Самое дорогое пасхальное яйцо Фаберже и его забытая создательница
Самым оригинальным среди всех яиц, созданных фирмой Фаберже для Императорского дома, было «Зимнее яйцо». Николай II не пожалел денег и заплатил Карлу Фаберже за него самую большую сумму из всех, когда-либо заплаченных за подобные изделия. Автором этого шедевра, известного на весь мир, была молодая женщина – Альма Пиль, имя которой после революции оказалось почти забытым.
Фаберже, «Зимнее яйцо». 1913 год
1913 год для России был особенным. Весной отмечался юбилей — 300-летие династии Романовых, и Николай II хотел преподнести своей матери, императрице Марии Фёдоровне, на Пасху особенный подарок. И таким подарком стало «Зимнее яйцо», одно из самых эффектных и ценных творений Фаберже.
Это яйцо совершенно уникально. Его скорлупа выточена из очень хрупкого материала – прозрачного горного хрусталя. А инкрустирована она мелкими бриллиантами (около 1300 штук), рисунок из которых имитирует морозный узор. Основание яйца также выполнено из горного хрусталя, и напоминает кусок тающего льда, по которому стекают «ручьи» из платины и алмазов.
Яйцо разделено на две прозрачные половинки. При их раскрытии обнаруживается сюрприз – корзиночка с букетом белых цветов — подснежников, символизирующих пробуждение природы, наступление весны.
Корзиночка сделана из платины и украшена алмазами розового цвета. Подснежники же вырезаны из белого кварца, а их листья – из нефрита и зеленого кварца. Это яйцо обошлось Николаю II в 24 600 рублей.
О знаменитых драгоценных яйцах Фаберже слышали, конечно же, все. Но мастер не создавал их собственноручно. Над этими шедеврами, прославляя тем самым фирму и имя самого Фаберже, трудилось немало волшебников-ювелиров, о которых, к сожалению, известно совсем немного.
Кто же является автором знаменитого «Зимнего яйца»?
Дизайнер Альма Пиль
Альма Пиль, 1912 год
Родилась 15 ноября 1888 года в Москве в шведской семье. Её родители были из семьи обрусевших шведов, говоривших между собой по-русски, но сохранивших лютеранскую веру. Отец — потомственный ювелир Кнут Оскар Пиль, мать — Фанни Флорентина Холмстрём, дочь ювелира Августа Холстрёма, и сестра ювелира Альберта Холмстрёма. Родители Альмы поженились в 1887 году. Её отец, Оскар Пиль, происходивший из Западной Уусимаа, из общины Похья, в 1887—1897 годах был главным мастером московского отделения фирмы Фаберже. Семья рано потеряла отца: он умер в 1897 году в возрасте 37 лет, когда Альме было восемь.
После смерти мужа Фанни с детьми переехала в Санкт-Петербург, в Шувалово, к своим родителям. Большое семейство Хольмстрёмов в полном составе собиралось на воскресные обеды. Кухня в этом доме считалась одной из лучших в Петербурге во многом благодаря «кухонному деспоту» Василисе – бывшей кухарке Петра Ильича Чайковского. В семейном деле Альма начала работать в 1909 году, когда дядя Альберт Хольмстрём, главный ювелир Фаберже, стал директором санкт-петербургского филиала фирмы.
С 1897 по 1921 год Альма жила в Санкт-Петербурге. Окончила школу Анненшуле. Училась рисованию у Е. Э. Якобсона (1877—1941), бывшего учителем рисования в Анненшуле, и одновременно работавшего постоянно у Карла Фаберже. После окончания школы, с 1905 года, училась в Центральном училище технического рисования барона Штиглица.
В 1909 году поступила на работу в фирму Фаберже. Стала первой и единственной женщиной, работавшей в ювелирной фирме Фаберже. Дядя Альберт Августович Хольмстрём, возглавивший мастерскую ещё в 1903 году после смерти своего отца, взял её на работу рисовальщицей.
Альма делала точные полномасштабные эскизы каждого изделия, выполненного ювелирами мастерской Фаберже, с подробным описанием деталей и используемых камней и указанием в чертеже стоимости работ. В редкие минуты досуга она пробовала себя в проектировании. Однажды дядя Альберт заметил рисунки и взял их с собой в магазин, находившийся на первом этаже здания мастерских. Через некоторое время он вернулся со словами: «Они их заказали». Эскизы сочли превосходными. Так, в двадцать один год началась художественная карьера Альмы – ей предложили место помощника проектировщика.
В 1912 году Альма вышла замуж за коммерсанта, работавшего в бумажной промышленности, Николая Клее. Несмотря на то что семье жениха принадлежали акции гостиницы «Европа» и ресторан в этом же отеле, а сам Николай был директором санкт-петербургской конторы компании «Кюми» («Kymi»), и поныне существующей в Финляндии.
Из работ Альмы Пиль всемирную известность получили две — пасхальные императорские яйца «Зимнее» (1913) и «Мозаичное» (1914).
Холодная петербургская зима одела в иней окна дома в Шувалово, и солнечный свет, льющийся через морозные стекла, оставлял узоры подобно зачарованному саду схваченных морозом цветов. Вид вдохновил художницу на создание серии необычных брошей. И – Нобель продлил заказ! Всю зиму Альма разрабатывала «морозно-цветочные» браслеты, кулоны, броши и брелоки в платиновом серебре, щедро усыпанные крошечными алмазами огранки «роза». Эскизы в альбомах Альмы (найдены около десяти лет назад родственником бывшего работника мастерской Фаберже), посвященные «Зимней серии» и принадлежащие теперь фирме «Wartski», дают представление о том, насколько велика была сила ее дарования.
С тех пор имя Альмы стало самым тесным образом связано с зимой, со льдом и снежинками. В 1912 году она использовала свой любимый «морозный узор» в виде «инея» из платины с бриллиантами при создании пасхального яйца для Нобеля. В качестве сюрприза в этом «ледяном» яйце были спрятаны часики-кулон.
Блестящая карьера Альмы в мастерских Фаберже закончилась с приходом революции. После октябрьских событий в Петрограде оборвались все нити международной торговли. Фирма Фаберже и компания, в которой работал Николай Клее, в срочном порядке закрыли свои санкт-петербургские представительства. Большинство работников сразу же переехали в Финляндию.
В 1927 году Альма начала преподавать рисунок и чистописание в шведской школе компании «Кюми». Ее ученики вспоминают миниатюрную леди с пронзительными глазами и звонким смехом, всегда дружелюбную и говорящую по-шведски с мягким акцентом – как и все, кто приехал из России. Двадцать четыре года она преподавала изобразительное искусство, но никто из подопечных даже не догадывался о ее прошлом.
К счастью, одному человеку действительно удалось заставить Альму рассказать о себе – ее обожаемая племянница Лидия кропотливо делала записи всех историй своей тети. С возрастом Альма теряла зрение и, оставшись одна (муж скончался в 1960 году), уже не могла выполнять мелкую работу. Поэтому Лидия, с которой ее связывали доверительные отношения, заботилась о тете в последние годы жизни и оставалась с ней до конца. Альма Терезия Пиль умерла в Хельсинки летом 1976 года. Ей было 87 лет.
После революции драгоценные изделия императорской семьи были конфискованы, многое из этого «буржуазного барахла» было распродано. Не миновала эта участь и шедевры Фаберже.
В 1927 году «Зимнее яйцо» вывез из России английский торговец Эммануэль Сноумен (интересно, что его фамилия под стать купленному шедевру – переводится как «снежный человек»). Купил он его за 500 фунтов стерлингов.
В 1949 году владельцем ювелирного шедевра стал Брайен Ледбрук, который в 1975 году умер, а «Зимнее яйцо» таинственным образом исчезло.
Долгие годы о нем не было никаких сведений. Но каким-то счастливым образом яйцо все же нашлось – оказывается, хранилось оно в одном из сейфов Лондонского банка. И случилось это в 1994 году.
Когда осенью этого же года «Зимнее яйцо» было выставлено на торгах аукциона «Кристис», это была настоящая сенсация. Взглянуть на шедевр, долгое время считавшийся утраченным, в Женеву съехались заинтересованные лица со всего мира. Когда сокровище внесли в зал перед началом торгов, все присутствующие в зале люди встали.
Лот, конечно же, был продан, и продан за баснословную сумму — $5,5 млн. До этого ни за одно драгоценное изделие такие деньги на аукционах не давали.
В 2002 году «Зимнее яйцо» вновь было выставлено на продажу, и его выкупил эмир Катара Хамад бин Халифа Аль Тани, отдавший за него $9,6 млн. В его коллекции яйцо находится до сих пор.
Фаберже, «Зимнее яйцо». 1913 год Мастер — Альберт Холмстрём, дизайнер — Альма Пиль
Какая интересная история! Аж мурашки по шкурке...
Вера, спасибо!
Какая интересная история! Аж мурашки по шкурке...
Вера, спасибо!
Татьяна, спасибо! Очень точно. у меня было то же чувство, когда я раскопала эту историю)
Прочитала на одном дыхании!!! очень интересно и познавательно!!! А уж какую красоту создавала Альма и не передать словами!!!
Прочитала на одном дыхании!!! очень интересно и познавательно!!! А уж какую красоту создавала Альма и не передать словами!!!
Есть в запасе история еще одного шедевра Альмы. Пожалуй, выложу ее в продолжение этой темы)
Есть в запасе история еще одного шедевра Альмы. Пожалуй, выложу ее в продолжение этой темы)
С удовольствием, прочитаем!!!
Спасибо! Очень интересная история создания шедевра и его автора!
Спасибо! Очень интересная история создания шедевра и его автора!
История эта примечательна тем еще, что о мастерах фирмы Фаберже вообще известно не так много. А ведь какую красоту создавали — весь мир восхищается!
Спасибо! Я не видела это яйцо и не знала об этой замечательной женщине!
Спасибо! Я не видела это яйцо и не знала об этой замечательной женщине!
Значит, продолжим эту тему)
Точно — мурашки по коже… Спасибо за интересный рассказ!
Точно — мурашки по коже… Спасибо за интересный рассказ!
Светлана, спасибо вам. Сегодня выложу продолжение)
Какая удивительная история! Спасибо, что рассказали)
Какая удивительная история! Спасибо, что рассказали)
Марина, спасибо Вам)
Да, красотища-а-а!
Да, красотища-а-а!
Очень интересно!
Спасибо.Интересная биография.Яйцо, конечно изумительно красиво!
Спасибо за интересную историю. Прочла на одном дыхании. Работы Альмы просто завораживающие. Кажется только природа способна рисовать тончайшие морозные узоры. А оказывается была женщина, которой это тоже оказалось под силу.
Спасибо за интересную историю. Прочла на одном дыхании. Работы Альмы просто завораживающие. Кажется только природа способна рисовать тончайшие морозные узоры. А оказывается была женщина, которой это тоже оказалось под силу.
Есть еще одна знаменитая работа Анны Пиль. О ней напишу сегодня.
Спасибо!!! Приняло не по детски! Волшебно!!! По зимнему волшебно. Зимняя тема всегда загадочная и прекрасна. И спасибо за рассказ о мастере
Спасибо!!! Приняло не по детски! Волшебно!!! По зимнему волшебно. Зимняя тема всегда загадочная и прекрасна. И спасибо за рассказ о мастере
Спасибо!
Потрясающая история, спасибо огромное, как чистого, свежего, морозного воздуха надышалась, пока читала Ваш топик.
Потрясающая история, спасибо огромное, как чистого, свежего, морозного воздуха надышалась, пока читала Ваш топик.
Спасибо!
Спасибо, с большим интересом прочла и с восхищением любовалась..
Очень интересно. Великолепные работы! Спасибо огромное за прекрасный, познавательный топик, информацию. Узнала новое и получила огромное удовольствие!
Очень интересно. Великолепные работы! Спасибо огромное за прекрасный, познавательный топик, информацию. Узнала новое и получила огромное удовольствие!
Диана, я рада, что эта история вам понравилась. Спасибо!
Какая интересно — трогательная история и такой роскошный шедевр действительно надо встречать стоя! Браво великим Мастерам такого тонкого драгоценного искусства!
Какая интересно — трогательная история и такой роскошный шедевр действительно надо встречать стоя! Браво великим Мастерам такого тонкого драгоценного искусства!
Искусство в драгоценном исполнении)
Спасибо большое, Вера. Очень интересно. Такая маленькая женщина, такой огромный талант. Ждем продолжения
Спасибо за потрясающе интересную историю! Очень своеобразные работы, интересные и красивые. Здорово было бы увидеть это яйцо своими глазами; фото погасило сияние бриллиантов, на самом деле их игра должна быть восхитительна!
Спасибо за потрясающе интересную историю! Очень своеобразные работы, интересные и красивые. Здорово было бы увидеть это яйцо своими глазами; фото погасило сияние бриллиантов, на самом деле их игра должна быть восхитительна!
Это да. Фотография никогда не сможет передать магию сияющих камней)
Спасибо! Очень интересно и познавательно!