Причем, как это ни парадоксально, данная проблема характерна не только и не столько для пожилых людей, ослабевать мозгами которым, вроде как, «положено по возрасту», сколько для людей среднего и моложе среднего возраста. При этом многие даже не интересуются, почему так происходит — автоматически списывают это на стрессы, усталость, нездоровую экологию, на тот же возраст и т.п., хотя все это даже близко не является причиной. Среди моих пациентов есть те, кому далеко 70, но кто не имеет вообще никаких проблем ни с памятью, ни с мозговой активностью. Так в чем же при

А причина состоит в том, в чем, несмотря ни на какие доводы, никто, категорически, не хочет отказаться от, так называемой постоянной, круглосуточной «подключенности к информации». Другими словами, ускоренная утрата Ваших мозговых функций началась в тот самый знаменательный день, когда Вы решили быть постоянно «на связи». И нет никакой разницы — вынудила ли Вас к этому служебная необходимость, изнывание от безделья или элементарная боязнь быть «не на уровне», т.е. боязнь прослыть белой вороной, чудаком в среде себе подобных.

Еще в 2008 году было известно, что среднестатистический пользователь интернета прочитывает не более 20% текста, размещенного на странице, и всячески избегает больших абзацев! Более того, специальные исследования показали, что человек, постоянно подключенный к сети, текст не читает, а сканирует как робот — выхватывает отовсюду разрозненные куски данных, постоянно перескакивает с одного места на другое, а информацию оценивает исключительно с позиции «поделиться», т.е. «А можно ли это «откровение» кому-нибудь переслать?». Но не с целью обсудить, а, главным образом, с целью вызвать эмоции в виде анимированной «отрыжки», сопровождающейся короткими репликами и возгласами в СМС-формате.

В ходе исследований выяснилось, что страницы в интернете, как уже говорилось, не читаются, а бегло просматриваются по шаблону, напоминающему латинскую букву F. Пользователь сначала считывает несколько первых строк текстового содержимого страницы (иногда даже полностью, от начала до конца), затем перескакивает на середину страницы, где считывает еще несколько строк (как правило, уже лишь частично, не дочитывая строки до конца), а затем быстро спускается к самому низу страницы — посмотреть, «чем дело кончилось».


Деградация мозга

Красным — зоны, где внимание читателя задерживается дольше всего.
Желтым — зоны беглого просмотра. Синие и серые области не читаются вообще

Поэтому наиболее эффективным способом подачи информации рядовому интернет-пользователю является отображение информации в виде перевернутой пирамиды (т.е. согласно принципу «чем ниже, тем меньше») с обязательным выделением ключевых слов (чтобы потребители информации понимали, что важно, а что — не очень) и раскрытием не более одной мысли за абзац. Только так можно задержать внимание на странице максимально долго. Если же по мере спуска вниз по странице плотность информации не убывает или, того хуже, увеличивается (как, например, в этой статье), то на таких страницах задерживаются лишь единицы.

Мое личное мнение такое:

Интернет — это реальный наркотик. А что такое наркотик? Это совершенно бесполезная вещь, без которой любой человек может прекрасно жить до тех пор, пока не попробует. А когда попробует, то зависимость возникает пожизненная — наркомания не лечится.

На проблемы с восприятием информации жалуются люди всех рангов и специальностей — от высококвалифицированных университетских профессоров до сервисных работников по обслуживанию стиральных машин. Подобные жалобы можно особенно часто услышать в академической среде, т.е. от тех, кто по роду деятельности вынужден плотно и ежедневно общаться с людьми (обучать, читать лекции, принимать экзамены и т.д) — они сообщают, что и без того низкий уровень навыков чтения и восприятия информации у тех, с кем им приходится работать, год от года падает все ниже и ниже.

Большинство людей испытывает колоссальные затруднения при чтении больших текстов, не говоря уже про книги. Даже блог-посты размером более трех-четырех абзацев уже кажутся большинству слишком трудными и нудными для восприятия, а потому скучными и не заслуживающими даже элементарного вникания. Вряд ли найдется человек, который не слышал бы популярного сетевого высказывания«слишком много букв — не осилил», которое обычно пишут в ответ на предложение прочитать что-то длиннее пары десятков строк. Получается замкнутый круг — писать много нет смысла, поскольку это почти никто не будет читать, а сокращение объема передаваемой мысли приводит к еще большему скудоумию не только читателей, но и писателей. В результате имеем то, что имеем — массовое отупение.

Даже люди с хорошими (в прошлом) навыками чтения говорят, что после целого дня метания по интернету и лавирования среди десятков и сотен электронных писем, они физически не могут начать даже очень интересную книгу, поскольку чтение уже одной только первой страницы оборачивается настоящей пыткой.

Чтение попросту «не идет», прежде всего, потому, что:

а) не получается заставить себя перестать сканировать текст, отыскивая в нем ключевые слова

б) совершенно не усваивается сложный синтаксис, свойственный большинству классических, высокосодержательных или наукоемких произведений, который полностью отсутствует в обмене телеграфной «СМС-отрыжкой».

В результате этого одно предложение приходится перечитывать по нескольку раз! Наиболее откровенные люди так прямо и говорят: я противен/противна сам(а) себе.

Но это еще далеко не все. Из-за постоянной подключенности к интернету резко ухудшаются такие навыки человека, как способность возвращаться к уже некогда осмысленной информации, анализировать прочитанное и подключать воображение. Еще хуже то, что в 80% случаев люди ходят в интернет за сомнительными развлечениями, либо черпают оттуда информацию, имеющую не то что нулевую, а отрицательную культурную ценность.

При этом большинство людей (особенно молодых) привязаны к своим гаджетам настолько, что при угрозе оказаться отключенными от сети в течение хотя бы одного дня испытывают не только психическую подавленность, граничащую с паникой, но и реальную физическую ломку, напоминающую наркотическую. Не верите? А ну-ка выключите свою мыльницу СОВСЕМ и попробуйте прожить без нее хотя бы 2-3 дня.

Есть мнение, которое я вполне разделяю, что способность эффективно воспринимать сложные тексты, читать сложную литературу вскоре станет элитарной привилегией, доступной только особой касте людей. Идея эта не нова, поскольку еще Умберто Эко в романе «Имя розы» предлагал пускать в библиотеку только тех, кто умеет и готов воспринимать сложные знания. А все остальные будут в состоянии читать лишь вывески да интернет.

Короче говоря, никакие таблетки, никакие пищевые добавки, никакие диеты, никакие мозгоправы и т.п. не способны остановить деградацию мозга. Остановить ее может только одно — прекращение поступления в систему обработки всевозможного информационного мусора и ежедневная загрузка мозга так называемой «полезной информацией». Процесс этот чрезвычайно сложный, а для многих людей так и вовсе невыполнимый. Для многих поезд, как говорится, уже ушел.

Ещё раз, коротко:

1.Гаджеты, обеспечивающие Вашу постоянную подключенность к информации/интернету — смартфоны, айпады и пр., без которых Вы теперь даже в туалет сходить не можете, — делают Вас практически дебилом с вялым, апатичным, с еле соображающим мозгом, который не способен думать и анализировать. Но, как и всякий наркоман, Вы, конечно же, убежены в обратном — в том, что эти мыльницы делают Вашу жизнь нереально яркой, насыщенной, удобной и т.п., а Вас лично — «сильно продвинутой личностью», которая всегда в курсе всего.

2.Благодаря этим устройствам, в Ваш мозг непрерывным потоком круглосуточно поступает всевозможный мусор, который загаживает Ваш «бортовой компьютер» настолько, что ты годитесь лишь для выполнения самой примитивной, низкоквалифицированной работы. Вы не в состоянии ни связно говорить, ни писать, ни читать — Ваша речь косноязычна и наводнена словами-паразитами. Рассказывая кому-то о чем-то, Вы с трудом подбираете нужные слова, а слушая кого-то — быстро теряете нить разговора и начинаете скучать и зевать. Писать Вы не можете, поскольку практически в каждом слове начинаете делать ошибки, а как использовать знаки пунктуации — не знаете даже приблизительно. Зато Вы круто делаете сэлфи (и прочие мусорные фото) и стучитесь к кому-нибудь в Viber или WhatsApp.

3.Короче говоря, слушайте плохие новости: мобильную связь нужно использовать только и исключительно в ЭКСТРЕННЫХ случаях. Например, Вы приехали в незнакомый город и не можете найти встречающего — позвонить действительно нужно. Или Вы опаздываете на важную встречу — позвонить реально необходимо, т.е. нужно настроить Ваш гаджет только на приём или передачу необходимой Вам профессиональной и деловой информации. А остальное время Ваш гаджет должен быть ВЫКЛЮЧЕН. Впрочем, я представляю себе, как Вам неуютно от одной только мысли об этом.

4.Нужно быть готовым к тому, что все Ваше окружение Вас, мягко говоря, не поймет — Вам скажут, что Вы с приветом, совсем ку-ку, что у Вас поехала крыша и т.п. Наплевать и растереть. Помните, Вы объект для информационного нападения и вам нужно защищаться. Как говорил президент CBS News Ричард Сэлант: «Наша работа — продавать людям не то, что они хотят, а то, что нужно нам».

5.И, наконец, Вам нужно заново учиться читать книги. Настоящие бумажные книги — понимаете? Не разглядывать часами подслеповатыми глазами свою мыльницу с экраном, а читать книги. Будет тяжело, но Вы попробуйте. Насиловать себя не нужно — в первый день прочитайте полстраницы, на следующий — целую страницу, на третий день — 1,5 страницы и т.д. Учтите, что организм будет всячески этому сопротивляться — будет и тошнить, и ломать, и тянуть заняться чем угодно, лишь бы мозг не напрягался.

Удачи Вам не желаю, поскольку Вам понадобится совсем не она.опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet


Читайте также:

Все материалы от источника

+29
18

18 комментариев

galina (Галина)
01.05.2016 04:31
0
Спасибо за статью, к сожалению здесь большая доля правды!
Mariden (Марина) Автор
01.05.2016 04:32
0
Да, я с вами согласна!
Ольга (Ольга)
01.05.2016 08:06
0
*подслеповатыми глазами свою мыльницу с экраном*- умора, это точно про меня...
marinka1961 (МАРИНА)
01.05.2016 08:32
0
Спасибо, Мариночка!!! Очень интересно!!!
bella2362 (Изабелла (предпочитаю на "Ты"))
01.05.2016 22:12
+3
1
Марина, но ведь чтобы прочитать эту статью тоже нужен был интернет. Одно дело, когда мы играем в игры, а другое чтение статей о вреде интернета в интернете. Парадокс! Просто нужна элементарная селекция информации. Мир изменился и гаджеты стали неотъемлемой его частью. Иногда без них невозможно. А читать книги нужно, с этим я полностью согласна.
Руська (Вера (только на ты))
01.05.2016 22:12
+1
0
Спасибо, Марина, за статью. Прочитала и задумалась. Всё верно написано.
Ediht (Валентина)
01.05.2016 22:16
+1
0
Мариночка, Вы как всегда с интересной информацией! Спасибо!
slonikV (Белла)
02.05.2016 08:53
+1
0
Хочу вместо комментария скопировать статью, найденную на просторах интернета:

Актуальный эксперимент

Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?

— готовили еду, ели;

— читали или пытались читать,

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

— смотрели в окно или шатались по квартире;

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

— складывали головоломки или конструктор «Лего»;

— рисовали или пытались рисовать;

— мылись;

— убирались в комнате или квартире;

— играли с собакой или кошкой;

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

— трое писали стихи или прозу;

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

— одна девочка вышивала по канве;

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

— одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Персиваль (Светлана)
02.05.2016 17:31
0
Важную тему Вы затронули. «Клиповость» мышления и восприятия — болезнь уже не только подростков и молодежи, но и людей более старшего возраста. Связно выразиться, а тем более написать текст практически никто не может. Про грамматику вообще не говорю. Потому что никто НЕ ЧИТАЕТ, а если читает, то такую муть, что лучше бы вообще ничего. Я уже достаточно долгое время пребываю в ужасе (правда, сейчас уже не в столь острой фазе) от того, что большинство людей, с которыми приходится общаться, понимают от силы 50% информации, которую я пытаюсь до них донести. Стараюсь примитивизировать донельзя, сама уже начинаю деградировать. По своему опыту знаю, что «на пальцах» объяснить современным людям гораздо проще, поскольку визуальные образы еще как-то воспринимаются. А вот с текстами намного сложнее. Получается, что люди скатываются до уровня совсем малолетних детей, которые еще не знают букв, и которым нужны книжки с картинками.
Irena (Ирина)
02.05.2016 21:19
0
Получается, я — динозавр. Книги я читаю, а статьи в интернете бегло просматриваю, кроме тех, которые заинтересовали. Не верю, что таких больше нет!
Dirina (Ирина)
02.05.2016 21:23
0
Да конечно очень обидно что молодежь перестала читать книги, недавно смотрела какую то передачу, молодежную, и там 22 летней девушке прочли отрывок из Евгения Онегина, и попросили назвать автора, она сказала — Чехов. Я, скажу честно, была в шоке.Я в школе особенно не блестала, как говорится — мы все учились понемногу, чему нибудь и как нибудь… (какой каламбур получился) но не узнать Пушкина. А потом я подумала, ну может мы уже устарели со своим Пушкиным, Чеховым, Толстым и т.д.Ну вот не помню же имя автора Инеиды?
Nana (Нана)
02.05.2016 21:25
+1
0
Проблема, затронутая в статье, глобальна и, на мой взгляд, уже трагически неисправима. Я вынуждена строить свою работу со студентами так, чтобы постоянно контролировать понимание ими смысла того, о чем идет речь, хотя изначально предполагается, что они в состоянии воспринять и усвоить эту информацию. То есть не просто обсуждать проблему, искать пути применения теоретических положений на практике, а как-то выходить из ситуации «МНОГА БУКАВ — ЭТО ТРУДНО». иногда мне от этого делается просто нехорошо, иногда впадаю в отчаяние, но не перестаю надеяться и предпринимать усилия, только эти усилия год от года становятся все более героическими.
natkalash 57 (Натали) (Наталья)
13.05.2016 15:22
0
Мне в свои 40 пришлось учиться на 2х месячных бухгалтерских курсах. Так как я пришла в середине курса, мне пришлось брать чужие конспекты. Я была самая старшая, основная масса- вчерашние школьники. Прочитав первый конспект я опешила. Текст был не читабельный. Взяв 2й- я тоняла, что люди не знают как пишутся элементарные слова. Пишут на слух транскрипции. Я была в шоке!!! Как обстоит дело сейчас я не знаю. Хотя знания языков у новоиспеченных инженеров, приходящих на работу ужасны.
Nana (Нана)
13.05.2016 16:07
0
Если бы только языков…
natkalash 57 (Натали) (Наталья)
13.05.2016 16:22
0
Это минимум. Я им объясняла, что этот документ с кучей ошибок будет читать весь завод и надрываться от хохота. Всему остальному просто приходилось учить по месту. Это было нереально сложно.
kirol58 (Ольга)
04.05.2016 15:40
0
Моя дочь, 27 лет от роду, постоянно висит «В контакте», у нее там более 200 друзей и смотрит записи передач, которые мне очень не нравятся. И в то же время у нее есть список классической литературы, который она героически осваивает. Недавно дочмтала Анну Каренину и была счастлива (это был труд для нее). А учебник по фотошопу она распечатала и учит, говорит, что бумажные источники воспринимаются легче, чем электронные версии.
Мне кажется, нельзя обобщать. Просто и во времена нашей молодости были люди идущие по пути наименьшего сопротивления, они тоже находили для себя доступные и легкие для восприятия развлечения, а тех кто читал считали больными людьми. А без интернета в наше время уже трудно прожить, но и черпают оттуда все то, что конкретному человеку нужно. А умных, тонких и интеллигентных и сейчас много, просто они не так заметны. Я предпочитаю не пугаться и ждать от жизни лучшего.
Мечтатель (Светлана)
06.05.2016 10:07
0
Абсолютная правда… Меня дико огорчает только то, что по роду своей работы я ОБЯЗАНА круглосуточно быть на связи… Но сама лезу в телефон только в случае реальной необходимости. Книги люблю и читаю. И все равно чувствую то самое отупение, о котором здесь говорится. Дети мои читают, они не особо привязаны к гаджетам, могут без них спокойно обходиться долго. Но и для них временами возникает проблема «многабукв». Даже страшно.
natkalash 57 (Натали) (Наталья)
13.05.2016 15:13
0
Нашему поколению это не грозит, а вот дети и внуки будут иметь и уже имеют эту проблему. для меня наркотик- книги. Я люблю читать буковки на бумаге, держа ее в руках.Это истинное удовольствие. Но качество моего чтения значительно снизилось. Лень читать серьезное, проще какое нибудь чтиво, чтоб дать отдых мозгам. Спасибо за информацию.