Интересная статья. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕ РОДОВ: ТРАДИЦИИ НАШИХ ПРАБАБУШЕК

Из интернета.

«Вот раньше бабы были! В поле рожали, ребенка пеленали и дальше шли снопы вязать…» — с ностальгией говорят сейчас. И за этим восхищением стоит плохо скрываемый упрек современным женщинам, мол, «изнеженные все» и «больные». Такие трудовые подвиги родильницами действительно совершались, но не от того, что это естественно – сразу после родов как ни в чем не бывало работать, а потому, что жизнь заставляла. И возводить это в ранг эталона — безграмотно.

НА САМОМ ДЕЛЕ

История сохранила литературные труды, по которым можно сделать вывод, как наши предки рожали и рождались. Например, внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, в начале 12 века написала трактат о гигиене женщины. Она отмечает, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте, т.е. мыться в бане каждые три дня. Кроме этого кормящая мать должна получать помощь и дополнительное питание. О незамедлительном возобновлении трудовой деятельности – ни слова…

Авторы многих последующих трудов единодушны: первые дни после родов родильница должна провести в постели. «Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В.Жука «Мать и дитя».

Чуть ранее его коллега, Г. Плосс, описал в своем трехтомнике под названием «Женщина» подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц "… в следствии слишком раннего оставления постели, последствия служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».

Этнографы подтверждают: вплоть до начала 20 века в России женщины старались следовать этим рекомендациям. И не только дамы высших сословий. Вот отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»: "…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть.

Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа". Цитата из брошюры «Самоврачевание русского старожилого населения Сибири»: «Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались».

Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ", если есть кому „ходить по-дому"… По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться".

Действительно, кто же вел хозяйство, пока молодая мать восстанавливала силы? Из этнографических источников известен обычай под названием «проведок» (где-то его именовали «отведок»): после родов в гости наведывались женщины. «Целью приходивших было справиться о здоровье роженицы, поздравить ее с новорожденным, угостить чем-либо вкусным, а заодно оказать практическую помощь ее семье. Каждая из женщин приносила с собой еду.

Для такого случая готовили праздничные кушанья или же будничные, но лучшего качества. Принесенное угощение было столь обильным, что позволяло находящейся в изоляции и не оправившейся еще после родов женщине не беспокоиться о домочадцах и хотя бы несколько дней отдохнуть от хлопот по дому» (Т.А. Листова «Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с рождением детей. Первый год жизни»).

Резкое возвращение новоиспеченной матери к домашним обязанностям, не говоря уже о работе в поле, не приветствовалось. Продиктовано это было заботой о сохранении репродуктивного здоровья женщины: чем лучше восстановится организм, тем больше шансов на благополучную следующую беременностью и рождение наследника.

И – на здоровую старость! Несомненно, революции и войны забирали мужчин, оставляя женщин один на один с заботами о том, как прокормить детей. И этот непосильный труд калечил. Те, кто воодушевленно говорит о родах в поле, не в курсе, что потом женщины носили особую перевязь, она проходила через промежность и повязывалась на плече, поддерживая выпадающие внутренние органы...

Современная медицина одной из причин пролапса называет отсутствие положенной послеродовой реабилитации. Скептикам, что по-прежнему твердят, как раньше рожали в поле, стоит знать об исследовании, которое провели в 80-х годах 20го века в Чехословакии. Специалисты поставили своей задачей доказать пользу раннего вставания после родов.

Женщин разделили на две группы:
одна
вставала через 2-4 часа после родов и вела обычный образ жизни,
вторая
оставалась в постели в течении 2-3 суток, за мамами ухаживал персонал.

Каково же было удивление медиков, когда после 7-9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОТА

На долгое время была незаслуженно забыта роль повитухи в восстановлении женщины после родов. Сейчас уже мало кто знает, что она не только принимала ребенка, но и ухаживала за молодой матерью. И то время, что рекомендовалось проводить лежа, было наполнено ритуалами. Само название этой «профессии» — повитуха — происходит от глагола «повивать», то есть, пеленать, заворачивать. Вы когда-нибудь задумывались почему?

По мнению В. Даля (Толковый словарь живого великорусского языка) название произошло от свивальника, которым бабка, принявшая роды, пеленала новорожденного. Есть еще одна версия – повитуха пеленала и женщину. От губернии к губернии, от села к селу составляющие повитушьего таинства могли меняться, но основными всегда были баня для родильницы, правка тела и в завершении — пеленание, или повивание льняными полотенцами.

Баня топилась по-женски мягко, чтобы в её теплом дыхании можно было расслабиться. Считалось, что пропотевание помогает изгнать «дурную кровь». С точки зрения физиологии, возможно, речь шла о выходе гормонов стресса, а также релаксина, который к концу беременности размягчает суставы и связки для прохождения малыша. Определенный его уровень сохраняется несколько дней после родов, поэтому ранее возвращение молодой матери к физической активности увеличивает риск смещений в организме.

В послеродовом ритуале обязательно присутствовали травы — в виде напитков, веников, растираний. Секреты всех вершков и корешков также помнила повитуха. А еще она владела, говоря современным языком, массажными техниками, — тогда они назывались ладками да правками. Вот как специалист по славянскому фольклору Б. Фрост описывает это в статье «Пуповая баба»: «В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов. Говоря современным языком, бабка делала женщине массаж, но сопровождала его различными ритуальными действиями и приговорами».

Частью таких действий становился так называемый «плач роженицы», когда усталость хотелось проговорить, а, может быть, проплакать, и — быть услышанной и принятой. Современным мамам часто не хватает такого участия: пожалуешься родным на отсутствие сил, перепады настроения после рождения ребенка, а в ответ услышишь обесценивающее «Нечего ныть, все рожали — и ничего...» О последствиях такой «поддержки» нетрудно догадаться.

Незаменимыми помощницами в послеродовом восстановлении женщины становились длинные отрезы льна — свивальники. В течение нескольких дней живот туго пеленался тканью, и в таком своеобразном бандаже молодая мама безопасно для здоровья могла перемещаться по дому. Еще раз свивальник «выходил на сцену» в процедуре перетягивания: повитуха словно собирала тело, утягивая его по очереди в семи зонах — от головы до стоп. Несколько дней осмысленной заботы о здоровье физическом и душевном завершались обрядом размывания рук между повитухой и женщиной, когда обе просили друг у друга прощения.

У древнего таинства послеродового ухода, считают этнографы, было еще одно значение — инициация. То есть, переход из одного социального статуса в другой, посвящение. Уклад жизни доурбанистических культур был регламентирован обрядами, когда человек, достигая определенного уровня зрелости, пройдя определенные испытания, включался в некое сообщество (становился полноправным членом племени, посвящался в тайны религиозного культа, принимался в рыцари и т.д.)

В современном обществе механизм инициации упростился и потерял свой сакральный смысл, но мы по-прежнему нуждаемся в таких «переходах» — вспомните традиции отмечать выпускной, посвящать в студенты, надевать белое платье на свадьбу. С точки зрения психологов, это делает картину мира понятной и помогает определить свое место в нем. Карл Юнг связывал инициацию с исцелением, утверждая, что, когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему.

Этапы послеродового повивания отчетливо напоминают некоторые этапы инициации: изоляция от общества, ритуальное омовение, символическая смерть (укутывание в ткань как в саван), возрождение в новом статусе. Посвящение в матери — возможно, такой смысл вкладывала повитуха в свои действия, помогая осознать, что девять месяцев беременности остались позади, и новый период требует от женщины самоотдачи в уходе за малышом; расслабляя тело так, чтобы эмоциональное напряжение прорвалось в виде слез и ушло, оставляя гордость за себя и радость: «Все получилось!» В случае потери ребенка в родах повитуха помогала принять и пережить горе...

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

Согревание после родов — в бане, бочке с горячей водой, укутыванием в одеяла — присутствует во многих культурах. Равно как и стягивание тела с помощью ткани. Например, забота о молодой матери в русской деревне удивительным образом перекликается с послеродовыми традициями на противоположной стороне земли — в Южной Америке. В Мексике силы родильницы восстанавливали в «доме горячих камней» — так переводится с языка ацтеков название местной бани «темаскаль». С помощью длинных шарфов ребозо мексиканские акушерки ладили тело.

Впрочем, говорить о традициях послеродового восстановления в прошедшем времени уже неуместно. Древние знания постепенно возвращаются — благодаря интересу к этой теме и усилиям современных мам. Помогает им информация, собранная учеными Русского Географического общества более ста лет назад – тогда, во второй половине XIX в., начался систематический сбор сведений о культуре русского народа. Ценным дополнением к этим материалам становятся воспоминания пожилых жительниц села, записанные краеведами начиная с 70х годов XX в. Большинство из респондентов выросли в многодетных семьях, сохранявших традиционный семейный уклад.

Их рассказы содержат и воспоминания детских лет, и опыт собственного материнства, и услышанные от мам и бабушек обычаи из жизни предыдущих поколений. Эта этнографическая работа продолжается по сей день, хотя задача усложняется тем, что славянские повитухи хранили свои знания в тайне и передавали секреты мастерства устно – преемнице, выбранной по своему усмотрению. Наконец, возможность обратиться к опыту и традициям женщин других культур, позволяет найти общие подходы к послеродовому восстановлению. И сегодня мы становимся свидетелями того, как оживает старинное искусство помощи матери: современные повитухи практикуют, делятся полученным опытом и дополняют его новыми находками.

Послеродовая забота в наши дни может происходить в бане — в расслабляющей атмосфере парной, или совершается в пространстве квартиры, с погружением в ванну. Кто-то использует травы, кто-то добавляет специи; есть ритуалы с песнями, а где-то звучат молитвы; прикосновения могут быть заимствованы из разных телесных практик — каждая мастерица привносит свои узоры в орнамент покрывала заботы. «Послеродовое повивание», «пеленание», «закрытие родов», «укутывание» — у современной процедуры много названий, но суть одна — поддержать молодую маму в самом начале её пути, помочь ей обрести ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.

Татьяна Гшвенд, перинатальный педагог

+40
24

25 комментариев

Djamilya (Джамиля)
07.10.2016 08:14
0
Какая полезная информация!!! Огромное спасибо, Дарьюшка!!!
Комментарий удален
Dariya (Дарья Крылова) Автор
08.10.2016 09:06
0
Пожалуйста, Джамиля!
07.10.2016 08:24
0
Не только у русских пеняют на то, как «раньше да в поле...»
При короле Людовике xiv в Версале женщины-придворные, в том числе и его собственные любовницы, уже через час после родов должны были стоять перед ним на вытяжку и кланяться в реверансе. Притом, естесственно, во всех утягивающих корсетах.
Про «рожали в поле», конечно, все слышали, но при этом про материнскую и детскую высокую смертность упоминать забывают.
Dariya (Дарья Крылова) Автор
08.10.2016 09:07
0
Да уж… про «раньше в поле», мне кажется, слышала каждая будущая мама)
Шарна (Анна)
07.10.2016 08:39
0
Очень познавательно, спасибо, Даша! Еще бы до мужчин эту информацию донести)))!
Dariya (Дарья Крылова) Автор
08.10.2016 09:07
0
До мужчин сложно)))
Natalia-2013 (Наталья (можно на ТЫ !))
07.10.2016 10:06
0
Очень интересно! Спасибо! Я, как врач по образованию, тоже всегда ставила под сомнение правильность такого утверждения, что рожали в поле и сразу снова за работу-это хорошо и говорит об особой мощи женского организма.Смертность-то детей и женщин никто не отменял и тогда она была высокой.
Dariya (Дарья Крылова) Автор
10.10.2016 18:30
0
Пожалуйста, Наталья) Вы правы, про смертность, действительно, никто не помнит.
Этнограф (забыла фамилию), живший среди индейцев пуэбло около 100 лет назад, обратил внимание, что у них практически на нуле младенческая смертность, мелкий народ до снега бегает нагишом, а подростки и взрослые круглый год в сандалиях на босу ногу и в лёгкой одежде. Потом он узнал об обычае «согревания ребёнка». Как только малыш должен был вот-вот родиться, брали овцу или очень крупную собаку, убивали и рассекали живот так, чтобы не задеть внутренности. Новорождённого клали внутрь туши и оставляли до её остывания. Возможно, такая иммунная «встряска» и помогала потом в течение всей жизни. Кстати, в тех краях вода всегда была в жестоком дефиците.
Dariya (Дарья Крылова) Автор
10.10.2016 18:28
0
интересный исторический факт! спасибо за отзыв!)
tob@ (Ольга)
08.10.2016 09:02
+1
0
«в пространстве квартиры, с погружением в ванну» -??? Абсурд! Сами пробовали после родов в ванну? идут выделения все открыто, у кого разрывы или предлагаете вскипятить добавить марганцовки?
Dariya (Дарья Крылова) Автор
08.10.2016 09:11
0
Роды в воде давно практикуются, но я бы не рискнула))) А вот согреться в теплом помещении- это бы не помешало, я рожала летом, но все равно после родов было холодно.
tob@ (Ольга)
09.10.2016 16:41
+1
0
А кто ж против баньки то? :))
Natalia-2013 (Наталья (можно на ТЫ !))
10.10.2016 21:09
0
Сразу после родов греться нельзя! После родов в родовом зале на живот родившей специально кладут мешок со льдом.Это чтоб побыстрее сосуды сузились и кровотечение остановилось.
Галка (Галина)
08.10.2016 11:08
0
Очень актуальная статья! дочке скоро рожать. Спасибо!
Dariya (Дарья Крылова) Автор
10.10.2016 18:27
0
Пожалуйста!)
labinhanka (Ирина)
09.10.2016 16:54
+1
0
Статья и впрямь очень интересная и познавательная. Я сама рожала трижды и очень бы не отказалась от помощи настоящей повитухи. Очень жаль, что в наши дни трудно с этим. От первого мужа, когда была беременной, постоянно слышала, а как же в старину на жнивье рожали, замучил просто, ходила молча, старалась не жаловаться, только врачу рассказывала свои страхи и самочувствия. Поняла одно, хочешь чтобы мужчина понимающий был, его надо таким воспитать, наверно поэтому у меня все мальчишки. Я им много рассказывала о том как ходила ими беременной, как они появились на свет, как их ждала и разговаривала с ними, как трудно бывало и в общем в силу их возраста потихоньку объясняла, что женщину нужно поддерживать и стараться беречь, уж столько много хлопот и тревог на нас всю жизнь. Со вторым браком повезло гораздо больше. Папа и деды воспитывают по мужски, ну а я вношу свою лепту в их души. Надеюсь смогла донести до их сознание уважительное и человеческое отношение и к будущим женам и к будущим деткам. Простите девочки, навеяло. Всем удачи!
Dariya (Дарья Крылова) Автор
10.10.2016 18:26
0
Спасибо за отзыв, Ирина! Из мальчиков воспитать настоящих мужчин нужно еще постараться! Вы молодец!
alina(Галина) (Галина)
09.10.2016 22:49
0
Дашенька, спасибо за статью, интересно и познавательно! Жаль, что раньше не читала)
Dariya (Дарья Крылова) Автор
10.10.2016 18:26
0
Пожалуйста, Галина! Всегда рада поделиться!
10.10.2016 22:23
0
Здравствуйте Вашу статью, надо в широкий доступ по всем сетям. А то всякую дурь печатать горазды. А тут практически исследовательская работа. Да ещё на вечно актуальную тему.
Dariya (Дарья Крылова) Автор
11.10.2016 06:26
0
Здравствуйте, Ксения! В сети и нашла ее. Только группа не слишком популярная и внимания мало получила публикация. У них много интересного публикуется, т. к создают обереги и различные вещи в этническом и народном стиле.
labinhanka (Ирина)
11.10.2016 14:29
0
А что за группа, как называется, можно узнать подробнее. Я бы почитала.
Dariya (Дарья Крылова) Автор
11.10.2016 15:57
0
Не знаю, можно ли здесь писать ссылки, отправила в личные сообщения.