Луис Комфорт Тиффани. Ветер с востока.
Луис Комфорт Тиффани (1848-1933) был настоящим баловнем судьбы: талантливым художником и богатым наследником. Он много путешествовал и в этих поездках черпал вдохновение для своих многочисленных художественных увлечений: от стекла «Фавриль» и предметов декоративно-прикладного искусства до монументальных мозаик и изысканных ювелирных изделий. Путешествия оказали глубокое влияние на каждую дисциплину, которую осваивал сам Тиффани и его фирмы. Особенно глубокое впечатление на художника произвела культура Востока: египетские древности, марокканская экзотика, сирийское стекло, византийские мозаики. Все это в свое время нашло продолжение в творчестве замечательного художника и дизайнера.

Редкая «Мавританская» настольная лампа, бронза, стекло Favrile, свинцовое стекло, Tiffany Studios, около 1895 г.
Поездка на Ближний Восток была непременным этапом творческого становления для европейских и американских художников второй половины XIX века. Луи Комфорт Тиффани не стал исключением: с декабря 1875 по февраль 1877 года Тиффани посетил Алжир и Испанию, и, по всей вероятности, именно тогда он впервые увидел Альгамбру – дворец в Гранаде, блистательный шедевр исламской архитектуры и декора.

Архитектурные элементы из Лорелтон-холла, Ойстер-Бэй, Нью-Йорк, дизайн Л. К. Тиффани.

«Мавританская» настольная лампа из янтарного фаврильного стекла, высота 58 см, Tiffany Studios, около 1900 г.

Редкая (известно только два таких примера) настольная лампа «Скарабей», бронза, стекло Favrile, высота 57 см, Tiffany Studios, около 1898 г.

Настольная лампа «Скарабей», бронза, стекло Favrile, Tiffany Studios.

Настольная лампа в египетском стиле, бронза, стекло Favrile, Tiffany Studios.

Настольная лампа «Мечеть», дерево, бронза, стекло Favrile, Tiffany Studios, около 1905 г.
На стекольной фабрике Тиффани мастера постоянно экспериментировали, создавая новые рецепты стекла под непосредственным руководством Л. К.Тиффани. В конце XIX века он получил патент на переливающееся всеми цветами радуги стекло, которому дал название «Фавриль». В 1898 году в статье о стекле Favrile утверждалось, что фабрика Тиффани способна производить «5000 его цветов и разновидностей». Каким бы впечатляющим ни было это число, диапазон цветов, доступных мастерам Tiffany, был практически бесконечным, во многом благодаря мастерству Артура Нэша, управляющего фабрикой. Одним из наиболее примечательных цветов с самого начала истории фирмы были красные. В обзоре выставки 1894 года отмечалось: «На столах расставлены изысканные формы цветов, тонкие вазы и чашечки, похожие на листья, демонстрирующие удивительное разнообразие оттенков, от бледно-зеленого аквамарина до светящегося красного сан-бёфа (бычья кровь), иногда смешанные, иногда изолированные в одном изделии. Они показывают совершенство, которое компания Tiffany привнесла в стеклодувное искусство».

Красная ваза «Византия», стекло Favrile, Tiffany Studios, около 1914 г.
Название декора из пересекающихся зигзагов, цепей и других вариаций, встречающихся на горлышках, корпусах и основаниях многих ваз «Фавриль», менялось со временем. Ранее он был известен как «египетский воротник», теперь этот узор чаще называют византийским.

Ваза «Византия», стекло Favrile, Tiffany Studios.

«Византийская» ваза в бронзовой оправе со стеклянными «драгоценностями», стекло Favrile, высота 31,5 см, Tiffany Studios, около 1900 г.

Ваза «Гусиная шея», стекло Favrile, высота 36,2 см, Tiffany Studios, около 1898 г.
Ваза, получившая прозаическое название «Гусиная шея», очень популярная модель выдувного стекла Tiffany Studios, имеет вполне благородное происхождение. На создание этой формы Тиффани вдохновили старинные восточные сосуды для розовой воды, имеющие луковичную форму с очень длинным горлышком. Сосуды служили для ароматизации дворцовых помещений и впервые появились в Индии в XVI веке, а затем стали популярны во многих странах Ближнего Востока.

Ваза-камея «Тель-эль-Амарна», стекло Favrile, высота 16,5 см, Tiffany Studios, около 1909 г.
Луи Тиффани вместе с дочерью Джулией совершил тур по Египту в начале 1908 года. Это путешествие включало долгое плаванье вверх по Нилу. Вероятно, здесь была остановка в Тель-эль-Амарне, популярном среди иностранных путешественников туристическом местечке. Регион был наиболее известен своим древним производством керамики с глазурью необычного оттенка синего.

Книжные ограничители с узором персидского ковра, бронза, эмаль, Tiffany Studios, 1899-1918 гг.

Пара «египетских» книжных ограничителей, бронза, эмаль, Tiffany Studios, около 1920 г.

Редкая шкатулка для украшений, патинированная бронза, расшитый бархат, стеклянные бусины, шелк, Tiffany Studios, около 1900 г.

Чернильница со скарабями, бронза, стекло, Tiffany Studios, около 1900 г.

Хьюмидор со скарабями из элитной линии галантерейных товаров, производившейся короткое время с 1906 по 1912 годы, резной орех, синее и золотое стекло Favrile, Tiffany Studios.

Шкатулка с мозаикой "Скарабей", позолоченная бронза, стекло, диаметр 9 см, Tiffany Studios, около 1905 г.

Коробка для марок с мозаикой "Скарабей", позолоченная бронза, стекло, Tiffany Studios.
Мотив скарабея – один из самых часто встречающихся в наследии Tiffany Studios. Кроме того, египетская тема прослеживается и в ряде украшений, созданных по дизайнам Л. К. Тиффани. В поддержку продвижения своих дизайнерских концепций он устроил египетскую вечеринку в шоуруме Tiffany Studios 4 февраля 1913 года. Это празднование включало реконструкцию возвращения Марка Антония к Клеопатре в Александрии. Газета New York Times опубликовала разворот, сообщая: «Клеопатра прибыла на паланкине, которую несли полуобнажённые нубийские рабы... Прибыл Антоний, и тогда нубийцы принесли свернутый ковер. Когда его развернули, появилась мисс Сент-Дени. Её тело было покрыто тонким светло-коричневым покрывалом, а её танец, полный необычной грации, стал главной изюминкой праздника.». Неизвестно, есть ли тут связь, ведь история Клеопатры популярна во все времена, но голливудский фильм «Клеопатра» с Тедой Бара в главной роли вышел на экраны в 1917 году.

Золотое ожерелье «Египетское», лазурит, бирюза, янтарь, Tiffany & Co., дизайн Л. К. Тиффани.

Золотое ожерелье в египетском стиле, лазурит, бирюза, сердолик, эмаль, Tiffany & Co., дизайн Л. К. Тиффани, около 1913 г.

Золотое ожерелье «Скарабей» с фаврильным стеклом, Tiffany & Co., дизайн Л. К. Тиффани, около 1913 г.

Ожерелье с бахромой из скарабеев, золото, фаврильное стекло, Tiffany & Co., дизайн Л. К. Тиффани, около 1914 г.
Чарльз де Кей в официальной биографии Тиффани написал: “С упорством, редко встречающимся у тех, кто в юности подвергался громкой кртике академических художников, он (Тиффани) отказался ограничивать свое любопытство как художника одним или двумя путями в искусстве”. Каждый, кто просмотрел подборку до конца, согласится с этим утверждением. Остается добавить, что этот неординарный человек был в первую очередь талантливым художником. И в начале жизни, и на склоне лет из всех своих увлечений он предпочитал живопись, хотя и не получил академического художественного образования. Его первым учителем стал Сэмюэль Колман, успешный художник и путешественник, основатель и первый президент Американского общества художников-акварелистов, создавший много работ по мотивам своих странствий в Северной Африке и Испании. Не исключено, что именно его пример вдохновил Тиффани отправиться за океан.

«Сцена в пустыне», бумага, акварель, гуашь, карандаш, 30,5 x 51,1 см, Л. К. Тиффани. 1873 г.

«Старая и Новая мечети, «Али Хассимин» и «Султан Эль Кармель», Каир», бумага, акварель, гуашь, карандаш, 80х54,5 см, Л. К. Тиффани, около 1873 г. Эта картина стала одной из шести акварелей, представленных на Столетней выставке в Филадельфии в 1876 году.

«Достоинство в рабстве», бумага, акварель, гуашь, карандаш, 50,2 x 36,9 см, Л. К. Тиффани, 1873 г.

«Зелёная дверь, Алжир», холст, масло, 43,2х54,7 см, Л. К. Тиффани, 1876 г.

«Кафе в Каире», бумага, акварель, гуашь, тушь, 35,5x51,5 см, Л. К. Тиффани










