Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Primavera (Вера)
2021-01-13 01:22:17
Рейтинг: 4229
Комментариев: 1460
Топиков: 174
На сайте с: 04.02.2016

Империя Великих Моголов — государство, которое существовало с XVI и до середины XVIII века на территории современной Индии, Пакистана, Бангладеш и юго-восточного Афганистана. Название «Великие Моголы» появилось уже при английских колонизаторах. Ни основатель Империи — Бабур, ни его потомки сами себя так не называли. В эпоху расцвета империи прикладное  искусство Индии испытало небывалый подъем. Предметы быта той эпохи являются жемчужинами экспозиций музеев и частных коллекций.

Золотое блюдо в виде восьмилепесткового цветка из собрания Государственного Эрмитажа (Династия Моголов, Индия, 17 век)
Есть такие экспонаты и в Эрмитаже, в коллекции «Особой кладовой отдела Востока». Эти раритеты привозились в качестве дипломатических подарков, поступали из частных коллекций. Начало коллекции было положено дипломатическим посольством Надир-Шаха, правителя Ирана, к императрице Анне Иоанновне. Зимой 1738-1739 г. Надир-шах предпринял успешный военный поход и в марте вступил в Дели, где ему в руки попала невероятная добыча — вся сокровищница Великих Моголов. По описаниям того времени, после переплавки дворцового золота в слитки и конфискации драгоценностей и ювелирных изделий, добыча оценивалась в 130 млрд золотых монет. Даже если цифры преувеличены, они все равно огромны. В октябре 1739 года Надир-шах отправляет посольство в Россию и Турцию, чтобы сообщить о своей победе. Посольство прибыло в Петербург только через два года, поскольку в составе даров помимо драгоценностей и тканей, были отправлены 14 слонов. Почти все эти раритеты сохранились в коллекции Эрмитажа.

Золотой столик, инкрустированный рубинами, изумрудами, жемчугом - из собрания Государственного Эрмитажа (Династия Моголов, Индия, 17 век)

В европейских странах интерес к сказочным богатствам востока был огромен. Особенно ожесточенно соперничали между собой голландские и британские купцы за право торговли индийскими пряностями, тканями, произведениями ремесленников и ювелиров. В конце концов империя Великих Моголов распалась, а большая часть ее территории попала под управление Британии на два века. Есть экспонаты этого периода и в собрании британских монархов. Особенно стоит отметить коллекцию восточных кинжалов. И клинок, и рукоятка оружия в те временя украшались ювелирами и оружейниками с невероятно изощренным мастерством, это настоящие шедевры ювелирного искусства.

В Королевской коллекции Британии имеется 37 индийских кинжалов с нефритовыми эфесами. Они были подарены Эдуарду VII (1841–1910) во время его четырехмесячного тура по Индийскому субконтиненту в 1875 году. Оружие и доспехи составляли самую большую категорию подарков, полученных тогда еще принцем Уэльским, и многие из них были выставлены в «Индийской комнате» принца в Мальборо-хаус.

«Индийская комната» в Мальборо-Хаус, 1890-е годы 

Нефритовые кинжалы стали популярны при дворе Великих Моголов во время правления Аламгира (годы правления 1658–1707) после того, как наладились торговые пути для торговли с Китаем. Камнерезы, работавшие при дворе Великих Моголов, смогли перенести свои навыки работы с горным хрусталем на обработку нефрита, изготовление сосудов, рукояток кинжалов и украшений, инкрустированных драгоценными металлами и драгоценными камнями. Мечи и кинжалы составляли важную часть сокровищниц Великих Моголов. Известно, что император Джахангир (1569-1627) относился к мастерам-оружейникам с большим уважением. В своих мемуарах он описывает чувство, когда он берет рукоять меча: «Из всех драгоценных камней, находящихся в сокровищнице, я считаю его самым драгоценным." Далее он упоминает дары, которые он преподнес мастеру, включая «слона, почетное платье и золотой браслет на запястье…».

Кинжал ханджар (тип кинжала с изогнутым обоюдоострым клинком). вырезанный из нефрита эфес инкрустирован гранатами в растительном орнаменте. (Индия, XVIII — XIX век). Подарен принцу Уэльскому махараджей Джунг Бахадур Рана, премьер-министром Непала.

Кинжал пешкаб с однолезвийным остроконечным клинком с растительным золотым узором у рукояти. На нефритовой рукоятке вырезана голова попугая с выемками для лучшего захвата и клювом из золота и рубинов. На кончике клюва можно найти небольшой крючок, на котором раньше была цепочка из изумрудов и жемчуга. Подарен принцу Уэльскому махараджей Подарен принцу Уэльскому махараджей Орчха.

Кинжал с рукоятью из слоновой кости в виде головы лошади, глаза и уздечка в технике кундан с рубинами (Индия, XVII век)

К моменту царствования Джахангира холодное оружие уже не использовалось исключительно для ведения войны. Такими кинжалами с изображением головы животного при дворе Великих Моголов удостаивались высокопоставленные вельможи, чиновники, придворные. Богато украшенный дорогой клинок стал элементом придворной парадной одежды, своеобразным признаком высокого положения при дворе.

Кинжал и ножны (Северная Индия, XVIII век). Рукоять из бледного нефрита, вырезанная в форме рукоятки пистолета, деревянные ножны в серебряной оправе обтянуты красной тканью

Кинжал ханджар и ножны. Нефритовая рукоять украшена рубинами и изумрудами (Северная Индия, XVIII век)

Кинжал ханджар. Нефритовая рукоять украшена рубинами и изумрудами (Индия, XVIII — XIX век). Такие кинжалы в основном производились для двора Великих Моголов в Джайпуре.

Использование декоративных цветочных мотивов лотоса на рукояти возникло во времена императора  Шаха Джахана и стало художественной нормой к началу восемнадцатого века.

Кинжал с рукоятью из горного хрусталя (Индия, XIX век). Рукоять инкрустирована орнаментом из золота и рубинов.

Кинжал с агатовой рукоятью и бриллиантами (Индия, XVIII век), рукоять из агата с серебряной оправой украшена с каждой стороны бриллиантами, оформленными в виде глаз. Серебряная оправа с гравировкой из цветочных завитков

Вот совершенно необыкновенная вещь — костыль-посох-клинок дервиша (Индия и Турция, 18 век)

В отделке посоха присутствует смешение стилей — резная нефритовая рукоять индийской работы с позолоченными серебряными наконечниками в виде головы лошади, с глазами из драгоценных камней и бирюзовыми воротниками; стальное обоюдоострое лезвие с золотой накладной надписью и орнаментом в арабском стиле, позолоченные серебряные ножны, украшенные дивным чеканным цветочным орнаментом. Такие костыли использовали суфийские (одно из течений ислама) и индуистские адепты, которые опирались на них во время медитации. Пышный орнамент ножен говорит о богатстве владельца. А в момент опасности такой костыль моментально превращался в острый клинок.

Резной нефритовый горшок, украшенный снаружи узором в виде листьев аканта (Индия, 18 век)

Пять  чашек на ножке (Индия, 18 век) из резного нефрита, инкрустированные  рубинами, изумрудами и бриллиантами в технике кундан.

Вся сложность и необычность техникикундан  заключается в методе крепления драгоценных и полудрагоценных камней на основу ювелирного изделия. В этой технике для скрепления камней используется чистое золото наивысшей пробы. Камни крепятся на каркас с помощью тончайшей золотой фольги, настолько тонкой, что она сцепляется с поверхностью кристаллов  за счет молекулярных связей. Драгоценный камень полируют, накладывают на фольгу и сцепляют с основой без дополнительных креплений — только за счет давления и свойств золотой фольги, которая к тому же придает дополнительное сияние самоцветам. Затем ювелиру необходимо правильно обжать фольгу вокруг камней и придать ей необходимую форму с помощью специальных инструментов. 

Нефритовая рама для зеркала с инкрустацией из драгоценных камней в виде цветочного стебля, исходящего из вазы. (Северная Индия, XVIII век)

Тикка — кулон, подвеска  на лоб с драгоценными камнями (Гуджарат, Индия, около 1700 г.)

Редкий резной рог из нефрита для хранения пороха с медной оправой в виде леопарда. (Индия, Джайпур, 18 век)

Рожок вырезан из нефрита двух оттенков. На сужающемся, более темном конце изображена голова козерога, изо рта которого сыпался порох. Медный рычажок в виде нападающего леопарда позволяет открывать и закрывать отверстие.

Резная чаша из нефрита украшена эмалированными цветами (Индия,17-18 век) и свидетельствует о мастерстве  индийских эмальеров.

Первоначально завезенная в Индию европейскими ювелирами, техника эмали быстро была подхвачена местными мастерами и широко использовалась уже в шестнадцатом-семнадцатом веках.

Резная нефритовая табакерка (Северная Индия, 18 век)

Шкатулка восьмиугольной формы с резьбой, декорированная в технике кундан бриллиантами и рубинами (Индия, XIX век)

Мне нравится36
Добавить в закладки
Назначить теги
857
Подписки
Подписаться на новые топики раздела Истории в картинках
Подписаться на пользователя Primavera (Вера)
29 комментариев
00
2021-01-13 02:42:12

Вера!!! Спасибо большое! Очень  интересно!!! Случайно наткнулась на Ваш топик, как в музее побывала и предыдущие посмотрела. Не останавливайтесь !!!

00
2021-01-13 10:57:45

Вера!!! Спасибо большое! Очень  интересно!!! Случайно наткнулась на Ваш топик, как в музее побывала и предыдущие посмотрела. Не останавливайтесь !!!

Ирина, мне очень приятно, что мои подборки понравились) Рада поделиться вдохновением

00
2021-01-13 06:51:51

Какой только красоты не существует в мире!!! Столько искусных мастеров!!! Спасибо большое, Вера, за то, что продолжаете нас знакомить с миром искусства и его мастерами, с музейными экспонатами и их историей!!!

0+1
2021-01-13 10:56:24 (отредактировано)

Какой только красоты не существует в мире!!! Столько искусных мастеров!!! Спасибо большое, Вера, за то, что продолжаете нас знакомить с миром искусства и его мастерами, с музейными экспонатами и их историей!!!

Татьяна, спасибо! Рада поделиться)

00
2021-01-13 13:02:52

Вера, большое спасибо, как всегда интересно и увлекательно!!! В очередной раз сделала для себя удивительные открытия!!!

0+1
2021-01-14 10:52:08

Вера, большое спасибо, как всегда интересно и увлекательно!!! В очередной раз сделала для себя удивительные открытия!!!

Тамара, спасибо! Я и сама открываю для себя много нового, когда начинаю пристальнее рассматривать тему, подбирать материал)

00
2021-01-13 20:42:25

С большим интересом посмотрела топик.Да.Что уж говорить, красота неописуемая.Титанический труд, и мастерство.Верочка, спасибо Вам за доставленное удовольствие от топика)))

00
2021-01-14 10:50:56

С большим интересом посмотрела топик.Да.Что уж говорить, красота неописуемая.Титанический труд, и мастерство.Верочка, спасибо Вам за доставленное удовольствие от топика)))

Лена, спасибо! Давно хотела написать, наконец-то набрала фото-материал)

0+1
2021-01-14 09:09:13

Красота!

00
2021-01-14 10:49:15

Красота!

Это да)

lana ()
70
00
2021-01-14 09:41:21

Большое Вам спасибо, Вера! Очень интересно и познавательно, с нетерпением жду новых топиков

00
2021-01-14 10:48:41

Большое Вам спасибо, Вера! Очень интересно и познавательно, с нетерпением жду новых топиков

Лана, спасибо! Есть еще темы)...

00
2021-01-14 14:15:13

Какое мастерство! Красотища!

00
2021-01-15 11:26:40

Какое мастерство! Красотища!

Для вдохновения красотой)

00
2021-01-14 15:46:30

Вера, очень очень интересно! Узнала много нового. Кинжалы великолепны, браво мастерам оружейникам, золотое блюдо, тикка потрясающие. Задумалась, для чего на такие огромные расстояния перегоняли слонов, как такая экзотика приживалась в  холодном Петербурге. Спасибо Вам за труд  и Вашу огромную эрудицию.

00
2021-01-15 11:30:31

Вера, очень очень интересно! Узнала много нового. Кинжалы великолепны, браво мастерам оружейникам, золотое блюдо, тикка потрясающие. Задумалась, для чего на такие огромные расстояния перегоняли слонов, как такая экзотика приживалась в  холодном Петербурге. Спасибо Вам за труд  и Вашу огромную эрудицию.

Диана, спасибо Вам за добрые слова).Слонов в те времена в России видывали только на картинках. Так что это была диковина на уровне золотого столика) Слонам, конечно, такая перемена климата вряд ли понравилась. А куда денешься?

00
2021-01-15 14:27:54

Диана, спасибо Вам за добрые слова).Слонов в те времена в России видывали только на картинках. Так что это была диковина на уровне золотого столика) Слонам, конечно, такая перемена климата вряд ли понравилась. А куда денешься?

00
2021-01-14 17:27:50

Вера, примите благодарность! Уже жду ваших постов — это возможность побывать в иных Мирах и эпохах!

00
2021-01-15 11:35:03 (отредактировано)

Вера, примите благодарность! Уже жду ваших постов — это возможность побывать в иных Мирах и эпохах!

Наталья, спасибо вам большое. В 1984 году Эрмитаж выпустил каталог золотых кладовых Востока, и мне  посчастливилось ее купить. С тех пор я заболела этими волшебными сокровищами)

00
2021-01-14 17:34:42

Удивительные, красивейшие работы!

00
2021-01-15 11:35:35

Удивительные, красивейшие работы!

Татьяна, Спасибо!

00
2021-01-14 21:32:49

Неимоверно красиво! Спасибо.

0+1
2021-01-15 11:36:17

Неимоверно красиво! Спасибо.

Спасибо, Людмила. Мне очень приятно)

00
2021-01-14 22:59:56

Какая красота! Смотрела бы и смотрела. Вера, огромное спасибо за такие интересные топики. А тут еще и моя любимая Индия.

00
2021-01-15 11:38:33

Какая красота! Смотрела бы и смотрела. Вера, огромное спасибо за такие интересные топики. А тут еще и моя любимая Индия.

Ирина, Спасибо! Индийская культура и искусство не всегда мне понятны в символике, но безупречны и восхитительны по красоте и  мастерству)

00
2021-01-14 23:49:10

Очередное чудо. Спаисбо.

00
2021-01-15 11:39:13

Очередное чудо. Спаисбо.

Елена, спасибо! согласна

00
2021-01-15 08:59:29

Вера, большое спасибо! Очень интересно! Всегда с удовольствием читаю ваши топики, любуюсь красотой!

00
2021-01-15 11:42:10

Вера, большое спасибо! Очень интересно! Всегда с удовольствием читаю ваши топики, любуюсь красотой!

Лариса, спасибо! Я не искусствовед, но люблю пересказать занятную историю при случае, а красоту мы все понимаем без слов)