Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

​Японское искусство оши-э

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2025-12-11 19:48:09
Рейтинг: 29982
Комментариев: 6639
Топиков: 841
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

Оши-э (буквально «прессованная картина»), также известная как киритори дзайку, это техника, при которой фрагменты вырезались из оригинального рисунка и переносились на плотную бумагу. Эти элементы покрывались парчой, дамаском, шелком или крепом и заполнялись хлопковой или шелковой ватой для создания эффекта объемного рельефа. Также для украшения рисунка использовались очень тонкие серебряные и золотые нити.

Эта техника, вероятно, восходит к периоду Муромати (1392-1573) и зародилась в Киото среди аристократок, а позже распространилась в японском обществе. Этот вид работы был очень трудоемким и требовал множества тонких деталей в изображении платьев, лиц и фона. Оши-э считалась женским делом наряду с вышивкой, икебаной и чайной церемонией.

​Японское искусство оши-э

Шелковое панно в технике оши-э с изображением процессии насекомых, 101х63 см, около 1900 г.

​Японское искусство оши-э

Панно оши-э (фрагмент)

Фон выделен золотой пудрой, а детали травы прорисованы легкими мазками кисти. В японском искусстве существует давняя традиция, восходящая к XII веку, согласно которой животные изображались в юмористическом ключе за обычными человеческими занятиями.

Трехмерная сцена, проработанная с использованием тончайших деталей, изображает очень распространенный сюжет, иллюстрирующий процессию феодального лорда, совершающего путешествие из своих владений в столицу Эдо в сопровождении самураев и высокопоставленных лиц. Только вместо людей мы здесь видим кузнечиков, сверчков, муравьев и ос, несущих цветы.

​Японское искусство оши-э

Шелковое панно в технике оши-э с изображением самурая Нитта Ёсисада, подписанное Итириндо Тосикадзу, 58х81 см, около 1900 г.

Нитта Ёсисада – реальный исторический персонаж, полководец, живший в XIV веке. Существует легенда, связанная с битвой при Камакуре, где войско Нитта Ёсисада оказалось зажатым на узком перешейке между неприятельской крепостью и флотом. Тогда Ёсисада, по легенде, пожертвовал свой меч морскому богу, чтобы тот заставил море отступить и дал пройти его войскам. Образ Нитта Ёсисада, бросающего свой меч в море, чтобы его воды расступились, стал каноническим изображением, часто встречающимся в японских произведениях искусства.

​Японское искусство оши-э

Нитта Ёсисада с его помощником, стоящим на коленях рядом, вручает меч морскому богу Рюдзину, чтобы разделить морские воды в Камакуре.

Значительное развитие жанра произошло в период Эдо. Оши-э использовалась для изготовления декоративных предметов, таких как хагоита (ракеток для игры в волан), ширм и картин в рамах, часто с изображением бидзин (красивых женщин) или актеров Кабуки.

В эпоху Мэйдзи искусство оши-э и другие виды текстильной вышивки экспортировались на Запад. Работы оши-э были представлены в разделе «Изысканные предметы» на Филадельфийской юбилейной выставке 1876 года.  До наших дней сохранилось не так много старинных образцов этого искусства. Некоторые из них можно увидеть в разных музеях мира.

​Японское искусство оши-э

Лаковая ширма, украшенная изображением персонажей в стиле оши-э, представляющих четыре класса японского общества, 1893 г.,музей Эшмола, Оксфорд.

Считается, что эта выдающаяся работа была создана для Всемирной выставки в Чикаго. Ее тематика посвящена четырем сословиям Японии периода Эдо (справа налево): правая панель представляет самураев и воинов; затем крестьяне, выращивающие рис; третья панель представляет ремесленников: шляпники, токари по дереву, мастерица по изготовлению вееров, плетельщица корзин, скульптор, ткачи, вышивальщица, изготовитель зонтов и гончар, кузнецы, плотники и литейщики; левая панель представляет торговцев - низший класс общества. Такое разделение на классы было упразднено в начале периода Мэйдзи в 1868 году. 

​Японское искусство оши-э

Панно в технике оши-э с изображением легендарного воина Минамото но Ёсиэ (1039–1106), который остановился, чтобы сочинить стихотворение о цветущей горной сакуре, работа Сэппо, который представил похожее панно на Венецианской международной выставке 1897 года, Музей Киемидзу Саннензака, Киото.

​Японское искусство оши-э

«Гейша», оши-э,высота 21,5 см, XIX век, из коллекции Бруклинского музея.

Стремление мастеров к реалистичному объемному изображению в технике оши-э вдохновило японского писателя Эдогаву Ранпо на написание мистической новеллы «Путешественник с картиной» в 1929 году. Интрига этого рассказа заключается в том, что герой волшебным образом попадает в картину оши-э. И вот как автор описывает картину в своем рассказе:

«В центре — две довольно большие, сантиметров в тридцать, человеческие фигуры.
Собственно, только они были выполнены в технике «оши-э» и разительно выделялись на общем фоне. Убеленный сединами старец, одетый по-европейски — в старомодный черный костюм,
— церемонно сидел у стола. Меня изумило его несомненное сходство с владельцем картины. А к нему с невыразимой пленительной грацией прильнула юная девушка, почти девочка, лет семнадцати — восемнадцати, совершеннейшая красавица.
Причесанная в традиционном стиле, она была одета в роскошное, переливающееся всеми оттенками алого и пурпурного кимоно с длинными рукавами, перехваченное изысканным черным атласным оби. Их поза напоминала любовную сцену из классического спектакля.
Контраст между старцем и юной красавицей был ошеломляющий, однако не это поразило меня. В сравнении с аляповатой небрежностью фона куклы отличались такой изысканностью и изощренностью мастерства, что у меня захватило дух. На их лицах из белого шелка я мог различить каждую черточку, вплоть до мельчайших морщинок; волосы юной прелестницы были самыми настоящими, причем каждый волосок мастер вшил отдельно и собрал в прическу по всем правилам; то же самое можно было сказать и о старце. А на его черном бархатном костюме я разглядел даже стежки ровных швов и крохотные, с просяное зернышко, пуговки».

Можно подумать, что такое яркое описание мастерства оши-э – это авторское преувеличение. Но давайте рассмотрим следующее панно в деталях и убедимся, что автор не слишком далеко отклонился от действительности.

​Японское искусство оши-э

Текстильное панно оши-э с изображением придворных дам в изысканных нарядах на пикнике, 58х63 см, около 1900 г.

​Японское искусство оши-э

Одна из дам танцует (фрагмент).

​Японское искусство оши-э

Вторая дама сидит в окружении корзин для пикника (фрагмент)

​Японское искусство оши-э

Шелковое панно в технике оши-э с изображением крестьян, собирающих и обрабатывающих хлопок, 54х83 см, около 1900 г.

​Японское искусство оши-э

Крестьяне на панно собирают хлопок на полях, чистят его, отделяя волокна от семян и готовят к прядению.

​Японское искусство оши-э

Панно со сборщиками хлопка (фрагмент)

​Японское искусство оши-э

Текстильное панно в технике оши-э с изображением гейши, делающей маникюр, 54х83 см, начало ХХ века.

​Японское искусство оши-э

Подарочный набор из 11 миниатюр оши-э работы художника Эйгэцу с традиционными сюжетами, хранившийся в деревянном футляре, 18х20 см, конец XIX века.

​Японское искусство оши-э

Рисунок 1

​Японское искусство оши-э

Рисунок 2

​Японское искусство оши-э

Рисунок 3

​Японское искусство оши-э

Рисунок 4

​Японское искусство оши-э

Рисунок 5

​Японское искусство оши-э

Рисунок 6

​Японское искусство оши-э

Рисунок 7

​Японское искусство оши-э

Рисунок 8

​Японское искусство оши-э

Рисунок 9

​Японское искусство оши-э

Рисунок 10

​Японское искусство оши-э

Рисунок 11

Традиционное искусство оши-э в наши дни сохраняют ремесленники Токио, Сайтамы, Канагавы и других районов. Сегодня оши-э используется для создания портретов, картин в рамах, а также для декора ширм и вееров. Туристы охотно покупают ракетки хагоита, украшенные портретами актеров театра Кабуки, в качестве сувениров. И новогодние ярмарки не обходятся без работ в стиле оши-е, которые придают им особый национальный колорит.

​Японское искусство оши-э

Современная лавка с сувенирами оши-э.

В ассортименте сувенирной лавки особое место занимают ракетки для игры в волан, украшенные оши-э. Сама игра известна в Японии с незапамятных времен и напоминает всем известный бадминтон. Ракетки хагоита для этой игры вырезали из дерева и со временем стали украшать различными благопожелательными изображениями, символизирующими удачу и счастье: сосна, бамбук, слива, семь божеств удачи. Постепенно декоративные ракетки стали особенной подарочной и сувенирной продукцией. А в XIX веке популярность театра Кабуки привела к появлению новой традиции украшать ракетки портретами актеров в технике оши-э. Хагоита с изображениями актеров кабуки того времени продавались в огромных количествах, примерно как фотографии артистов кино в середине прошлого века.

​Японское искусство оши-э

При создании оши-э с изображением актера кабуки необходимы глубокие знания о правилах ношения кимоно, сочетании цветов и прическах.

​Японское искусство оши-э

Хагоита с изображением актера кабуки в стиле оши-э. 

​Японское искусство оши-э

Современное панно оши-э с изображением девушки в богатом наряде, читающей письмо, 23х25 см.

Мне нравится
39
Нет комментариев
Вступить в группу в Телеграм