Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

Щедрый вечер

галина (Галина)
галина (Галина)
2023-01-12 20:04:37
Рейтинг: 7101
Комментариев: 2520
Топиков: 162
На сайте с: 08.10.2016
Подписаться

Доброго времени суток девочки-рукоделочки!

Святки продолжаются

13 января Новый год по старому стилю.

Исторически сложилось так, что мы отмечаем наступление нового года дважды. Россия перешла на григорианский календарь позже, чем другие страны, в итоге расхождение между старым и новым стилем составило 13 дней. Отмечая старый Новый год, мы отдаём дань старинной русской традиции.

В православном календаре 13 января посвящается Василию Великому.

Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Его родители были знатного происхождения, а так же отличались ревностью христианской веры. Его бабушка с дедушкой пострадали во время гонения императора Диоклетиана, а родной дядя был епископом, как и двое братьев-Григорий  Нисский(ок. 335-394 гг) и Пётр Севастийский. Отец Василия был оратором и законоведом и желал, чтобы Василий пошёл по его стопам. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а затем обучался в Афинской академии. В ней он познакомился с Григорием Богословом(329-389 гг).

Святой Василий чаще всего изображён в светлых одеждах, в левой руке он держит Евангелие, а правой благословляет обращающихся к нему с молитвой. Чаще всего встречается поясное изображение Василия Великого, но есть и в полный рост. Его писали смуглым, в длинным ликом и бородой, которая сужается к низу, есть иконы на которых святой изображён с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом.

Из поучений святого:

Повод для греха

О лености святитель говорил: «Всякий повод для лени есть повод для греха»

Об обидах

«Опечалил ли кто тебя-не печалься, ибо ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло.»

Об осуждении

«Не только глаз, рассматривающий внешнее, не может быть употреблён к рассмотрению самого себя, но и самый ум наш, проницательно усматривающий чужую погрешность, медлителен в познании собственных своих недостатков».

Зло-состояние души

«Зло- не живая и одушевлённая сущность, но состояние души, происходящее через отпадение от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия».

Канун Васильева дня в народе назывался Васильевым вечером.

У северо-западных славян он получил название «щедрого», «щедрухи», «богатого», потому что в этот вечер доставали из кладовых самое лучшее; в центральной и южной России-«Авсень», «Овсень», «Усень», «Таусень». Любимым святочным развлечением для молодёжи были гадания, самым верными и действительными они считались под Новый год, в Васильев вечер.

К этому дню были приурочены все виды гаданий, несмотря на то, что благочестивыми людьми это почитается за великий грех. Почти все способы гадания имеют одну цель-узнать, скоро ли, куда и за кого выдадут замуж(или на ком женят) и как сложится жизнь в чужой семье.

Святителя Василия Великого почитали за покровителя свиней, поэтому в народе этот праздник называли ещё свиным. На праздник резали скот, кололи так называемых «кесаретских» поросят(по имени Василия Великого, архиепископа Кесарийского), чтобы стол был сытным, мясным приговаривали: «Свинку да боровка для Васильева вечерка». Одним из главных блюд являлась фаршированная свиная голова: «В Васильев день- свиную голову на стол!». «Не чиста животина свинья,- можно услышать в народе,-да нет у бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь опалит, а Василий зимний освятит!». Зажаренный кесаретский поросёнок считается, как бы общим достоянием: все желающие односельцы могут приходить и есть его, причём каждый из приходящих должен принести хоть немного денег, которые вручаются хозяину, а на другой день передаются в приходскую церковь и поступают в пользу причта.

Обычай требует, чтобы кесаретский поросёнок непременно бал жаренным и подавался на стол в целом виде(неразрезанным), хотя бы по величине он походил на большую свинью. Перед едой старший в семье поднимает блюдо с поросёнком вверх до трёх раз, приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились».

Так же на стол обязательно подвали кутью, в отличие от кутьи на Рождественский сочельник(«постный») и Крещенский(«голодный») она была «богатой», в неё добавляли сливки, масло, миндаль, грецкие орехи. 

В этот день совершали различные обряды, считалось, что он влияет на весь последующий год.

Некоторые традиции Васильева дня были связаны с древним земледельческим праздником авсенем, восходящим к языческим верованиям, для хорошего урожая 13 января совершали обряд обсевания. В избе рассыпали хлебные зёрна, которые затем собирали и хранили до посева; при этом произносили ритуальные слова, пели песни, плясали.

В новогоднюю ночь варили кашу после полуночи, хозяйка(обычно, самая старшая женщина в семье) приносила из амбара гречневую крупу, а хозяин набирал в колодце воду. Растапливали печь, подготовленную крупу и воду не разрешалось трогать, чтобы не спугнуть удачу. Затем все у саживались за стол, а хозяйка размешивая будущую кашу, приговаривала: «Сеяли, растили гречу всё лето,  уродилась каша греча и крупна, и румяна; звали -позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжеский пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, с золотым ячменём; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать, и приехала наша греча к нам гостевать». После этого хозяйка, поклонившись, ставила горшок в растопленную печь.

По внешнему виду готовой каши определяли судьбу, если каша вылезала из горшка, следовало ждать беды, несчастья сулил и треснувший горшок. Вкусная и наваристая каша обещала здоровье, богатство и хороший урожай, её обычно ели на завтрак, неудавшуюся кашу выбрасывали в реку, чтобы отвести беду.

Традиционный обряд Святок -хождение по домам, после праздничного обеда ходили по соседям и знакомым просить друг у друга прощения.

Особенно популярен Васильев день был у молодых людей, они могли вновь посвататься, если ранее получили отказ.

Садоводы также особо молились святителю Василию Великому, прося сохранить плодовые деревья от вредителей, бытовал обычай отряхивать деревья в этот вечер с присказкой :" Как отряхиваю я бел-пушист снег, так отряхнёт червя-гада всякого по весне святой Василий!"

14 января-Обрезание Господне.

Согласно предписаниям Ветхого Завета каждый новорожденный мальчик на восьмой день после появления на свет должен был пройти обряд обрезания, при этом ребёнку давалось имя. Данный обряд, в Новом Завете заменённый крещением, символизировал очищение от первородного греха.

Сын Божий был свободен от первородного греха, а значит, в обрезании не нуждался. Однако Он, подобно любому иудейскому младенцу, прошёл обряд очищения, тем самым подтвердив Свою человеческую природу. Кроме того, это послужило неопровержимым доказательством необходимости строгого соблюдения заветов. Как и было предсказано ангелом Гавриилом, Младенца нарекли Иисусом, что значит «Спаситель».

" По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, наречённое Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

А кода исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить перед Господом.

Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящён Господу...."(Евангелие от Луки; 2, 21-23).

Отмечая 14 января праздник Обрезание Господня, христиане вспоминают о первых днях земной жизни Спасителя. Это событие воспринимается, как свидетельство того, что все новорожденные младенцы, «обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым».

Чаще всего младенца держит на руках священнослужитель, но встречаются варианты, где Христа Спасителя держит Богоматерь.

Мария и Иосиф всегда стоят рядом друг с другом, преклонив головы. Обычно их изображают с левой стороны, рядом  с ними располагаются церковные помощники, один из них преклоняет колени, держа в руках блюдо для жертвоприношений. От головы Иисуса исходит яркое свечение(нимб).

Первосвященник в торжественных ризах, склонившись над Спасителем, совершает процедуру обрезания крайней плоти.

Святки продолжаются! Спасибо всем заглянувшим. Всем здоровья, радости, веселья! Пусть Новый год скорее Мир нам принесёт!

Мне нравится18
2
Добавить в закладки
1186
2 комментария
Зоя
Зоя
4860
2023-01-12 22:17:30
+1

Галина, очень интересный пост! Про Старый Новый год, про Василия Великого, про гадания, про обрезание Господне, а какие интересные картинки! Как в гостях побывала в дореволционное время! Галина, Вам хорошей зимы, отличного настроения и здоровья! Спасибо за просвещение !!!

галина (Галина)
2023-01-13 09:56:32
+1

Благодарю Зоя!

Поздно меня родили, там было интереснее.