Ох, уж эти загадочные гейши...!!!)

Слово ге́йша произошло от слова гэйся, что в буквальном переводе значит «человек искусства». Тривиально принято считать, что гейша это японская «актриса», которая занимается развлечением мужчин, не подумайте о плохом, хотя… о плохом следует подумать, но об этом чуть дальше. Чем же могла развлечь гейша мужчину? Конечно же танцами, пением, провести чайную церемонию гейша просто обязана была уметь, и, конечно же, что так необходимо мужчине, как… задушевная беседа.
Итак, общепринято считать, что первый гейши появились в Японии в 17 столетии. Появились они в самых крупных на тот момент, да и сейчас, японских городах: Токио, Осака и Киото. Суть в том, что в этих городах появились районы, в которых начали отдыхать мужчины, японские мужи стали придаваться застольям, сплетням и, конечно же, различным видам разврата. Вы сразу подумаете бедные гейши им приходилось заниматься с мужчиными… Но тут мне придется Вас немножечко удивить… первыми гейшами были МУЖЧИНЫ! Да, да, именно мужчины – актеры театра кабуки. В таких районах сформировались две профессии, точнее одна их этих профессий существовала испокон веков, та, что самая древняя, таких женщин стали называть юдзё, ну а массовики-затейники стали называться гейся.
Знаменательным моментом стал 1751 год, когда гейся стала женщина. Прошло 10 лет и в год господень 1761 она стала профессиональной женщиной-гейся.
Представьте себе, история сохранила ее имя – ее звали Касэн из дома Огия. Изначально Каэн работала юдзё (напомню Вам юдзё – женщина для плотских удовольствий), скорее всего поднакопив денег Каэн решила открыть свой собственный бизнес и она открыла свой собственный дом для гейш, то есть гейся.
Итак, гейся (далее буду называть их гейшами, хоть и не совсем это правильно) главным образом развлекали своих клиентом веселой беседой, ну какой отдых без компании? и игрой на «народном» японском музыкальном трехструнном инструменте – сямисэн.
Примерно в середине ХVI в. в Японию через острова Рюкю был завезен новый струнный музыкальный инструмент – дзябисэн. Его видоизмененный японский вариант, названный сямисэн, быстро приобрел широкую популярность и вытеснил бива бродячих сказителей. Рассказывать об истории бивы и сямисэна можно очень долго...
Есть такое понятие «золотой век гейш», он настал в 19 столетии, когда гейши стали лучшими подругами людей искусства. Если не вдаваться в подробности, то в 19 веке гейша приобрела тот сказочный шарм, которым многие восхищаются, правда, не стоит недооценивать историю. Многие думают, что гейши изначально олицетворяли японских муз, однако это далеко не так. Самые первые гейши были далеко не красавицами, а одеты они были… ну что Вам сказать, юдзё выглядели в глазах мужчин намного более привлекательными. Так же стоит сразу же разделить исконные «места обитания» гейш и юдзё. Юдзё промышляли в самых престижных и развратных районах Японии, а гейши работали там, где они были нужны, многие из них работали по вызову, приходя на вечеринки и праздники. Кстати, далеко не каждый мужчина мог позволить себе пообщаться с гейшей. В японском языке есть такое интересное слово ики, нет, нет, это не название одного из островов в префектуре Нагасака. Ики обозначает элегантность и утонченность, которыми должен обладать мужчина, чтобы позволить себе пригласить гейшу.
Японские женщины должны быть благодарны гейшам, ведь до них у женщин было только два бути: или следить за домашним очагом или идти работать в публичный дом. Именно гейша дала японской женщине право заниматься искусством, а если выразиться по-японски, то гейши позволили женщинам вступить в мир «мир цветов и ив». Уклад их жизни был достаточно чётким: большую часть своего времени они, особенно до Второй мировой войны, проводили в городских районах, называемых ханамати — «город цветов». Наиболее известными подобными районами являются Гион и Понто-тё, расположенные в Киото, и в которых традиционный образ жизни гейш сохранился более явно.
Гейши жили на цветочных улицах (ханамати), ну или «город цветов» трактовать можно по-разному не в этом суть. Интересен тот факт, что у гейш не было фамилий, можно даже сказать, что у них не было их собственных имен, так как именно переходили по наследству от предыдущей гейши нынешней в каждом ханамати. Следует так же отметить, что гейши не имели права выходить замуж, точнее они его имели, но после этого уже не были гейшами.
Давайте свами разберемся с тем, кто же жил в ханамати. В ханамати жили: гейша, можно сказать кормилица(ы), множество, иногда правда и не множество, майко. И всеми этими женщинами руководила «матушка» ока-сан.
Гейши, хоть и не доставляли плотских удовольствий мужчинам, однако они не были девственницами. Со временем сформировалась традиция, что майко (гейша-учиница) может стать настоящей гейшей, только потеряв девственность. Не стоит думать, что девочки теряли девственность случайно. Их невинность выставляли на закрытых аукционах, то есть мужчины, когда наступал срок для майко становится гейшей, предлагали деньги за букет невинности майко.
Наиболее популярными гейши стали в 19 и начале 20 века, когда японское правительство решило объявить войну проституции. Гейш не тронули только потому, что они выглядели на фоне юдзё, ну как Вам сказать, более чистыми и непорочными, да и нельзя было лишать мужчины всех удовольствий.

Труд и быт гейши
Итак, гейши лучше всех знали искусство чайной церемонии, поэтому их легко можно было найти в чайных домах и традиционных японских ресторанах, где они были своего рода заводилами, развлекая мужчин. Очень интересен тот факт, что в чайных домах у гейш была почасовая оплата труда.
Но постепенно гейши стали выходить за рамки чайных домов и приватных вечеринок. Особо талантливые гейши пели, танцевали перед широкой публикой, фактически они были японскими звездами.
Будем считать, что с бытом покончено, но чтобы достичь успеха, гейшам надо было долго и упорно учиться.
Как же проходило обучение гейш.
В Японии существовали, да и существуют по сей день, правда, есть вероятность, что существовать будут не долго, дома гейн под названием окия. В эти дома попадали маленькие девочки в возрасте с 4-6 лет, иногда даже раньше. Попадали в окия девочки различными путями, зачастую их туда просто продавали бедные родители.
Итак, девочка попадала в окия в роли служанки, постепенно, по мере взросления, она все ближе приближалась к гейше и становилась ее служанкой. Гейша обучала девочку и помогала ей.
Вообще такого рода система характерна для Японии. Ученик попадал в дома учителя, занимался домашними работами, потом становился его ассистентом, а потом становился мастером.
В окия начиналось обучение будущих гейш. Учили девочек игре на различных музыкальных инструментах (обязательным инструментом был сямисэн), пению, танцу, чайной церемонии, икэбане, поэзии, каллиграфии, живописи, в общем, учили всему тому, что могло помочь в обольщении мужчин. Кстати учились гейши постоянно.
Наблюдая за старшей гейшей у себя в доме, девочки учились подбирать подходящее для требуемой цели кимоно, надевать его, а также обучались искусству ведения беседы. Однако, не обязательно, что непосредственно старшая гейша окейи будет заниматься с будущей гейшей: будущая гейша обзаводится так называемой «старшей сестрой» (теоретически, это может быть любая девушка, ставшая гейшей), которая и должна обучать её, свою «младшую сестру». Зачастую старшей сестрой становится старшая гейша в доме, однако у этого правила существует множество исключений.
Девочка трудилась, училась и к 11 годам иногда к 15 девочек начинали называть майко. Со статусом майко девочка получала новое имя, часть которого заимствовалась из имени «старшей сестры».
С этого момента становление гейши «старшая сестра» начинала учить майко общаться с клиентами. По истечению определенного промежутка времени начинающая гейша обучалась искусству общения и заводила собственных клиентов и поклонников и превращалась в мидзуагэ. Точнее мидзуагэ это не название девочки а церемония, отмечающая повышение статуса. Майко пять раз меняет свою прическу, символизирующую каждый шаг, ведущий к становлению гейшей. На церемонии мизуагэ пучок волос на макушке символически стригут, чтобы более взрослой прической обозначить переход от девочки к молодой женщине. После обряда мизуагэ следующий важный поворот в жизни майко — это церемония эрикае, или «превращение воротника». Это происходит, когда майко меняет красный вышитый воротник «ребенка» на белый воротник взрослой гейши. Как правило, все случается приблизительно в двадцатилетнем возрасте.
Итак, нашей девочке исполняется 18 лет. Если к этому возрасту наша будущая гейша преуспела в создании клиентской базы, тогда матушка разрешает ей работать самостоятельно по собственному распорядку. Помимо этого с 18 лет у гейши может появиться данна. Вообще данна необычная личность. Зачастую это любовник гейши, который всесторонне материально поддерживает гейшу. Он покрывает текущие расходы на гейшу, приводит ее на важные мероприятия, приобретает кимоно (о цене настоящего кимоно даже говорить боюсь – это целое состояние). Если в двух словах, то данна для гейши это промоутер, благодаря которому она может стать звездой, а вод без него у нее на это нет никаких шансов.
Кстати, чаще всего союз гейш и дано заканчивается образованием семьи.
Как говорилось выше, в окию девочки попадают будучи проданными своими родителями, однако некоторые из девочек – это дочери хозяйки. Естественно право наследования на окию принадлежит дочкам матушки, которая, кстати, была раньше гейшей. Однако, зафиксировано множество случаев, когда матушка удочеряла самую перспективную девочку и передавала ей окию. Удочерение хозяйкой позволяет гейше получить фамилию общины, она становится ататори, а также получает право в будущем унаследовать имущество окия.
Если быть откровенным, то окия и гейши являются своеобразным жизненно-необходимым симбиозом для обеих сторон. Так как окия благодаря гейшам получает постоянный доход, а гейша получает доступ к великолепной одежде, инструментам, веерам, крышу над головой и пищу в конце то концов. Точнее, гейша получает право заказывать кимоно за счёт окия, так как каждое кимоно в жизни гейши является неприкосновенной собственностью, забрать без спросу чужое кимоно приравнивается к посягательству на личную неприкосновенность, правда добрые матушки зачатую одалживали свои. Обычно при поступлении на работу в окия (а учёба на гейшу тоже считается работой) заключается контракт от 5 до 7 лет. По истечении этого срока гейша продолжает работу или уходит из окия.























+5
7

10 комментариев

Шаманка (Анна)
24.06.2014 22:20
0
Удивительный пласт японской культуры! Интересная история и кадры из одного из моих любимых фильмов! Спасибо, получила большое удовольствие от вашего топика!
luba62 (Люба)
24.06.2014 22:49
0
Прочла одним махом!!! Познавательно… Дивная, загадочная Япония. Спасибо!
NatalliaM (Наталья)
24.06.2014 23:03
0
Очень интересно узнавать про такой загадочный Восток! спасибо!
19ol43 (Лилия)
24.06.2014 23:18
0
Пикуль очень проникновенно описал жизнь гейши!
lazy (Татьяна)
24.06.2014 23:45
0
Эх, не успела я довышивать свою «гейшу» — девушку, играющую на сямисэн, так бы было кстати- а там еще на 2 недели работы, да еще и жду ниток с Парагвая или Уругвая — фон зашивать… А статья, действительно очень интересная. Спасибо
Alexa (Alexandra)
25.06.2014 00:39
0
спасибо, было интересно почитать, сама интиресуюсь историеи и культурой Японии
galina5 (Галина)
25.06.2014 09:43
0
Спасибо! Очень интересно.
moss13201 (Евгения)
25.06.2014 09:58
0
Спасибо! Как интересен и разнообразен мир, в котором мы живём!
agness (Ольга)
25.06.2014 10:41
0
Спасибо, что поделились с нами. Очень понравилось.!
ZoyKorch (Зоя)
25.06.2014 19:04
0
Спасибо! Очень интересно!