ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА . ВИФЛЕЕМ

Наталья (Наталья)
Дата публикации: 20:26
Комментариев: 11364
Постов: 2544
На сайте с: 03.11.2015

ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА. ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. ВИФЛЕЕМ


Вифлеемская звезда.

Надпись на латыни гласит: «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа – 1717.

Церковь Рождества Христова в Вифлееме является одной из наиболее старейших непрерывно действующих церквей мира. Она построена над пещерой, где, согласно легенде, родился Иисус из Назарета, потому для христиан всего мира церковь Рождества является одной из наибольших святынь.
Фактически, Церковь Рождества – это целых две церкви, с криптой под ними – Гротом Рождества, где произошло рождение Христа.

Эти фотографии – своеобразная экскурсия по Церкви Рождества Христова.

1. Церковь Рождества Христова: Вифлеемская звезда и алтарь. В введении римо-католиков находится Придел Яслей и престол Поклонения Волхвов, находящиеся в Гроте Рождества. В ведении католиков находится также серебряная звезда под алтарем Рождества. Право заходить в неф имеют как армяне, так и католики.

2. Структура Церкви Рождества Христова. Цифры на схеме означают: 1. площадь Рождества. 2. Врата Смирения. 3. Неф. 4. Алтарь и иконостас православной конфессии. 5. Лестницы в Грот Рождества. 6. Грот Рождества – серебряная звезда означает место, где по поверью родился Иисус Христос. 7. Францисканский монастырь. 8. Двор францисканского монастыря. 9. Грот святого Иеронима. 10. Церковь святой Екатерины. 11. Православный монастырь. 12. Двор православного монастыря. 13. Армянский двор. 14. Армянский монастырь.

3. Вид с воздуха на Церковь Рождества Христова, Вифлеем. Церковь является старейшей из действующих церквей. Ее сооружение началось в 326 году до н.э. Современная церковь была построена во время правления византийского императора Юстиниана. В 529 году произошло восстание самаритян и церковь сильно пострадала. Патриарх Иерусалимский отправил святого Савву на помощь Юстиниану, и присланный императором архитектор разрушил церковь до основания, а потом отстроил то здание, которое существует сегодня.

4. Плита на Церкви Рождества Христова в Вифлееме. Сегодня церковь находится в совместном ведении трех конфессий: армянской церкви, римо-католиков и православных.

5. Старая черно-белая фотография Церкви Рождества Христова. Церковь была своеобразной крепостью, вошедшей в историю. На протяжении столетий это была одна из святынь, за владение которой шли самые ожесточенные бои. Ее в свое время осаждали мусульмане и крестоносцы. Фасад Церкви Рождества окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского, православного и армянского, который находится на юго-востоке.

6. Вход в Церковь Рождества. Вход в Церковь Рождества в Вифлееме очень скромный.

7. Вид с воздуха на территорию Церкви Рождества Христова.

8. Макет Церкви Рождества Христова. Главная Базилика Рождества находится в ведении Православного патриархата Иерусалима. Она выглядит как обычная базилика в романском стиле, с пятью нефами, разделенными коринфскими колонами и апсидой в восточной части, где находится святая святых. Базилика представляет собой прямоугольник 53,9 метров в длину, неф 26,2 метра в длину, трансепт 35,82 метра в длину. Войдя в церковь, вы увидите четыре ряда колон, которых всего насчитывается 44. Каждая 6 метров высотой и изготовлена и красного с белыми прожилками камня.

9. Крест на верхушке Церкви Рождества Христова.

10. Площадь перед Церковью Рождества Христова в Вифлееме. Огромная вымощенная площадь, где собираются верующие на Рождество и поют колядки в преддверие рождественской службы.

11. Врата Смирения. В базилику можно попасть через очень низкие двери, которые называются «Врата смирения». Этот проход был создан во времена вторжения на территорию Вифлеема войск турецкой империи, чтобы предотвратить попадание внутрь церкви повозок осаждавших. Кроме того, самый титулованный посетитель, входя в Церковь Рождества, спешится в знак уважения к святыне. Раньше на этом месте находилась куда более высокая Дверь Крестоносцев, очертания которой все еще можно рассмотреть.

12. Вид из дверей Церкви Рождества Христова.

13. Комната стражи – первая в Церкви Рождества.

14. Колонны в Церкви Рождества.

15. Колонны в Церкви Рождества Христова, Вифлеем. 44 колонны украшены росписями, сделанными во времена крестовых походов и изображающими святых, богоматерь с младенцем, хотя в настоящее время изображения уже очень сложно рассмотреть.

16. Священник у колонн Церкви Рождества Христова в Вифлееме. Колоны изготовлены из розового полированного известняка, большинство из них датируется четвертым веком.

17. Неф и свод Церкви Рождества Христова. Неф сохранился со времени императора Юстиниана, хотя в пятнадцатом и восемнадцатом веках проводились восстановительные работы. Сейчас крыша церкви гниет, она сделана из дерева и датируется пятнадцатым столетием. В щели, образовавшиеся из-за старения древесины, поступает вода, попадая на драгоценные фрески и росписи. Ситуация все ухудшается, но представители армянской, православной и римо-католической церквей никак не могут выработать план спасения здания.

18. Северная часть. Северный трансепт и алтарь в нем принадлежит армянской церкви. Кроме того, в совместном ведении армян и православных находится алтарь в Гроте Рождества. К северу от главного алтаря находится Алтарь Трех Царей, считается, что в этом месте привязали своих лошадей волхвы, пришедшие поклониться младенцу-Христу. В северной апсиде находится армянский алтарь, посвященный деве Марии.

19. Иконостас Церкви Рождества Христова. Иконостас разделяет неф церкви и святая святых. Кроме того, это слово может означать передвижной стенд с иконами, который можно разместить в любом месте. Иконостас Церкви Рождества, неф, проходы, южный трансепт и алтарь Рождества принадлежат православным.

20. Вход в крипту под Церковью Рождества. Грот Рождества, пещера под Церковью Рождества, со второго столетия нашей эры считается местом, где родился Христос.

21. Северный спуск, ведущий в Пещеру Рождества.

22. Ясли Рождества. Согласно евангелию от Луки (2:7) Мария положила младенца в ясли, потому что комнаты для них не нашлось. Ясли находятся в северной части Пещеры Рождества, а напротив них расположен алтарь, посвященный волхвам, прибывшим в Вифлеем с востока, который путеводная звезда привела, дабы они принесли дары младенцу Христу.

23. Крипта, вид от алтаря. В евангелиях слова «пещера» не звучит, но мученик Иустин утверждал, что Иисус родился в пещере. В те времена использование пещер как жилья было весьма распространенным в этой регионе. Кроме того, пещеры часто использовались как стойло для скота и склад. В глубине Пещеры Рождества располагается дверь, ведущая в принадлежащие францисканскому ордену часовни.

24. Стена крипты Церкви Рождества. Вся обстановка, кроме бронзовых северных ворот и южного входа в Пещеру, датируемых периодом правления императора Юстиниана, принадлежит к периоду после 1869 года.

25. Потолок Крипты Рождества. Грот освящается 53-мя светильниками, 19 из которых находятся в ведении католиков.

26. Южные ступени в крипту.

27. Крипта Рождества, вид на Вифлеемскую звезду. Грот прямоугольный, длина 12,3 метра, ширина 3, 15 метра.

28. Алтарь над Вифлеемской звездой.

29. Алтарь над Вифлеемской звездой в крипте Церкви Рождества.

30. Нижняя часть алтаря – Вифлеемская звезда в Церкви Рождества. Серебряная звезда на полу символизирует то место, где родился Иисус. Пол мраморный, над звездой находятся 15 светильников, шесть принадлежит православным, пять армянам и четыре католикам.

31. Нижняя часть алтаря – Вифлеемская звезда и вход в крипту. Четырнадцатиконечная звезда выполнена из серебра и окружена серебряными лампадами.

32. Вифлеемская звезда. Надпись на латыни гласит: «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа – 1717.

33. Францисканский дворик около церкви Святой Екатерины.

34. Внутри церкви святой Екатерины. Церковь была построена на месте явления Христа святой Екатерине Александрийской и его предсказания о ее мученичестве (310 год нашей эры). Она похоронена на горе Синай. Церковь впервые упоминается в хроника пятнадцатого столетия. Скорее всего, она построена на месте монастыря времен крестовых походов. Кроме того, на этом же месте в пятом веке находился монастырь святого Иакова.

35. Священник во дворе церкви святой Екатерины.

36. Алтарь церкви святой Екатерины. В этой церкви проводит рождественское богослужение католический патриарх Иерусалимский.

37. Вход во францисканский монастырь и церковь Святой Екатерины.

38. Внутренний двор церкви святой Екатерины.

39. Окно церкви святой Екатерины.










Вифлеем – родина царя Давида и место рождения Христа Спасителя. О происхождении названия Вифлеем существует несколько версий. В египетских текстах времен XVIII династии фараонов упоминается поселение к югу от Иерусалима под названием Бит-Лахам — дом богини Лахам.





На иврите Вифлеем звучит как «Бейт-Лехем» — город хлеба. Название это не случайно: во дни царя Ирода, когда Римской Империей правил кесарь Август, в хлеву родился Младенец, Который стал для всех живших и живущих Хлебом жизни. Вифлеем был и остается небольшим городком и располагается в 10 километрах от Иерусалима. В XII веке арабы почти совершенно разрушили город, восстановлением которого занялись крестоносцы.




Вид на греческий православный алтарь базилики.


Вифлеем разрушался еще дважды, в 1244 году и в 1489 году. Окрестности Вифлеема могут рассказать о многих Ветхозаветных событиях и людях той эпохи, могила прекрасной Рахили напоминает нам пророчество Иеремии: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31.15). Это пророчество исполнилось в Вифлееме, когда были убиты по приказу царя Ирода четырнадцать тысяч младенцев.



Greece, Egypt and the Holy Land. «Bethlehem to the N.E. with the Monastery containing the cave of the Nativity, to the left». Rare Books



Самой главной и драгоценной святыней города является пещера, в которой родился Младенец Иисус. Над пещерой находится храм Рождества Христова — самый древний храм Палестины. Храм на месте Рождества Христова был возведен по приказу Императора Константина Великого.





Церковь состояла из двух частей: над самим гротом было построено восьмигранное строение типа ротонды, и с запада к нему примыкала обширная базилика с четырьмя рядами колонн, почти в тех же пропорциях, что и сегодня. Мозаичный пол константиновской базилики частично сохранился по сей день.




Перед церковью находился атриум – широкий, со всех сторон окруженный колоннадой двор, площадь которого была частично мощена плиткой и частично мозаикой. В 529 году восставшие самаритяне почти полностью разрушили церковь (вышеупомянутый мозаичный пол был покрыт толстым слоем пепла и битой черепицы). Император Юстиниан восстановил церковь примерно на тех же фундаментах.





Большая часть современного строения сохранилась с эпохи Юстиниана. Снаружи, на фасаде, церковь была украшена роскошной мозаикой, изображавшей персидских волхвов. История, происшедшая здесь в 614 году, была рассказана на Иерусалимском церковном соборе IX века: «Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов.




… Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь». На фасаде юстиниановой базилики было три входа. Сегодня оставлен только один центральный, остальные заложены.




В XII в. стены храма были украшены мозаикой и фресками по повелению византийского императора Мануила Комнена (1148-1180 гг.). В XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского. Мозаика Мануила Комнена почти полностью осыпалась. Сохранившиеся фрагменты изображают различные события из жизни Христа: в южном абсиде изображение входа Господа в Иерусалим; в северной абсиде — изображение явления Воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; третий рисунок представляет картину Вознесения Христова.



Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью.





В базилику ведет узкий проход, что заставляет каждого входящего низко склонить голову, как бы кланяясь Самому Младенцу. В народе эти двери называются «вратами смирения».















Пещера, где родился Спаситель мира, является подземным храмом базилики. Для того, чтобы попасть в пещеру, надо спуститься через створчатую дверь, наполовину вросшую в землю, затем спуститься еще на тридцать ступенек к месту рождения Иисуса Христа. Пещера продолговатая, неглубокая, всего около 12 метров длиной, 4 метра шириной, высотой около 3 метров.




Вся пещера освещается лампадами, пол выложен мрамором. В центральной нише находится престол, а под ним серебряная Звезда, обозначающая место, над которым остановилась звезда Востока, когда родился Спаситель мира.




По внутреннему кругу Звезды надпись по-латыни: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» (Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос). Вокруг этой ниши постоянно горят 15 лампад, 6 из которых принадлежат православным грекам, 5 армянам и 4 католикам. Паломники преклоняют колена и благоговейно прикладываются к серебряной Звезде.





В 3-х шагах от Звезды находится престол «Святых яслей», в яслях лежит сделанное из воска изображение Младенца Христа. Здесь же находится престол «Поклонения волхвов».



За базиликой, на востоке, находится поле Пастухов, которым и явился Ангел, возвестив о рождении Спасителя. Когда-то на этом месте был храм, но уцелел только нижний предел, где до сих пор служится Литургия. Основные прихожане — православные арабы. К самому храму Рождества Христова примыкают три монастыря: греческий, армянский и католический. Эти монастыри служат странноприимными домами для многочисленных паломников.










Фрагмент скульптурного изображения Елены (Капитолийский музей)


Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов. Согласно Евсевию Кесарийскому:



Равноапостольные Константин и Елена.

…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы.



Schilderung einer Pilgerreise von Konstanz nach Jerusalem durch Konrad von Grünenberg, um 1487


Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам









6
4
474

3 комментария

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Очень интересно.
Наталья, в переводе надписи на той синей плите ошибка: церковь не могла строиться ДО н.э., тем более в IV в. до н.э.
tatiana (tatiana)
22:38
0
Спасибо, очень интересно!
06:26
0
Спасибо огромное, Наталья. Как побывала там.