Фотосъёмка при слабом освещении

очень актуальная тема для нас

Фотосъёмка при слабом освещении: 10 простых способов и спецэффектов для получения интересных снимков товаров

автор Фракталика (Ирина Терещенко: livemaster.ru/fraktalika

Фотосъёмка при слабом освещении: 10 простых способов и спецэффектов для получения интересных снимков товаров | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В этой заметке вы найдёте простые способы для создания интересных фотографий без фотошопа, красивые спецэффекты для предметной съёмки, в том числе крупных предметов. Подробнее остановлюсь на съёмке в условиях слабой или недостаточной освещённости. Вам больше не придётся ждать солнечной погоды — после применения этих знаний на практике, вы научитесь упралять явлениями природы, направляя их красоту и мощь на пользу любимому делу.

Материал заметки рассчитана на широкий круг читателей. Большая часть способов относительно проста в применении. Но особенно будет интересен начинающим мастерам и фотографам.

В продолжение предыдущей заметки… Мне нравится эта тема — спецэффекты :) А вам?

1. Фотосъёмка при свечах.

Для маленьких предметов

На фото: освещение вспышка от фотокамеры (авторежим), и три греющих свечи.

фотосъёмка

Переставляя свечи за предмет или вокруг него, выстраивая фигуры из них (сердечко, круг), размещая на разной высоте сверху или снизу от объекта съёмки, можно получить интересные эффектные снимки. Используйте разные размеры и количество свечей в кадре, добавляйте небольшие светильники для создания композиции.

На фото: освещение из окна (справа) и свеча на столе. Авторежим, без вспышки. Пасмурный день, серое небо

съёмка при слабом свете

2. Зеркала и отражённый свет.

Слабый свет от окна, поворачивающееся зеркало для его отражения — направленный солнечный зайчик, отражатель из листа белой бумаги, вспышка с рассеянным светом в потолок… Проще некуда. Попробуйте!

съёмка

Использование при съёмке света свечей и зеркальных отражений для создания композиции.

съёмка в помещении

Зеркала большого и среднего размера, расположенные друг напротив друга, — их отражения создают эффект глубокого коридора. Особенно интересно этот эффект выглядит при съёмке резных свечей сложной фигурной формы, из нескольких цветов воска, со множеством фитилей — дополнительный эффект калейдоскопа.

Подсветка теней небольших предметов отражателем, с серебристой или золотистой поверхностью (на маленьких фото игрушки хорошо виден этот эффект).

съёмка при свечах

Маленькие хитрости

  • для усиления эффекта свечения в отражениях применяйте вместо авторежима — режим «ночная съёмка». Баланс белого — «Лампы накаливания» (при съёмке с такими лампами, их ещё называют лампа Ильича)$
  • поверхность зеркала должна быть идеально чистой, чтобы избежать многократного отражения отпечатков пальцев и пыли;
  • для встроенной фотовспышки у полупрофессиональных камер применяйте рассеиватели — белый или зеркальный (как на фото ниже) — это поможет избежать множества нежелательных бликов, смягчит яркий поток света, направит вспышку света вместо «в лоб» — в потолок и в стороны. Следите за тем, чтобы вспышка не била в большое зеркальное стекло напрямую, а только подсвечивала объект съёмки;
  • большое значение во время съёмки при слабом освещении имеет хорошая оптика фотоаппарата, отлично, когда она есть;
  • при съёмке в комнате в не солнечный день пользуйтесь штативом или упором для рук, даже если кажется, что света от окна достаточно. Можно перевести фотокамеру в режим «Движение», — это повысит светочувствительность, но одновременно увеличивается и зерно на изображении;
  • золотистый и серебристый отражатели дают разную цветовую подсветку (золотистый — более тёплую и телесную, серебристый — жёсткую, белую холодную).
светильник

3. Создание настроения с помощью угла падения света.

Свет, падающий снизу*, придаёт снимку оттенок таинственности и мистики. Создаёт мысленный образ, будто перед нами что-то загадочное. Придаёт объекту съёмки оттенок дьявольски притягательного и необъяснимого… Всё потому, что человеческому глазу не привычно такое освещение, оно не естественно в обычных условиях.

Свет от солнца и ламп падает сверху на нас, даёт подсознанию ощущение комфорта, безопасности и тепла (вспомните совет ходить по светлой стороне улицы). Свет, идущий снизу, особенно цветной (жёлтый, красный) создаёт в подсознании древний образ огня, добавляет портрету человека чёртиков в глазах. Создаёт интересные фигуры теней на предмете съёмки и вокруг него.

Гадалки и ворожеи, для создания атмосферы таинственности, часто прибегают к этому эффекту.

свет

*Свет снизу — очень сильный спецэффект, подходит не для любого направления хэнд-мейда. Применять его стоит умеренно, в качестве дополнения к основным снимкам. Эффект будет вполне уместным при съёмке эзотерических аксессуаров, предметов для шаманских ритуалов и готической субкультуры, различных в том числе интерьерных масок, предметов фен-шуй — именно для усиления эффекта восприятия от них, создания определённого настроения и атмосферы тайны вокруг.

Возможно — при фотосъёмке предметов, одежды и обуви ручной работы народов, живущих в определённых климатических условиях, отличных от условий жителей средней полосы. Регионов, где долгая ночь — явление привычное, например народы Севера.

При съёмке шляпок и вуалеток, для подсветки теней на лице от головного убора.

спецэффекты на фото

4. Цветной свет.

Луч, подсвечивающий предмет сбоку, или направленный позади объекта на однотонный фон, падающий сверху на объект (например луч синего, красного цвета) — создаёт интересные отблески на поверхности предмета, на волосах, шерсти и меховых изделиях.

Цветное стекло на вспышке (осветительном приборе) должно быть достаточно плотным и тёмным, чтобы создать такой эффект подсветки, но при этом не перекрывать поток света полностью. Есть профессиональные цветные фильтры для лапм (гели, фолии), но можно для начала поэкспериментировать с подручными средствами — цветными лампами, стеклом...

фото мастер-класс

Данный эффект широко распространён: его применяют при видеосъёмке телепередач мистического направления, различных интервью с человеком инкогнито, в шоу-бизнесе и театральных постановках. Позаимствовать у них, как довольно простой спецэффект, а почему бы и нет.

5. Дым.

фото работ

Сильный спецэффект — цветной дым. В качестве дополнительного цветного фона, для фотосъёмки крупных предметов -например, одежды. Не самый простой на практике, и быстро рассеивается… Но, очень уж впечатляет эффект от его применения на фотографиях!

Маленькие хитрости

  • чтобы показать на снимке поднимающийся горячий пар, например от красивой чашки с чаем, (а ситуация не позволяет наливать горячее в эту посуду), попробуйте следующее: прикрепите за объектом съёмки аккуратно на скотч тлеющую сигарету. Следите за тем, чтобы она сама не попала в кадр, и держите фотоаппарат напротив предмета, чтобы не было видно, что чашка пуста. Тонкая струйка дыма легко имитирует пар.

6. Режим «мультиэкспозиция».

На фотоаппарате (поддерживающем ручные настройки).

Позволяет сделать двойное экспонирование (два и более снимков, один на другом). При использовании штатива, даже в условиях слабого освещения на улице, или от света окна в пасмурную погоду, можно получить хороший результат с естественным светом, за счёт увеличения количества попадающего света в объектив, как минимум в двое.

фото больших работ

Маленькие хитрости

  • важно не сдвинуть фотоаппарат (поэтому лучше применять штатив). Потребует некоторого терпения, тренировки, и дублей кадров, чтобы выбрать подходящий. При двойном (многократном) экспонировании подвижные объекты в кадре могут оказаться смазанными;
  • при мультиэкспозиции идёт наложение яркоосвещённых (на фото выше — белые) участков на более тёмные тени, снятые в первый раз. Поэтому лучше сначала снять более тёмные фоны и слабо освещённые объекты, а затем, на втором и последующем дубле — освещённые ярким светом;
  • аналогичный эффект мультиэкспозиции можно получить в графическом редакторе Photoshop, режимы наложения слоёв Экран, Светлее, Перекрытие;
  • интересен этот эффект также при съёмке одного кадра на другой от разных объектов и фонов (освещённый предмет и серые облака, снег и освещённый предмет);
  • очень важно не перестараться с этим спецэффектом. Но зато, если попадёте точно — получите нереально захватывающую картинку! Снимок, передающий настроение, наполненный светом и теплом, передающий эмоции… Возможности для реализации фантазии тут безграничны.

7. Галогеновая лампа (для съёмки больших предметов и вещей).

Хороший заменитель фотовспышек — галогеновая лампа прожектор (на фото).

фото больших работ

По цене такая лампа значительно дешевле профессиональной, и даже средней, вспышки. Даёт очень яркий, контрастный тёплый свет, с желтоватым оттенком.

При работе с ними необходимо помнить, что галогенки очень чувствительны к сотрясениям и ударам, потребляют много электричества (стоит включать на короткое время), а их корпус — довольно быстро и сильно нагревается, легко можно обжечься!

Направленный свет галогена в потолок, или в угол комнаты, даёт рассеянное мягкое освещение, что удобно при съёмке крупных предметов. А также для съёмки зимой и осенью, когда на улице стоят долгие пасмурные дни.

Маленькие хитрости

  • галогеновые лампы (аналогично, лампы накаливания), лампы дневного света (они же люминесцентные лампы) и солнечный свет — в силу своих особенностей и цветовой температуры, придают совершенно разную цветовую окраску при съёмке. Об этом следует помнить, чтобы предметы на цветных фото не выглядели пятнистыми, местами пересвеченными, или со странным, неестественным им оттенком :) (В чёрно-белом варианте снимка эти косяки разного освещения не так сильно бросаются в глаза, и заметны только профессионалу);
  • люминесцентные придают предметам на снимке зеленоватый оттенок. Это особенно хорошо заметно на коже, когда в кадре лицо и руки. Но можно использовать это явление как дополнительный спецэффект в предметной фотосъёмке, например зелёных и голубых стеклянных объектов, или для того чтобы приглушить слишком яркий оранжевый оттенок, создать цветной блик… очень осторожно;
  • дневной свет имеет голубой оттенок.

8. Фотосъёмка на улице (тёплые вещи) + реквизит (бенгальские свечи, снег, еловые ветки, котики).

Погода не радует солнечными днями? Не беда. Отправляемся на улицу. Тут важно понимать такой момент: фотографии на улице и фотографии дома на подоконнике — в одну и ту же погоду, в один и тот же день и время — будут отличаться. А всё потому, что на улице значительно светлее, чем в помещении.

Снег

фото больших работ

Расположите объект съёмки. Попросите ассистента потрясти заснеженную ветку за кадром, чтобы посыпались снежинки, и сразу фотографируйте.

9. Съёмка в движении.

Объект съёмки стоит неподвижно. Двигается поверхность, на которой он стоит (или сидит), относительно плоскости земли, и за счёт этого двигается окружающий фон. На снимке фон будет смазан, вне зоны резкости. Таким образом можно получить эффектные полосы размытия. Визуально — эффект скорости, как при быстром движении автомобиля.

Резкость наводится по объекту съёмки, нажимать на спуск надо во время движения. Выдержка от 1/60 -1/125 сек. и меньше (чем быстрее движение, тем короче выдержка).

Такие условия можно создать, расположив предмет съёмки, например, на сидении детской карусели. Фотограф сидит напротив объекта, другой человек медленно вращает по кругу карусель. Для получения результата смазанности фона часто достаточно совсем небольшой скорости, чуть-чуть подвигаться в одну и другую сторону.

Почти аналогичный эффект из Photoshop — фильтр Spherize (сферизация): на выделенной круглой центральной области — растушёвка пером и вогнутость (ползунок фильтра влево). Для съёмки крупных объектов (одежды, сумок), украшений на модели, для создания ощущения движения в кадре и придания снимку настроения.

Маленькие хитрости

  • ветер — хороший помощник для создания эффектной фотографии в движении для лёгких предметов — тонкого длинного шарфика, большого лёгкого платка. Очень эффектны снимки таких вещей, когда лёгкий шарфик одним концом уложен на шее девушки, другой конец длинный — красиво развевается по ветру. Тут понадобится сделать несколько дублей, чтобы было видно цвет, узор рисунка, складочки;
  • фото лёгкого платка или шарфика на девушке воспринимаются визуально лучше, чем аналогичный платок/шарфик, лежащий на фоне в свёрнутом виде. Более оживлённым, душевным… Особенно когда девушка чуть улыбается :) Но, возможно, это просто по причине наглядности практического применения вещи. Крупные интернет-магазины активно пользуются этой особенностью нашего восприятия во время фотосессий товаров (антураж, с участием людей);
  • лучше работать с ассистентом, чтобы случайно не повредить тонкую вещь о ветки деревьев, вовремя поймать. Погода — выбирать день без осадков, по той же причине (снег, капли дождя могут оставить нежелательные пятна);
  • на фотоснимке тонкие нити лески не видны, особенно когда солнце в дымке облаков и свет на них не бликует. Можно применять их для подвешивания предметов, вещей, создания красивых складок драпировки;
  • при съёмки в движении с рук, при длительных выдержках (1/60-1/30 сек и больше) важно, чтобы объект и фотокамера оставались неподвижны. Зафиксируйте предмет съёмки на месте и найдите опору рукам.

10. Режим «ночная съёмка».

Эффект лёгкого свечения, ореола вокруг светильников, стекла, предметов с блестящей поверхностью (на белых керамических чашках, от золотистой каймы).

На фото: освещение греющие свечи, подсветка вспышкой через секунду. Режим на фотокамере «ночная съёмка».

фото работ

С ним поосторожнее, так как, несмотря на подсветку вспышкой, объект может получиться нерезким (рука дрогнула, непроизвольное движение при длительной выдержке). Применять как спецэффект, дополнительно к другим фотографиям.

Интересно для съёмки вышитых скатертей, создания атмосферы старины, когда основной визуальный упор идёт именно на рисунок скатерти на переднем плане — он подсвечен вспышкой, — а ореолы вокруг свечей (имитация света от лучины) — сверху на втором, или заднем плане, вне фокуса.

На сегодня всё :)

Благодарю за внимание, буду очень рада, если данная информация оказалась для вас полезной. Если появились вопросы, пожелания раскрыть какую-либо из затронутых тем в следующей публикации более подробно, напишите мне лично в сообщении, или оставьте комментарий ниже.

Если вы, так или иначе, уже применяли аналогичные методы при съёмке, поделитесь своим опытом, что у вас получилось в результате: помогло ли это показать ваши работы покупателям с новой стороны, лучше раскрыть качества и характеристики работ, повлияло на увеличение продаж, другое. Ваш опыт очень важен!

Желаю всем приятного дня :)

С уважением, Ирина Терещенко


Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade


654

655

65

34

1

13

22
34

14 комментариев

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Fotin (Светлана)
10:25
1
Наталья! Спасибо. Великолепный топик. Помощь изумительная мастерам. Храни Вас бог!
11:49
0
Наташа! Большое спасибо! Просто неоценимая для рукодельниц информация!
Ольга (Ольга)
12:54
0
Спасибо большое, очень полезно, буду пробовать!
Ursel (Наталия)
23:39
0
Спасибо! Очень нужная и интересная информация.
Галия (Галия)
13:33
0
Благодарю за полезную информацию! Всех благ!
ludochka (Людмила)
21:23
0
Svetlana21 (Светлана)
01:42
0
Спасибо! Надеюсь, после вашего топика мастерство форумчанок повысится! Иногда, просто жаль работу, которую выставляет мастерица! Пользуясь случаем, даю ссылку на простые истокиhttp://www.passionforum.ru/posts/58721-napolnim-babushkin-sunduchok-2.html. у вас уже второй уровень, почти черный пояс!
Наталья (Наталья) Автор
06:27
0
мой уровень ниже всякого пояса… материал из интернета
Svetlana21 (Светлана)
19:16
0
Я понимаю, что из нета. Но учиться надо, хотя бы азам… Например, напротив окна НЕЛЬЗЯ!
Наталья (Наталья) Автор
19:17
0
а почему? я фотографирую напротив окна…
Svetlana21 (Светлана)
20:56
0
НИЗЯ! Я сама учусь! Сходите по моей ссылке — там опытные фотографы дают советы…
Наталья (Наталья) Автор
05:32
0
я наверное неверно поняла-я снимаю ОТ окна а не НА него
Svetlana21 (Светлана)
09:03
0
Тогда порядок!
02:44
0
Какая нужная информация! Благодарю!