Пасхальное яйцо - не только Фаберже
Пасхальные яйца с сюрпризами и без, цельные или разъемные, создавали ювелиры разных времен и народов, начиная с эпохи Ренессанса. Ювелирные шедевры Карла Фаберже вдохновили многих мастеров на создание пасхальных композиций в том же духе. Вероятно, каждый ювелирный бренд создавал подобные произведения ювелирного искусства, чтобы продемонстрировать вершины ювелирного мастерства. И сейчас мы увидим, насколько они в этом преуспели.
Лондонская компания Asprey (Эспри), получившая высокую оценку за качество своих шкатулок еще на Всемирной выставке 1851 года, стала известным поставщиком предметов роскоши и достигла новых высот в XX веке. Именно к этой компании обратились продюсеры саги о Джеймсе Бонде, когда в 1983 году для фильма понадобилось создать копию императорского пасхального яйца фирмы Фаберже. Эту копию мы видим в серии "Octopussy" ("Осьминог", 1983), в которой Роджер Мур играет роль Бонда, а кульминация происходит на аукционе Sotheby's в Лондоне на Нью-Бонд-стрит, где яйцо продается злодею Камалу Хану (Луи Журдан) за 500 000 фунтов стерлингов, сумма, которую пасхальные шедевры гениального мастера оставили далеко позади: последнее проданное яйцо Фаберже стоило 9 млн. долларов.

Ажурное пасхальное яйцо с павлином, украшенное золотом, перегородчатой, выемчатой и витражной эмалью plique-à-jour и бриллиантами, высота 19 см, Asprey & Co Ltd, Лондон, 1993 г.

Золотое пасхальное яйцо на подставке, украшенное эмалью, жемчугом, сапфирами, рубинами и бриллиантами, высота 8,2 см, Asprey & Co Ltd, Лондон, конец XX века.

Золотое пасхальное яйцо на подставке, покрытое винного цвета гильошированной эмалью, высота 5,6 см. Кнопка украшена сапфиром-кабошоном. Сюрприз - мольберт с фотографией цесаревича Алексея под зеленым стеклом изумрудной огранки. Мастер Александр Тилландер, Санкт-Петербург, 1890-1896 гг. Возможно, заказано в качестве подарка одному из членов императорской семьи. Кливлендский художественный музей (США).

Нефритовое пасхальное яйцо на подставке в золотой оправе с навершием из рубина-кабошона, высота 5,6 см. Сюрприз - гнездо с птичьими яйцами из нефрита, агата, пурпурина. Санкт-Петербург, начало XX века. Кливлендский художественный музей (США).

Яйцо-сюрприз из золота, украшенное сапфирами и бриллиантами. Сюрприз - композиция с подводными сокровищами и рыбками из аметиста и родохрозита. Стюарт Девлин, Лондон, 1987 г.

Стюарт Девлин - английский и австралийский ювелир, за свою карьеру создал целую галерею пасхальных и новогодних яиц с сюрпризом. Некоторые из них мы видим на этом фото. Сюрпризами в таких яйцах были: мышь в куске сыра, цыпленок, лягушонок на лилии, кролик, бегемот, эльф на поганке, цветы, птенцы в гнезде, еж, клоун и цирковая собака, жемчужина в скорлупе, пекарь с кексами и еще всякая всячина.

Коллекция яиц-сюрпризов с позолотой и эмалью, Стюарт Девлин, Лондон, 1971-1985 гг.

А вот и бегемот, выходящий из воды. Яйцо-сюрприз из золота, Стюарт Девлин, Лондон, 1973 г.

Яйцо-сюрприз из белого золота, украшенное рубинами, сапфирами и бриллиантами. Сюрприз - кольцо. Без маркировки. Вторая половина XX века.

Копия яйца "Бутон розы" Фаберже, украшенная зеленой эмалью и драгоценными камнями. Сюрприз - роза, порытая эмалью персикового цвета, и золотое яйцо-кулон, украшенное горным хрусталем и зеленой эмалью. Вторая половина XX века.

Золотое яйцо-часы с восьмидневным заводом, украшенное змейкой из белого золота с изумрудами и бриллиантами. В отделке использована зеленая гильошированная эмаль, лазурит, горный хрусталь, высота 18,5 см. Маркировка Фаберже (Victor Mayer GmbH & Co), 1997 г.
На протяжении XX века имя Фаберже использовалось разными компаниями для выпуска самой разной продукции. Права на использование имени продавались и перепродавались. Немецкая компания Victor Mayer GmbH & Co также выпускала часть продукции под маркой Фаберже. И нужно отметить - с высоким качеством. Настоящий образец был изготовлен ограниченным тиражом в десять экземпляров.

Золотое пасхальное яйцо в стиле Фаберже, украшенное бабочкой. В отделке использована гильошированная и витражная эмаль, турмалин, бриллианты, сапфиры, горный хрусталь, высота 15 см. Сюрприз - золотой букет цветов, покрытых эмалью. Маркировка Фаберже (Victor Mayer GmbH & Co), 1997 г. Музей "Собрание", Москва.

Золотое пасхальное яйцо в стиле Фаберже. В отделке использована гильошированная эмаль, жемчуг, бриллианты, лунный камень, рубины, высота 12 см. Сюрприз - золотая ваза с разноцветными эмалевыми цветами с рубиновыми серединками. Без маркировки, XX век. Музей "Собрание", Москва.

Золотое музыкальное яйцо-часы с указанием фаз Луны. В отделке использована гильошированная эмаль, розовый кварц, горный хрусталь, оникс, сапфиры, высота 24,5 см. Маркировка Фаберже (Victor Mayer GmbH & Co), 1999-2001 гг. Музей "Собрание", Москва.
Индекс солнечного календаря с золотыми знаками зодиака на синей эмалевой поверхности находится над минутным циферблатом. Венчает композицию сферический указатель фаз Луны. Темная часть указателя фаз Луны выполнена из черного оникса, светлая - украшена бриллиантами, задняя сторона указателя закрыта золотой полусферой с латинской надписью «FORTUNA VELUT LUNA STATU VARIABILIS» (Фортуна изменчива, как Луна). Верхняя часть закрыта прозрачным куполом из горного хрусталя. В полдень автоматически включается музыкальный механизм и исполняет мелодию Клода Дебюсси «Лунный свет».

Золотое яйцо в стиле Фаберже. Навершие выполнено в виде нарцисса с белыми эмалевыми лепестками, золотыми тычинками и бриллиантом. В отделке использована эмаль, горный хрусталь, бриллианты, высота 10,5 см. Сюрприз - золотой пасхальный кролик, сидящий на задних лапках среди цветов из золота и драгоценных камней. Маркировка Фаберже (Victor Mayer GmbH & Co), XX век. Музей "Собрание", Москва.

Пасхальное яйцо "Живой букет" из граненого хрусталя в золотой оправе. Навершие из золота украшено бриллиантами и жемчужной птицей. В отделке использованы бриллианты, рубины, сапфиры, турмалины, танзаниты, розовый кварц, топаз, индиголиты, родониты, высота 11,5 см. Сюрприз - букет цветов из золота и драгоценных камней. Автор Олег Тарутин, Москва, 2015 г. Музей "Собрание", Москва.

Золотое пасхальное яйцо в стиле Фаберже с двуглавым имперским орлом. В отделке использована гильошированная эмаль, серебро, золото, жемчуг, бриллианты, лунный камень, рубины, высота 11 см. Без маркировки, XX век. Музей "Собрание", Москва.

Музыкальное пасхальное яйцо с лебедем. В отделке использована эмаль, серебро, позолота, жемчуг гранаты-кабошоны, высота 17,5 см. Сюрприз - эмалевый лебедь в корзине. Музыкальное движение активируется поворотом корзины. Австрия, Вена, XX век. Музей "Собрание", Москва.

Золотое пасхальное яйцо с корзиной и лебедем. В отделке использована эмаль, серебро, позолота, гранаты, бирюза. Сюрприз - корзина с лебедем, клюющим зерна жемчуга. Австрия, Вена, конец XIX века. Музей "Собрание", Москва.

Золотое пасхальное яйцо в стиле Фаберже. В отделке использована гильошированная эмаль, жемчуг, бриллианты, лунный камень, рубины, высота 9 см. Без маркировки, XX век. Музей "Собрание", Москва.

Пасхальное яйцо "Павлины" из горного хрусталя. Подставка из горного хрусталя украшена двумя павлинами, стоящими на необработанных изумрудах и выточенными из сапфира и рубина. Внутри яйца сюрприз - павлин с раскрытым хвостом, выточенный из сине-зеленого сапфипра на изумрудной подставке. Высота 30 см. Автор Манфред Вильд, Германия, конец XX века.









Интересный рассказ, спасибо! Сюрпризы удивительные!
Наталия, спасибо! Некоторые работы хороши. Сам Фаберже бы одобрил)
Вера, опять праздник для созерцания! Спасибо за красоту и интересный рассказ!
Ирина, спасибо! Наверное, за каждым из этих яиц стоит своя интересная история. Жаль, что они не могут ее рассказать)
Без сомнения, каждая работа со своей историей и тайной!
Спасибо!
Валентина, спасибо Вам!
Это что-то запредельное...
Оказывается и в нынешнем веке есть мастера...
Мастера есть, и великолепные. А уж про оборудование и говорить нечего))
Вера, спасибо за очередную порцию красоты, и в наше время есть интересные работы...


Фаберже начал традицию и показал вершину. Теперь все ювелиры соизмеряют с ней свои достижения) Некоторые достигают)
Все уже сказано.В очередной раз поражаюсь умельцам.Спасибо, Верочка.С наступающим Вас Праздником!
Леночка, спасибо! С наступающим праздником и всех благ!
У современных ювилиров очень даже достойные работы. Раз есть спрос, то будут и предложения. Полюбовалась красотой! Верочка, спасибо! С Первомаем, с Пахой. Здоровья, везения, успехов в труде !
Зоя, спасибо! Всего самого доброго и вам! С праздником!
Замечательные работы!!! Такое разнообразие, очень интересно!!! Яйцо с павлином потрясающее, Манфред Вильд выделяется и здесь)) Спасибо!!


Да, в отличие от остальных работ, Манфред Вильд взял идею и развил ее дальше, раздвинул границы