Эмиль Галле – маркетри на стекле
На протяжении всей своей жизни Эмиль Галле стремился обогатить свои творения, исследовал новые техники, и в стекольном производстве его исследования были исключительными. Стекло, материал, наделенный бесконечно разнообразными художественными качествами, позволяет мастеру проявить свой талант в самых разнообразных техниках: в литье, росписи или гравировке. Методы обработки стекла Галле многочисленны: патинирование, включения сусального золота или платины, эмали, кислотное травление и, для исключительных произведений – маркетри. Метод маркетри на стекле (Marqueterie-Sur-Verre) был запатентован 26 апреля 1898 года. В том же году работы с использованием маркетри Галле представил в салоне на Марсовом поле в Париже.

Ваза-камея с элементами маркетри, высота 24,5 см, Émile Gallé, около 1900 г., из коллекции Музея Орсе, Париж.
Из всех технических исследований Эмиля Галле маркетри на стекле является одним из самых смелых. Техника травления кислотой и гравировки многослойного стекла не дает высокого рельефа, нужного контраста цветов или неожиданного цветового акцента, который требовался художнику в некоторых дизайнах.

Ваза «Анемон пульсатилла» на бронзовой подставке, высота 17 см, Émile Gallé, около 1898-1900 гг.

Ваза «Анемон пульсатилла» (фрагмент): многослойное пузырчатое стекло, маркетри на стекле, резка и гравировка.

Ваза «Coeur de Jeanette», стекло-камея, маркетри, высота 16 см, Émile Gallé, около 1900 г. «Coeur de Jeannette» – эльзасское разговорное название цветка, известного у нас как «разбитое сердце».

Фото дает представление о разнице между рельефом, полученным путем травления и гравировки, и рельефом элементов маркетри.
Высокий риск растрескивания, вызванного повторным нагревом, сделал маркетри на стекле дорогим искусством, предназначенным в основном для специальных заказов или для изделий, выпущенных в ограниченном количестве. Однако успех некоторых дизайнов и популярность, которыми они пользовались, привели к серийному выпуску некоторых моделей.
Маркетри на стекле обогатила цветовую гамму стекольных изделий Эмиля Галле, которая и до этого не имела себе равных, дала ему большую свободу для воплощения в стекле растительного или водного мира, из которых он черпал вдохновение.

Ваза «Анжелика Голд Гераклеум», двухслойное стекло, кислотное травление, гравировка, маркетри, высота 47 см, Émile Gallé, около 1900 г.

Эта модель вазы, которую Эмиль Галле в своих заметках называет Angélique, Grande berce или Heracleum, была представлена на Всемирной выставке 1900 года в Париже и выпускалась в разных вариациях.

Ваза «Морозник», межслойный декор, резьба, маркетри, высота 18,5 см, Émile Gallé, около 1900 г.

Ваза-камея с элементами маркетри, высота 18 см, Émile Gallé, около 1900 г.

Кувшин «Магнолия» в бронзовой позолоченной оправе, гравированное стекло с элементами маркетри, высота 14,5 см, Émile Gallé, около 1896 г.

Ваза с внутренним декором, гравировкой и элементами маркетри, высота 14 см, Émile Gallé, около 1910 г.

Ваза «Каттлея», многослойное стекло с включениями из серебряной фольги, резьба, маркетри, высота 9 см, Émile Gallé, около 1900 г.

Ваза «Безвременник», многослойное стекло с включениями золотой фольги, резьба, маркетри, высота 9 см, Émile Gallé, 1898 г.

Ваза из стекла с межслойным декором оксидами металлов и цветами-маркетри, Émile Gallé, около 1910 г.

Ваза из стекла с рельефной гравировкой, межслойным декором с вкраплениями сусального серебра, маркетри, имитирующее коралл и аппликация в виде ракушки, Émile Gallé, около 1910 г.

Ваза «Les Veilleuses» или «Colchiques», многослойное стекло с рельефной гравировкой, межслойным декором с вкраплениями сусального серебра и маркетри, высота 44 см, Émile Gallé, около 1897-1898 гг.

Ваза-корнет из многослойного стекла с резьбой и маркетри, высота 42,5 см, Émile Gallé, около 1900 г.

Ваза «Marqueterie Aux Papillons», патинированное стекло, маркетри, высота 24 см, Émile Gallé, 1898 г.

Ваза с носиком «Periwinkles», патинированное стекло, маркетри, высота 10 см, Émile Gallé, 1899 г.

Ваза-корнет «Крокус», зеленое стекло, маркетри, высота 40 см, Émile Gallé, около 1900 г.

Ваза из стекла-камея с первоцветами в технике маркетри, высота 12,7 см, Émile Gallé, около 1899 г.

Две вазы с изображением орхидей, стекло-камея, маркетри, Émile Gallé, около 1900 г.

Ваза-камея с элементами маркетри, высота 18,5 см, Émile Gallé, около 1900 г.

Ваза из стекла-камея с маркетри, высота 41 см, Émile Gallé, около 1910 г.
Технику маркетри на стекле, запатентованную Эмилем Галле, использовали и другие производители художественных изделий из стекла, например, братья Дом. Однако, широкого распространения техника все же не получила, поскольку она не подходит для массового производства.

Ваза Marqueterie-Sur-Verre, высота 13,5 см, DAUM, около 1900 г.

Ваза Marqueterie-Sur-Verre от богемского стекольного завода «Kralik», высота 13,5 см, около 1920 г.











Сплошное восхищение!!! Это даже не вазы, а скульптурные произведения! Впечатлила ваза с цикламеном и корнеты. Вера Вы умеете поражать удивлять и восхищать. Спасибо!
Татьяна, спасибо! Значит, мы на одной волне)) Я как раз подбираю такие чудеса, которыми восхищаюсь сама. А если мне удается узнать немного больше об их истории, или мастере, это еще и существенный бонус))
Благодарю за прекрасную экскурсию!!!!
Елена, спасибо! В мире творчества Эмиля Галле можно провести не одну экскурсию. Это многогранный мастер, создававший не только стекло, но и мебель, керамику, писатель и теоретик искусства. Человек, создавший большой круг единомышленников и оказавший большое влияние на стиль ар-нуво. Масштабная личность!
Пиршество для глаз! Спасибо, Вера.
Спасибо, Нина! Я помню, как вам нравится стекло этой эпохи. Сейчас оно все чаще появляется на выставках в музеях, что приятно)
Да, Вера, нежно люблю стекло Галле, считаю что он-гений стекла. Как бы хотелось иметь что-нибудь из его творений)
Мечтать, так уж по-крупному!))
Вера, огромное спасибо за открытие такого великолепия!
Спасибо, Наталья! К работам Галле всегда обращаюсь с большим удовольствием!
Спасибо большое, Вера, за спецпоказ )) И, конечно, Вы правы про масштаб личности Эмиля Галле и разносторонний творческий поиск. Благодаря Вам наши эстетические горизонты неуклонно расширяются.
Спасибо, Мелена! Люблю расширение горизонтов. Жаль, что не получается поместить в голове все, что видела и чему научилась. Обязательно что-то забывается)
Нужное и важное всегда «подальше положишь — поближе возьмёшь» )))
Не всегда работает, по крайней мере для меня))