Вышивка в технике “продергивание нитей”

olg-chernenko (Ольга)
11:13

2017-07-19 06-51-20.JPG

Сначала немного предыстории.

Когда-то давно, в детстве, были мы в гостях у дальних родственников. И вот жена моего дядюшки была большая рукодельница: она занималась вышивкой ковров специальной иглой. Как я сейчас знаю, это называется “ковровая техника продергивание нитей”. Но тогда, в детстве, я даже не задумывалась, как именно это называется, понимала только, что и сама тетушка, и то, что она делает, мне, девочке 10-12 лет, очень нравится. Тетушка садилась на низенький стульчик, ставила перед собой огромную раму, на которую была натянута ткань, и создавала шедевры. Видя, как я заинтересовалась, тетя подарила мне одну иглу и показала основные приемы. Надо сказать, что сначала, еще там в гостях, у меня что-то даже получалось, но, увы, дома у меня уже ничего не получилось, а Интернета в те годы не было, с литературой по рукоделию тоже было не очень, к этим родственникам мы больше ни разу не поехали. Так игла и затерялась, а этот вид рукоделия так и не стал моим увлечением.

И вот много лет спустя, где-то полгода назад, я вспомнила ту тетушку и ее шедевры (не знаю, почему — закоулки памяти неисповедимы). Тут уж Интернет был мне в помощь, и я довольно быстро нашла и описание, и видео, и где купить иглу (как известно, нынче можно купить все, что угодно, были бы деньги).

Я купила иглу, пяльца, канву, порылась в запасах пряжи и начала творить. Точнее — попыталась.

Должна сразу сказать, что вышивкой я до этого ни в какой технике не увлекалась. Но — лиха беда начало! Главное — желание!

И вот что из этого получилось.

2017-10-06 07-42-42.JPG

2017-07-19 06-51-04.JPG

2017-07-19 06-50-48.JPG

Как я уже упоминала, в Интернете есть немало видео и мастер-классов, которые, к сожалению, во многом дублируют друг друга, но не отвечают на конкретные вопросы, возникающие при освоении техники.

Хочу поделиться собственным опытом осваивания этого вида вышивки, возможно, кому-нибудь и пригодится. Описывать саму технику не буду, чтобы не повторять то, что уже есть на просторах И-нета, остановлюсь лишь на моментах, которые мне кажутся важными.

1. Игла

В “Леонардо” я купила набор игл для продергивания, точнее, ручку, на которую можно насадить иглу, коих в наборе три (различаются диаметром, который подбирается в зависимости от толщины нити). Реально пользуюсь только самой толстой иглой, даже для, казалось бы, довольно тонкой пряжи.

2. Нитки для вышивания

Как я уже говорила, ранее я не вышивала. Поэтому каких-либо специальных ниток для вышивания у меня не было. Но воспоминания о тетушке (см.предысторию) наглядно показывали, что для вышивания в ковровой технике подойдет и пряжа для вязания (этого добра у меня было в достатке), главное, чтобы ее толщина соответствовала внутреннему диаметру иглы. По моему опыту, для вышивки в ковровой технике лучше всего подходит акриловая пряжа; шерстяная пряжа (даже если процент шерсти в составе не очень большой) через некоторое время начинает создавать катышки, которые застревают внутри иглы. Хлопок тоже подходит, но мне меньше нравится получаемый результат. Оптимальная толщина нити — 300-500м/100гр. (например, троицкая “Пчелка”).

3. Канва

Сначала я решила, что самое простое — купить канву с готовым рисунком.

В рукодельных магазинах продаются наборы для ковровой вышивки, в которые входит не только основа (канва с рисунком), но и игла, и пряжа. Это, конечно, здорово, но есть одно НО. Даже два. Первое: эти наборы предназначены для вышивки довольно больших по площади изделий, я же — любитель “малых” форм (меня, как Винни Пуха, длинные слова = долгие изделия только расстраивают). Второе: эти наборы — довольно дорогое удовольствие.

В тех же магазинах продается канва небольших размеров с нанесенным рисунком для вышивки крестиком. На такой канве у меня вышивать в ковровой технике не получилось, потому что на рисунке было очень много мелких деталей (почему это плохо, опишу ниже).

В итоге я стала покупать канву без рисунка. Шепотом: в Ашане канва в два раза дешевле, чем в Леонардо. Правда, она и менее жесткая, но мне это не мешает.

4. Пяльцы

Использую гобеленовые пяльцы в виде рамки, верхняя и нижняя части которой снабжена плотной тканью, к которой прикрепляю канву портновскими булавками. Эти пяльцы удобны тем, что не деформируют канву, потому что не зажимают ее. Для описываемой техники эти пяльцы также удобны тем, что они затягиваются гайками, которые в положении пялец “лежа на столе” выполняют роль ножек и позволяют протыкать основу без повреждений того, что находится сзади.

5. Рисунок

Опытным путем дошла до следующего — лучше всего в качестве основы подходят раскраски для самых маленьких: четкие линии, крупные формы, отсутствие мелких деталей. Ну и большой выбор в Интернете (для таких, как я, которые не умеют сами рисовать). Наличие мелких деталей плохо тем, что петельки, ложась довольно близко друг к другу, могут перекрывать друг друга и рисунок искажается. Возможно, кто-то со мной поспорит. У меня не получаются мелкие детали, поэтому стараюсь их избегать.

Например, вот рисунок, который я взяла в качестве схемы

1982eff5d8d535cc022a3fd697f1ff86.jpg

а вот вышивка по этой схеме

2017-07-04 21-27-15.JPG

Видно, что ножки “прорисовать” на вышивке не получилось. Хотя, мне кажется, слоник все равно милый))

6. Порядок работы

Во многих описаниях в Интернете рекомендуют начинать работу с правого нижнего угла, чтобы уже вышитое не мешало. Не знаю, как у кого, у меня “правый нижний угол” — это всегда разное место основы — я кручу пяльцы, мне так удобно.

На мой взгляд, самый удобный порядок работы такой:

  1. сначала вышиваем фон, при этом величину петельки (регулируется длиной иглы) делаем на 1-2 мм меньше, чем планируем вышивать основной рисунок;
  2. вторым этапом вышиваем контур основного рисунка; лучше, чтобы он был контрастного цвета по отношению к самому основному рисунку; длина петелек — такая же, как и у основного рисунка;
  3. вышиваем основной рисунок.

Вот пример вышивки без контура. Рисунок размыт (это цветок).

2017-07-03 07-31-40.JPG

Еще пример — две вышивки примерно по одной схеме, первая с контуром, вторая — без.

2017-10-18 07-27-57.JPG

2017-07-03 07-31-11.JPG

Тонкости во время работы:

  • при использовании более толстой пряжи (или более мелкой канвы) стежки делаем через одну клеточку канвы, следующий ряд начинаем без пропуска клеточки; если делать стежки близко друг к другу, на лицевой стороне получается довольно плотное полотно, что мне (чисто субъективно) не нравится; когда полотно менее плотное, мне это тактильно приятнее; когда стежки надо делать в каждую клеточку, а когда — через клеточку, зависит от толщины пряжи и вида канвы; понимание приходит с опытом;
  • при переходе цветов оставляем между цветами одну клеточку; т.е. не вышиваем прямо по нарисованным очертаниям рисунка, а отступаем от него на одну клеточку в каждую сторону (отступаем в одну сторону и вышиваем первым цветом, отступаем в другую и вышиваем вторым цветом); это необходимо для четкого разделения цветов; на лицевой стороне этих пропусков не будет видно, т.к. петельки с лицевой стороны занимают бОльшую площадь, чем с изнаночной;
  • контур вышиваем либо двумя рядами, либо одним рядом без пропуска клеточки;
  • меняя цвет, придерживаем петельки на лицевой стороне таким образом, чтобы при формировании новых петелек не задевать петельки другого цвета (стараемся отклонить уже готовые петельки другого цвета в сторону, противоположную вышиванию).

7. Что делать с готовыми работами

Я вышиваю небольшие панно (10х15, 13х18) и вставляю их в рамки для фото.

Из рамок для фото убираю стекло. На картонную основу рамки закрепляю вышитую работу. Для этого ширина канвы должна быть на 2-3 см больше с каждой стороны, чем сама вышивка. Это позволит закрепить канву с обратной стороны картонной основы. Я делаю это степлером (т.к. вышитое полотно получается довольно объемное, скобы степлера не вылезают с лицевой стороны, а лишь пробивают все слои, тем самым скрепляя их друг с другом).

И еще несколько работ.

2017-07-19 06-49-20.JPG

2017-07-19 06-49-05.JPG

2017-07-19 06-48-30.JPG

2017-07-26 07-52-29.JPG

Спасибо, что заглянули и дочитали до конца!
29
12

25 комментариев

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Екатерина32 (Екатерина)
11:29
0
Очень красиво и необычно получилось!!!
olg-chernenko (Ольга) Автор
11:34
0
Спасибо, Екатерина!)
11:50
0
Первая мысль у меня была, когда я увидела фото котиков — какая милота!!! Вторая мысль — я тоже такую картинку хочу! А когда открыла топик и начала читать и смотреть остальные фотографии — оооооо! полный восторг и благодарность за то, что не просто поделились своими работами, а и все подводные камни в этом виде рукоделия описали))) Огромное спасибо Вам, Оля, за это!!!
А нитки, я думаю, можно использовать от наборов вышивок, там всегда остается много ниток (по крайней мере, в Риолисовских наборах).
olg-chernenko (Ольга) Автор
11:57
0
Спасибо, Ира, за приятные слова!) Касательно ниток — не могу поддержать разговор о Риолисовских наборах, потому что не знаю, что это)) — мое предшествующее увлечение — вязание игрушек крючком. В дело пошло все то, что не находило применения ранее именно из-за малой толщины. Ну и без дозакупок, естесственно, не обошлось))
12:29
0
Да, уж, как же без дозакупок-то))) Сначала одно хочется, потом другое, и понеслось)))
olg-chernenko (Ольга) Автор
09:25
0
)))
Наталья (Наталья)
07:05
0
какие чудесные!
olg-chernenko (Ольга) Автор
09:25
0
Спасибо, Наталья!))
Валентина (Валентина Викторовна Тёплых)
13:20
+1
0
Здравствуйте, Ольга. С интересом посмотрела Ваш материал, т.к. очень давно занимаюсь такой вышивкой. В качестве обмена опытом прошу посмотреть мои работы.
olg-chernenko (Ольга) Автор
13:42
0
Валентина, Ваши работы замечательные! Но мне кажется, это другая техника, хотя принцип работы схожий: в технике «продергивание нитей» вышивка ведется с изнанки, игла вводится в изнаночную сторону и образует на лицевой стороне петельку, которые уже формируют рисунок. Мне показалось, на Ваших работах петелек нет?
Валентина (Валентина Викторовна Тёплых)
13:54
0
Да нет, Оля, это та же техника, что и у Вас. Только Вы вышиваете на канве, а я на любом материале, где держится нить и старыми, даже распущенными нитками. Кстати, такие маленькие, т.е. мелкие работы, вышивать лучше нитками потоньше. Если что интересно, то пишите. Удачи Вам. Вообще, эта техника называется «Вышивка тамбурной иглой», но встречается и " Ковровая вышивка", также " Нетканый гобелен".
olg-chernenko (Ольга) Автор
14:09
0
Все-таки не соглашусь с Вами, Валентина. Не столь важно, на каком материале выполняется, как то, что получается в итоге. В той технике, что я описывала, вышивка делается с изнаночной стороны таким образом

а лицевая сторона выглядит так

В вышивке же тамбурной иглой я петелек, выступающих над основой, не вижу.
Galina (ГАЛИНА)
19:38
0
Они там есть, я в детстве то же такие картины делала, только без канвы, а просто на плотной ткани рисовала сама узоры в основном розы…
Валентина (Валентина Викторовна Тёплых)
19:45
0
У меня точно также, просто Вы же не видите это на фото, т.к. далековато.. И игла Ваша тоже называется -ковровая или тамбурная. Правда, доказывать ничего не хочу.
olg-chernenko (Ольга) Автор
20:01
0
Возможно. Спорить не буду))
Татьяна Жарова (Татьяна)
14:24
0
olg-chernenko (Ольга) Автор
14:37
0
Спасибо, Татьяна!))
lana (Светлана)
14:38
0
Оля, очень поравилось то, что Вы в нескольких работах соединили этот вид вышивки и Ваше увлечение вязаными игрушками. Очень креативно!
olg-chernenko (Ольга) Автор
15:01
0
Спасибо, Света! Действительно, мне показалось интересным, добавить объемных вязаных деталей.
Белоснежка (Ксения Лычева)
05:20
0
очень миленько!
olg-chernenko (Ольга) Автор
07:16
0
Спасибо, Ксения!))
Юлия61 (Юлия Левина)
20:43
0
Очень красиво!!! И большое спасибо за такое подробное и терпеливое описание работы в этой интересной технике рукоделия!
olg-chernenko (Ольга) Автор
21:14
0
Спасибо, Юлия!)) Очень приятно, что мои работы Вам понравились))
Екатерина (Екатерина)
19:47
0
Это восхитительно!
olg-chernenko (Ольга) Автор
19:55
0
Спасибо, Екатерина))