Антонио Агуатти – у истоков римской мозаики
Римская мозаика (другие названия – микромозаика или мозаика-пикколо) зародилась в Ватикане. Studio Vaticano del Mosaico — Ватиканские мозаичные мастерские, были призваны заменять картины и росписи соборов и базилик мозаиками.
Микромозаичные картины создавались из тысяч крошечных цветных стеклянных элементов – тессеров, которые нарезают из стеклянных нитей — smalti filati. Лучшие микромозаики могут содержать более 700-800 таких тессеров на квадратный сантиметр.
На начальном этапе цветовой диапазон мозаик был довольно ограничен, но процесс совершенствовался, и к 1730 году в распоряжении мозаичной студии Ватикана было более 15000 цветов и оттенков смальт. Такое богатство оттенков позволяло копировать живопись в максимальной точностью. Вскоре техника мозаики была усовершенствована настолько, что мозаика могла имитировать эффект мазков кисти.При этом мозаика не только обладала необычайной свежестью цвета, но и пожаростойкостью.
К 1770 году большая часть живописи таких художников, как Рафаэль (1483–1520) и Гвидо Рени (1575–1642) были успешно скопированы мозаичистами.
Совершенствование технологии микромозаики связано а именем Антонио Агуатти (или Акватти) (ум. 1846), одним из лучших мозаичистов, работавших в Риме. У него была мастерская на Piazza di Spagna. В 1834 году он записан как профессор «Мозаичи Филати» в SVM (Studio Vaticano del Mosaico).
Первое упоминание о его мастерской относится к 1806 году — в числе других четырнадцати римских мастерских, специализировавшихся на мозаике-пикколо. Гений Агуатти проявился в технических инновациях, которые изменили искусство микромозаики. Он изобрел фигурные и изогнутые мозаики, которые позволили ему воспроизвести естественные текстуры, такие как волосы, мех, трава и листва; он значительно улучшил окраску, создав отдельные мозаики, сочетающие несколько оттенков.
Эта золотая брошь, украшенная микромозачным панно «Лиса и виноград», хранится в Британском музее. На этом примере очень хорошо видно, как Антонио Агуатти использует двухцветные тессеры игольчатой формы для имитации шерсти животного.
Вскоре техника мозаики была усовершенствована настолько, что мозаика могла имитировать эффект мазков кисти и по виду приблизиться к живописи.
Барон Шарль Дюпен, президент французского жюри на Лондонской Выставе 1851 года, написал в своем отчете: «С 1810 года в Риме уже было двадцать мозаичистов, работавших в миниатюре. Антонио Агуатти был самым знаменитым, он был мастер всех мастеров мозаики, занятых сегодня в той же отрасли».
В 1810 году Агуатти был награжден призом за миниатюрные мозаики на первой Капитолийской выставке «Римские произведения искусства и промышленности». Десятилетия успешной работы принесли Агуатти признание. В 1829 году он поступил на работу в Папское казначейство, а с 1832 года и до своей смерти в 1846 году был профессором миниатюрной мозаики в Ватиканской мозаичной мастерской.
Антонио Агуатти является признанным учителем мозаичистов своего поколения, включая таких знаменитых мастеров, как Доменико и Луиджи Моглиа, Джоаккино и Микеланджело Барбери. Микромозаики Агуатти можно найти в музеях по всему миру, включая Музей Наполеонико в Риме, Музей Виктории и Альберта, Британский музей и Эрмитаж.
Мозаичная копия картины Караваджо «Снятие с креста» из собора Святого Петра, 43 х 30 см, Антонио Агуатти, Рим, 1843 з., музей V&A, Лондон
Стол, украшенный микромозаикой с изображением сюжета «Похищение Европы» по картине Микеланджело Маэстри, Антонио Агуатти, Рим, около 1810 г.
Столешница «Триумф Купидона» по рисунку Микеланжело Маэстри, которая считается одной их самых ранних известных работ Антонио Агуатти, выполненной до 1810 г.
Итальянская микромозаика «Травля оленя» по рисунку Валлати, Антонио Агуатти, Рим, около 1800-1820 гг.
Микромозаика Антонио Агуатти, с изображением трех гончих, нападающих на лису, по рисунку Йохана Венцеля Петера, 24,5 x 17,5 см, Рим, начало XVIII века
Йохан Венцель Петер(1745-1829) — чешский художник, работавший в Риме в конце XVIII века – начале XIX веков и прославившегося серией из 162 картин с изображением животных, выполненных для украшения вестибюля виллы князя Маркантонио Боргезе. Слава Петра была такова, что его работы часто интерпретировались в других техниках, в первую очередь в микромозаике.
Йохан Венцель Петер большую часть своей карьеры провел в Риме, где жил в районе мозаичистов на улице Via del Babuino и создал немало сюжетов специально для микромозаики.
Итальянская микромозаика «Сова, нападающая на ягненка», Антонио Агуатти, Рим, начало XIX века
Микромозаика «Две собаки», Антонио Агуатти, Рим, около 1825 г.
Табакерка из орехового капа, украшенная микромозаикой Антонио Агуатти с изображением Колизея, Рим, около 1825 г.
Микромозаика «Охота на кабана» по рисунку Йохана Венцеля Петера, Антонио Агуатти, Рим, около 1800-1820 гг.
Микромозаика «Охота на оленей» по рисунку Йохана Венцеля Петера, Антонио Агуатти, Рим, около 1800-1820 гг.
Микромозаика с изображением водопадов Тиволи, оформленная в виде броши в золотой ажурной раме, Антонио Агуатти, Рим, около 1820-1836 гг., оправа — около 1860 г.
Золотая брошь с микромозаикой от Антонио Агуатти, Рим, около 1820 г., оправа — около 1860 г.
Микромозачное панно «Курица с цыплятами» по картине Иоганна Венцеля Петера, которая сейчас находится в собрании Ватикана, диаметр 7,7 см, Антонио Агуатти, Рим, около 1810 г.
Микромозачное панно с изображением храма Сивиллы в Тиволи, Антонио Агуатти, Рим, начало XIX века
Черепаховая шкатулка, украшенная микромозачным панно работы Антонио Агуатти, Рим, начало XIX века
Микромозачное панно с изображением лошади в позолоченной рамке, 5 х 7 см, Антонио Агуатти, Рим, около 1810-1820 гг., Британский музей, Лондон
Микромозачное панно с изображением леопарда, диаметр 7 см, Антонио Агуатти, Рим, около 1820 гг., музей V&A, Лондон
Ожерелье, украшенное пейзажными микромозаиками Антонио Агуатти по картинам Клода Лоррена, Рим, около 1820 г., музей V&A, Лондон
Золотая диадема, украшенная овальной микромозаикой Антонио Агуатти, Рим, первая половина XIX века, музей V&A, Лондон
Деревянная шкатулка, украшенная микромозачным портретом Наполеона Iработы Антонио Агуатти, Рим, около 1810 г.
Очень красиво и познавательно! Спасибо!
Ольга, спасибо! Пожалуй, многовато текста...
Ничего лишнего. Очень интересный текст, я даже не знала раньше, что существует такой вид искусства. С интересом ещё раз всё перечитала и опять говорю: «Спасибо».
Ольга, искренне благодарна за ваш комментарий. Были сомнения))
С ума сойти — это какой труд! Очень интересный текст! Но я поражена и восхищена как эта красота создается! Верочка, огромное спасибо за такие познания !
Зоя, спасибо! Теперь хочется бежать в Эрмитаж и рассмотреть мозаики поближе))
Что Вы, Вера, без текста невозможно оценить собственно миниатюрность и кропотливость работы! Такую плотность отдельных элементов на кв.см. никто бы (кроме специалистов, конечно) и не представил. Очень впечатлительно!!! Думаю посетители музея при рассмотрении экспонатов в соответствующем увеличении (сейчас всё уже в цифре) смогут получить культурный шок. Как и мы все от Вашего топика, спасибо )))
Мелена, спасибо! Сама поражалась этим цифрам, когда писала статью. А ведь я соборе Святого Петра такие большие полотна. Как их могли заменить на мозаику? Это колоссальная работа.
Тоже об этом подумала — принять такое решение уже подвиг, а уж выполнить — послание в вечность.
Очень необычные работы.Красиво, нет слов.Очень кропотливая работа.Спасибо, Верочка.Интересно.
Леночка, спасибо! Работы на самом деле удивительные. А когда речь идет о замене больших полотен на мозаику, вообще не представляю)) Это просто титанический труд
Потрясающее мастерство, просто удивительно!!! Если не знать заранее, многие из этих мозаик действительно можно перепутать с живописью! И мало того, что мастера как-то умудрялись работать с такими крошечными элементами, так еще и 15000!!! оттенков смальты изготавливали, в 1730-м!!! году - это вообще фантастика!!! Очень красиво и очень интересно, спасибо большое!!
Это удивительно. В другом источнике видела цифру около 2500 цветов, но мне это показалось невероятным))
Фантастический труд, талантливые работы, уникальные картины!
Поразительно тонкий и кропотливый труд)