Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

​Чайные шкатулки XVIII-XIX веков

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2024-02-12 22:43:48
Рейтинг: 26336
Комментариев: 6011
Топиков: 726
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

В Англии XVIII века чай был довольно дорогим элитарным продуктом. Ценными предметами были и аксессуары, используемые для употребления чая. Дорогие чайные листья хранились в чайницах или чайных шкатулках, для изготовления которых использовали столь же роскошные материалы: серебро, перламутр, фарфор, черепаховый панцирь. Серебро было одним из немногих товаров, которые англичане продавали китайцам в обмен на такие ценные товары, как чай и фарфор. В то время декоративные произведения искусства либо импортировались напрямую из Китая, либо изготавливались в Англии, часто в китайском стиле, получившем название шинуазри, чтобы подчеркнуть экзотику употребления китайских напитков.

Шкатулка с парой чайниц и сахарницей работы Поля де Ламери, Лондон, 1738-1739 гг., из коллекции музея Метрополитен.

Самый роскошный вариант чайного набора в Англии XVIII века состоял из шкатулки, отделанной серебром, в которой помещались две чайницы и сахарница (в том же стиле, но немного больше по размеру, увенчанная фигурой льва) из серебра. Уникальный набор, сохранившийся до наших дней, украшен гербом английского политика-консерватора сэра Джеймса Дэшвуда (1715–1779) и его жены Элизабет Спенсер. Вероятно, он был заказан в ознаменование их свадьбы в 1738 году.

Набор серебряных контейнеров с овальными картушами с чеканными и с изображением прибрежных городов и морских пейзажей воплощает апогей творчества Поля де Ламери.

Морские существа, раковины абстрактные завитки дополняют богатый декор контейнеров.

Поль де Ламери, один из самых плодовитых и изобретательных серебряных дел мастеров георгианской Англии, родился в Нидерландах в 1688 году в семье эмигрантов-гугенотов и переехал в Лондон со своей семьей вскоре после прихода к власти короля Вильгельма III. Назначенный ювелиром при Георге I в 1716 году, Ламери впоследствии стал одним из самых успешных поставщиков серебра британской аристократии, а также иностранным правителям, таким как Екатерина Великая из России и Жуан V из Португалии.

Китайская перламутровая шкатулка с набором чайниц от S Herbert & Co, Лондон, 1760 г.

Шкатулка снабжена серебряными петлями и замком, повторяющим цветочный узор перламутра, а изнутри обита подкладкой из красного бархата.

Удивительно искусный резной перламутр этой шкатулки был создан китайским мастером XVIII века. Большинство перламутровых шкатулок этого периода не обязательно были предназначены для хранения чая. Эти шкатулки привозили в Англию корабли Ост-Индской компании. Лондонские ювелиры создавали серебряные чайницы, которые затем продавали в комплекте с такими шкатулками.

Серебряные чайницы и сахарница работы Сэмюэла Герберта в стиле рококо украшены чеканным рисунком со сценами в стиле шинуазри.

Серебряный мастер Сэмюэл Герберт (работал в Лондоне в 1747–1773 годах) начал свою карьеру в качестве ученика ювелира Эдварда Олдриджа I из компании в 1736 году. Его первая «марка» была зарегистрирована в 1747 году, а вторая марка — под именем S Herbert & Co была зарегистрирована в 1750 году. Его работы сейчас находятся в нескольких музеях, в том числе в музее Метрополитен.

Чайная шкатулка, шпонированная разными породами дерева, работа Томаса Миникена, с двумя чайницами и хрустальной чашей для смешивания чая, Лондон, 1804 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.

Чайная шкатулка в стиле рококо из красного дерева с отделкой из позолоченной латуни, длина 16,5 см, около 1760 г., из коллекции музея Метрополитен.

Чайная шкатулка с пасторальными сценами в стиле рококо, украшенная живописной эмалью и позолотой, длина 24 см, Британия, Южный Стаффордшир, около 1770 г., из коллекции музея Метрополитен.

Шкатулка изнутри обита бархатом. В комплект входят две чайницы и сахарница, созданные в том же стиле.

Чайная шкатулка середины XVIII  века, обитая шагреневой кожей, с двумя серебряными чайницами и сахарницей от Pearce & Burrows (Лондон, 1827 г.).

Такие роскошные чайные шкатулки могли себе позволить только очень состоятельные люди. Были и более демократичные конструкции с внутренней отделкой из дерева или с металлической обивкой, в которых не предусматривались вставные чайницы. Чайный лист засыпали непосредственно в шкатулку. Обычно шкатулки держали запертыми, чтобы защитить ценное содержимое. Следующая шкатулка отделана панелями с узорами из гофрированной бумаги в технике, которую мы теперь называем квиллингом. Панели защищены стеклом, а снизу проложена фольга.

Чайная шкатулка из красного дерева с двумя отделениями, Лондон, 1780-1800 гг., ширина 17 см, из коллекции музея Виктории и Альберта.

Технику создания узоров из скрученной бумаги в XIX веке называли филигранью.

Бумажная филигрань была распространенным видом женского рукоделия. Бумагу сворачивали в небольшие катушки, а затем золотили или окрашивали, чтобы имитировать металлические изделия. Часто в общий дизайн добавлялись цветные гравюры или нарисованные портреты. Этой технике даже обучали в некоторых школах. В 1786 году в журнале «Новые дамы» была опубликована статья о филигранной работе с примерами цветочных узоров, бордюров, пальметт и гирлянд. Замысловатые узоры можно было также скопировать с печатных образцов, которые приобретались в таких магазинах, как «Храм фантазии» на Рэтбоун-плейс в Лондоне. В этом магазине можно было купить и материалы для таких поделок.

Китайская чайная шкатулка, облицованная резной слоновой костью с набором чайниц, длина 18 см, конец XVIII – начало XIX века.

Резьба на крышке шкатулки.

Серебряные чайницы внутри шкатулки работы Арнольдуса Вилота датированы 1805-1817 годами.

Китайская лаковая шкатулка с набором чайниц первой половины XIX века.

Внутри шкатулки помещаются две оловянные чайницы с гравировкой.

Чайная шкатулка с отделкой из черепахового панциря с двумя серебряными чайницами и сахарницей работы Джона Джейкобса, Лондон, 1751 год.

Китайская чайная шкатулка, украшенная стеклянными панелями с обратной росписью, длина 29 см, около 1770 г.

Чайная шкатулка в виде пагоды, отделанная инкрустацией из разноцветного перламутра, длина 20 см, первая половина XIX века.

Ранневикторианская чайная шкатулка в виде пагоды, отделанная черепаховым панцирем с перламутровой инкрустацией, длина 23,5 см, первая половина XIX века.

Китайская перламутровая чайная шкатулка, украшенная вставками с обратной росписью на стекле, длина 25,5 см, конец XVIII  века.

Чайная шкатулка, инкрустированная мозаикой из разных сортов мрамора, с тремя отделениями и пейзажным панно с внутренней стороны крышки, длина 33 см, конец XVIII – начало XIX века.

Китайская лаковая шкатулка с парой позолоченных серебряных чайниц работы Майкла Старки, Лондон, длина 21 см, 1810 г.

Серебряная позолоченная чайная шкатулка с двумя отделениями с изображением сцен охоты на лис, длина 18 см, Сэмюэл Даттон, Лондон, 1826 год.

Чайная шкатулка из мрамора, увенчанная сидящей собакой, ее съемная голова служит ключом, длина 33 см, XVIII век.

Чайная шкатулка из самшита, украшенная образцами минералов, длина 28 см, около 1830 г.

Деревянная чайная шкатулка с двумя чайницами и стеклянной чашей для смешивания заварочных листьев, около 1780 г.

Шкатулка украшена внутри и снаружи росписью по мотивам произведений английского художника-пейзажиста Джорджа Морланда.

Пасторальные сцены и пейзажи были модными сюжетами для украшения чайных шкатулок в XVIII веке. Сцена на передней части шкатулки взята с картины Джорджа Морланда 1789 года «Рыбалка на пикнике», которая сейчас находится в Йельском центре британского искусства. Две внутренние чайницы украшены сюжетами «Делия в городе» и «Делия в деревне», гравюры с которых можно найти в коллекции Британского музея. Другие сюжеты на этой шкатулке включают «Пикник рыболовов» и «Сцена в таверне».

Роспись тыльной стороны шкатулки.

Мне нравится27
20
Добавить в закладки
702
20 комментариев
Ната (Редько Наталья)
2024-02-13 06:38:55
+3

Вера, спасибо за показ!Красота! Очень интересные предметы

Primavera (Вера)
2024-02-14 08:15:58
+2

Спасибо, Наталья! И очень обширная тема. Я в ней просто заблудилась) Решила сделать несколько подборок на тему чайниц.

Larsa (Лариса)
2024-02-13 16:25:25
+3

Спасибо большое за информацию. Интересно, познавательно.

Primavera (Вера)
2024-02-14 08:20:35
+1

Спасибо, Лариса! Я и сама узнала много нового, пока подбирала материал. Не думала, что квиллинг имеет такую долгую историю)

Melena
Melena
2763
2024-02-14 09:26:19
+1

Шкатулка с квиллингом не зря в музейной коллекции)) — как напоминание о вечном стремлении человека к творчеству. Роскошь может быть разной)). 

Primavera (Вера)
2024-02-15 08:00:03
+1

Стремление к творчеству - одна из тайн природы человека. Откуда в нас тяга  к прекрасному? Философы так и не нашли ответ… Но наверняка это необходимо для выживания))

Melena
Melena
2763
2024-02-15 08:03:14
+1

Недаром Творец и творчество однокоренные ))

Тома (Тома)
2024-02-14 00:29:30
+2

Вера, огромное спасибо, что всегда делитесь с нами такой красотой!!!!!

Primavera (Вера)
2024-02-14 08:21:45
+2

Спасибо, Тома! Всегда рада поделиться))

Melena
Melena
2763
2024-02-14 09:18:32
+3

Какая изысканная и ароматная тема! Метнуться до дальнего родника за водой, из двух чайниц смешать листья, заварить (тут тоже отдельная тема))), налить в соответствующую чашку и из сахарницы достать кусочек колотого сахара.  И приобщиться к богам))). Спасибо, Вера! 

Primavera (Вера)
2024-02-15 06:58:24
+2

Спасибо, Мелена! Как же вкусно вы все это описали))!!

Это и есть чайная церемония по-русски))

Melena
Melena
2763
2024-02-15 08:08:52
+2

Навело на мысль чудесное чаепитие из Иван-чая, собранного в лесу, очень слегка сферментированного и слабо заваренного. Напиток был просто божественным ))

Primavera (Вера)
2024-02-16 10:39:36
+1

Я так ничего не поняла про иван-чай. Моя мама меня пыталась им поить. Какого-то приятного вкуса я не почувствовала. Трава-травой. Наверное, неправильно сушили.

Melena
Melena
2763
2024-02-16 10:57:23
+1

Это воспоминание из юности — отец собирал иван-чай, затем ферментировал  его в плотно закрытом ведре на солнце, потом эту массу прокручивали на мясорубке и сушили в тени. У родителей получался очень насыщенный вкус и заваривали крепко. А этой осенью отец невестки привёз пакетик иван-чая собственного сбора и ферментации. Очень вкусный и деликатный напиток плюс ностальгия)))

Primavera (Вера)
2024-02-17 10:17:54
+1

Похоже, что мама просто сушила листья без всякой там ферментации, а потому ее иван-чай был просто сеном)) Не удивительно, что я не прониклась)

Melena
Melena
2763
2024-02-17 11:01:04
+1

Просто сушёный он не менее полезный)) я читала, что для всей организмы лучше нету)))

Зоя
Зоя
4859
2024-02-14 13:45:05
+2

Какое огромное разнообразие чайных шкатулок! Два дня любуюсь, а сказать ничего не могу! Красота, красота, красота!!! А делалось все на века! Спасибо, Верочка! Было очень интересно !!!

Primavera (Вера)
2024-02-15 07:39:44
+2

Спасибо, Зоя! Эти шкатулки действительно вызывают ностальгию  по временам Шерлока Холмса. Хотя  нас еще и не было в те времена, я их представляю (и хочу верить, что так и было) по фильму с Ливановым и Соломиным))

tgkh5501 (Татьяна)
2024-02-18 12:13:50
+1

Дорогой чай в достойные  дорогие емкости!  Очень красиво, уютно и добротно. 

Primavera (Вера)
2024-02-19 11:50:56
+1

Шкатулки (любые) — моя слабость. Я уже перестала их покупать. В современных квартирах не так много места для безделушек. Но коллекция картинок все пополняется))